Аутсорсинг - что за зверь такой? Отдать или не отдать? Вот в чем вопрос.
За последние десять-пятнадцать в русском языке появилось огромное количество иностранных слов. Понятных и не совсем. Благозвучных и не очень. Обозначающих (давно) известные понятия и нечто ранее неслыханное. Мы с ними потихоньку разобрались и освоились, стали употреблять к месту и со знанием дела. Но, как выясняется, велик не только русский язык. К ранее освоенным иностранным словам то и дело добавляются новые. Одно из таких новых - "outsoursing" (аутсорсинг) - настолько "свежее", что точного перевода не найти даже в быстро обновляемых интернет - словарях. И, пока смысл его несколько туманен, оно применяется как некий синоним словам субконтрактинг и кооперация. Буквальный перевод слова "outsoursing" - "втекающий извне / снаружи". В бизнес - практике это понимают как "(нечто) имеющее внешний (по отношению к фирме) источник / происхождение". Этим словом принято обозначать вынесение бизнес-функций за пределы компании, передачу их для исполнения другим фирмам. Но, не просто передачу: - аутсорсинг есть форма взаимодействия, при которой "внешнее" предприятие (продавая заказчику свои товары/услуги) включается в "управленческие контуры" заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым. Для сравнения: - кооперация есть форма взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагентов готовые изделия (детали / узлы / агрегаты); - субконтрактинг есть форма взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагента услуги по выполнению (технологических) операций. Нельзя сказать, что аутсорсинг (как организационное решение) для отечественных предприятий экзотическое явление. Можно привести многочисленные примеры его использования малым и средним бизнесом, особенно в части услуг: - бухгалтерское обслуживание и юридическое сопровождение; - информационное обслуживание в самых разных сферах: от патентного поиска до тематического мониторинга СМИ; - различные виды охраны, - уборка (производственных) помещений; - обслуживание и поддержание компьютерных сетей и ПК. Что же касается непосредственно промышленного производства, то здесь дальше обслуживания оборудования дело продвинулось не очень. По мнению консультантов БТК "Знаю как", среди основных причин неразвитости аутсорсинга в машиностроении следует назвать: a. Недостаток предложения (производственных) услуг. Во-первых, (в силу исторических причин) производственная структура предприятий практически одинакова - у всех есть все переделы. Но, обычно, это универсальное оборудование, на котором трудно получить ощутимые конкурентные преимущества. Другими словами: внешнее предложение производственных функций ни по цене, ни по качеству не слишком отличаются от "своего"; Во-вторых, промышленное производство - отрасль пока еще не самая прибыльная и здесь еще нет ни больших инвестиций в (технологически) специализированные (высокопроизводительные) производства, ни достаточного предложения разного рода инжиниринговых услуг. b. Проблемы взаимодействия. Аутсорсинг это форма взаимодействия, наиболее близкая предприятиям с матричной структурой. Матричная структура предполагает высокий уровень управленческой культуры: целеполагание, четкая формализация (управленческих) процедур и организационных регламентов, недвусмысленные критерии оценки результатов работы, ясные обязанности и ответственность. Привлекая внешнее предприятие к аутсорсингу необходимо все эти вопросы продумать, оговорить и зафиксировать. Увы, готовы к этому (морально и профессионально) далеко не все менеджеры. c. Риски Одним из недостатков такого тесного взаимодействия как аутсорсинг является возрастание (количества) рисков, которым подвергается производственная система. В каком-то смысле эти риски даже удваиваются. Кроме того, есть специфические риски: - любой из партнеров по аутсорсингу имеет возможность проявить рыночную силу в большей мере, чем это осуществимо при других формах взаимодействия; - аутсорсинг - прекрасный способ "вырастить" (в средне-догосрочной перспективе) хорошего конкурента. Примером этого может служить "экономическое чудо" Южной Кореи и стран Юго-восточной Азии, появившееся из аутсорсинга японских и американских фирм. d. Психологические барьеры Существенным препятствием к привлечению внешних организаций является моральная неготовность доверить внутрифирменную информацию и положиться на "варягов". Существуют подобные барьеры и у "дающей" стороны, и у "принимающей". Однако, у аутсорсинга есть неоспоримые достоинства, которые во многом компенсируют недостатки. Главнейшие из достоинств аутсорсинга: - способность обеспечить высочайшую гибкость производства для предприятия, "отдающего" функцию. В случаях, когда требуется освоить ранее неиспользовавшиеся технологии, разница между аутсорсингом и освоением "у себя" особенно впечатляет - время необходимое для запуска новой продукции сокращается многократно, месяцы превращаются в недели, иногда даже дни. - возможность (для "отдающего") быстрого достижения максимальной компетентности в отданной функции. Кроме этого, есть и другие положительные моменты: - переданная функция (практически, гарантированно) будет выполняться с конкурентоспособным качеством и конкурентоспособной стоимостью, что "у себя" достигается далеко не всегда; - предприятие "отдающее" функцию, имеет возможность (значительной) экономии затрат на приобретении оборудования, организации рабочих мест, наборе и обучении персонала и т.