Меню голодного менеджераНаталия Тютюненко Первоисточник: Прошлогодний всплеск интереса к бизнес-образованию принес свои плоды. Изголодавшиеся по новым учебным программам менеджеры подтолкнули бизнес-школы к массовому выводу на рынок качественно новых учебных курсов, каждый из которых имеет свои уникальные особенности. Так что образовательное меню 2005 года обещает быть интересным и ярким.
Учебное меню на будущий год привлечет и тех, кто сторонился образовательного «общепита» Секреты кулинарного мастерства Главная тенденция прошлого года – сегментирование рынка образовательных программ, более четкая их ориентация на ту или иную категорию слушателей. Например, в массовом порядке стали появляться специализированные МВА. Эти новшества связаны с перенасыщением рынка классическими МВА: базовые знания уже мало кому интересны. «Открывая новую программу, уже недостаточно назвать ее МВА или ЕМВА, у каждой должно быть свое лицо,– рассуждает декан одной из бизнес-школ.– Это все равно, что сказать просто „сыр”, не уточнив, какого именно сорта». Именно по этой причине, как считает ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергей Мясоедов , целый ряд школ начинает идти от General MBA к специализированным программам. Например, в ГУУ в 2004 году появилась программа МВА со специализацией «Корпоративное управление», факультет финансов и банковского дела АНХ запустил программу «МВА: Банки», в МГИМО стартовала программа «МВА: Международный нефтегазовый бизнес» и т. д. Эта же тенденция затронула и программы ЕМВА. В прошлом году бизнес-школы анонсировали не менее десятка еxecutive-программ, среди которых, к примеру, программа Центра «Предпринимательство и малый бизнес» Высшей школы корпоративного управления АНХ, ориентированная на менеджеров печатных изданий и издательского дела. Кроме того, начиная с прошлого года, готовить программы, в первую очередь МВА, бизнес-школам стало немного легче. При Министерстве образования был создан экспертный совет, который теперь занимается рассмотрением и экспертизой заявок на аккредитацию новых программ МВА. В его состав вошли директора ведущих бизнес-школ, поэтому работа совета даст возможность более профессионально и глубоко анализировать поданные заявки и избежать ошибок, которые нередко допускают чиновники. В прошлом году было подано 26 таких заявок, и 20 из них экспертный совет одобрил. Правда, последнее слово все равно остается за Министерством образования. Блюдо года Программ ЕМВА, заявленных крупными бизнес-школами, на рынке сегодня достаточно. Открыли новые ЕМВА (или модифицировали их) Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Высшая школа международного бизнеса при АНХ, Центр «Предпринимательство и малый бизнес» Высшей школы международного бизнеса при АНХ, Классическая бизнес-школа, Институт экономики и финансов (ИЭФ) «Синергия» и т. д. Этот перечень явно будет пополняться. Иногда доходит до анекдотичных ситуаций. Например, к директору авторитетной московской бизнес-школы на образовательной выставке подошла представительница регионального вуза: «Вы знаете, мы в 2005 году откроем трехмесячную программу ЕМВА. Читать ее пригласим шесть западных преподавателей». Директор был немало удивлен тому, как можно втиснуть полутора-двухгодичное обучение в столь короткий промежуток времени. Осознавая, что борьба за слушателей в этом году обострится, школы постарались сделать свои ЕМВА по-настоящему новыми, непохожими на те, которые уже существуют на рынке. Основной упор они сделали на контакты с западными партнерами. Например, факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) предлагает пока единственную на рынке возможность учиться по совместной программе шести европейских бизнес-школ: Copenhagen Business School (CBS), HEC-Paris, Louvain School of Management (IAG), The Norwegian School of Economics and Business Administration. По словам директора программы International EMBA Дмитрия Волкова , во время обучения (оно длится 18 месяцев) слушатели могут пройти две недельные зарубежные стажировки в двух школах-партнерах. А при успешном окончании программы – получить, помимо российского диплома, степень EMBA, подтвержденную пятью западными школами. Программа Executive MBA Стокгольмской школы экономики посвящена стратегическому менеджменту. Маргарита Адаева-Датская , вице-президент Стокгольмской школы экономики по коммуникациям: «В программе Executive MBA Strategic Marketing упор сделан на развитии компании и поиске рыночных возможностей. Она включает управленческие дисциплины: финансы, HRM, а также модули по маркетинговым коммуникациям – международному маркетингу, маркетингу услуг, брэндингу и т. д.» Особое внимание будет уделено важнейшим аспектам переходных и развивающихся экономик. Занятия будут вести на английском языке. Как минимум два модуля пройдут в Швеции. О создании международной ЕМВА недавно заявил Институт экономики и финансов «Синергия» РЭА им. Плеханова. Программа организована совместно с британской бизнес-школой University of Durhem. По словам директора