д.; - особенно хорош аутсорсинг в ситуациях с неясными рыночными перспективами выбранного направления и/или коротким жизненным циклом выпускаемой продукции, поскольку позволяет снизить потери от ошибок в выборе направления развития - затраты на поддержание "отданной" функции не будут превышать аналогичных затрат "у себя"; - отдельно следует отметить возможность экономии организационных ресурсов (у "отдающего") и концентрации их на ключевых аспектах бизнеса. Общих рекомендаций на тему: "Отдавать или не отдавать функцию на аутсорсинг?",- безусловно, нет. Этот вопрос каждое предприятие решает само для себя, исходя из своих целей, своего понимания путей их достижения и имеющихся ресурсов. Думаю, излишне говорить что в основе решения об аутсорсинге лежит экономическая эффективность вариантов " сделать самим / отдать на аутсорсинг". Но, можно обозначить категории функций, для которых использование аутсорсинга наиболее эффективно. I. "Второстепенная" функция Речь идет о функции, которая сама по себе не создает добавленной стоимости и/или не приносит прибыли предприятию, хотя и является необходимой. Это могут быть упоминавшие выше бухгалтерские функции и функции системного администратора, кадровый учет, обучение персонала и т.п. К этой же категории могут быть отнесены любые функции (даже основные) имеющие разовый характер, скажем, работы связанные с перепроектированием / реструктуризацией / модернизацией производства. Эти функции вполне успешно могут взять на себя различные консалтинговые и инжиниринговые компании: - компания "Северсталь-Авто" передала функции управления (!) одним из своих производств компании Gemco . Цель взаимодействия: достижение в течение года заданных показателей качества и производительности труда, проведение реструктуризации предприятия, обучение персонала и внедрение современной культуры производства; - Онежский тракторный завод " и ЗАО "Масса-К доверили функцию отдела главного технолога Бюро технологического консалтинга "Знаю как". Цель взаимодействия: проведение технико-экономического анализа, технологическое проектирование производства, достижение заданных технико-экономических показателей производства; - компания "Чистые технологии" использовала фирму "Рокад" в функции отдела главного конструктора при постановке на производство новой техники. Цель взаимодействия: достижение целевых производственных и эксплуатационных показателей выпускаемой продукции. II. "Новая" функция Сюда относятся функции, которых ранее не было, и необходимость которых возникла в процессе развития предприятия. Характерной особенностью новых функций является отсутствие достаточной собственной компетентности в вопросе и риски потерь, связанных с освоением неизведанного. Примеры "новых" функций: - маркетинг и сбыт на новых (для предприятия) товарных и/или географических рынках; - разработка непрофильных (по специализации), но принципиально значимых компонентов выпускаемой продукции (приводов, электронных блоков и т.п.); - освоение новых (производственных) технологий. III. "Существующая" функция Выполнение части производственных функций своими силами не всегда возможно с конкурентоспособными ценой / качеством. Особенно часто это происходит на операциях с небольшим объемом работ, требующих высокой квалификации и/или специализированного (дорогостоящего) оборудования. Примером такой функции могут быть разного рода (климатические или механические) испытания. Передать такие функции на аутсорсинг - святое дело. Специализированные центры берутся за это весьма охотно. Еще одни повод для аутсорсинга - загрузка производственных мощностей близкая к максимальной величине. По имеющейся информации, С-Пб завод металлоконструкций в 2003 году в связи с полной загрузкой собственных производственных мощностей искал возможности аутсорсинга "избыточных" заказов. Подводя итог сказанному, хочу отметить: во многом аутсорсинг - организационная "технология" завтрашнего дня. По инфраструктурным причинам мы еще не вполне готовы к ее использованию, еще следует "потренироваться" на субконтрактинге. Но, это самый перспективный путь к достижению конкурентоспособности мирового уровня. Мы обязательно научимся. Статья опубликована в журнале "Компас промышленной реструктуризации" за сентябрь 2004 |