школы Виктории Пичковской , слушатели будут учиться на русском и английском языках и станут обладателями двух дипломов. Еще одна узкоспециализированная программа ЕМВА появится осенью в Центре «Предпринимательство и малый бизнес» при АНХ. Она ориентирована на финансовых директоров издательского бизнеса и печатных изданий. Директор центра Андрей Колесников считает, что появление на рынке изданий, которые через год-два закрываются, связано с непрофессионализмом менеджеров: «Как правило, профессионализм редакции не вызывает сомнений, а вот вопрос позиционирования издания на рынке, грамотного распространения и развития оставляют желать лучшего». Впрочем, в интерпретации разных бизнес-школ блюдо года может различаться не только по форме подачи или ингредиентам, но и быть предназначено для особенной аудитории. Например, программа ЕМВА «Стратегическое управление» ИБДА ориентируется на менеджеров, работающих в дальних регионах. «Она состоит из больших двухнедельных модулей,– рассказывает Сергей Мясоедов.– Региональные менеджеры физически не могут прилетать на программу с более короткими модулями. При этом содержание программы остается тем же». Сегодня ИБДА ведет переговоры с бельгийскими партнерами о том, чтобы с осени в таком же модульном формате проводить обучение и по российско-бельгийской программе Executive MBA ИБДА и школы менеджмента Антверпенского университета(UAMS). Вторые блюда Прошлой весной в представительстве Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге начались занятия для «гурманов», увлекающихся брэндингом. Здесь стартовала программа дополнительного образования для топ-менеджеров «Брэндинг—корпоративная религия». Марина Морина , менеджер по маркетингу СШЭ (СПб): «Программа состоит из трех модулей. Первый четырехдневный модуль «Знать брэнд» проходит в Москве, второй – «Строить брэнд» – в Санкт-Петербурге, третий – «Жить брэндом» – в шведском Мединге, в поместье Томаса Гэда». Стоимость программы – 5,5 тыс. евро за 12 дней. В этом году в СШЭ откроются еще три программы: «Финансы», «Стратегия» и «Управление талантом». Еще одно новое и необычное блюдо – программа профессиональной переподготовки, ориентированная на менеджеров ресторанного бизнеса. Она появилась в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ. Сергей Филонович: «Первый блок дисциплин – базовый (маркетинг, стратегический менеджмент, организационное поведение, финансы). Второй состоит из профессиональных курсов (проектирование ресторанов, организация ресторанного сервиса и т. д.), третий включает социологию и историю ресторанного бизнеса России и т. д. А четвертый – культурологический». Поскольку ресторанный бизнес очень тесно связан с особенностью культуры, в последний блок входит изучение кухни народов мира, национальных традиций и т. д. Программа рассчитана на 680 часов занятий и будет стоить примерно $6–6,5 тыс. Десерт ВШЭ в прошлом году открыла программу «МВА: Сбербанк», начала обучать сотрудников компании «Спортмастер». «Газпром» направил группу топ-менеджеров в Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) на корпоративную программу «МВА-Газпром», а United Technologies Company – туда же на программу «МВА-UTC». Правда, по словам Сергея Филоновича, «некоторые компании не считают нужным выдавать после корпоративных программ дипломы, так как это увеличивает риск ухода сотрудников в другую фирму». Скорее всего, в наступившем году развитие корпоративных программ продолжится. Меню завтрашнего дня Вполне вероятно, что после насыщения рынка программами ЕМВА бизнес-школы перейдут к следующему этапу и начнут активнее развивать DBA (академическая, докторская программа для менеджеров). Так, Высшая школа менеджмента ВШЭ намерена открыть такую программу в 2005 году, правда с оговорками – «если хватит внутренних ресурсов». «Закусить» DBA будет стоить 16 тыс. евро. Кроме того, на рынке появится новый формат – так называемые upgrade-программы. Их планирует запустить ИБДА, а направлены они на выпускников MBA этой школы, испытывающих потребность время от времени обновить полученные знания. Четыре 12-часовые лекции, на которых будут рассказывать о новых технологиях ведения бизнеса, выльются в $950–1000. По мнению Леонида Евенко, ректора ВШМБ, в 2005 году лакомым кусочком для российских бизнес-школ станет получение западной аккредитации. Этим вопросом сегодня вплотную занимаются на факультете менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Адаптация российских программ под западные стандарты поможет отечественным бизнес-школам объективно оценить себя в соответствии с критериями, принятыми во всем мире. Впрочем, сам процесс прохождения аккредитации может затянуться надолго. Практически все эксперты отмечают, что в связи с замедлением темпов развития национальной экономики на рынке бизнес-образования усилится конкуренция. Аутсайдеры будут терять слушателей, а стабильно работающие школы перехватят их клиентов. Впрочем, у «шеф-поваров» бизнес-школ еще есть время скорректировать меню, изменить цены и перечень блюд. |