Гость из будущегоКонстантин БОЧАРСКИЙ Первоисточник: Какими качествами должен обладать успешный управленец ? Как он должен мыслить, какой стратегии придерживаться, какие взгляды исповедовать? Использовав классическую формулу «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича», синтезировал портрет менеджера будущего с помощью интервью, которые дали нам в этом году герои современности. Представить встречу с этим человеком было очень легко. Можно сказать, что мы с ним уже встреча лись. Бывали у него в офисе, перехватывали на пресс-конференциях. Точнее сказать, мы встреча лись с ними , и это были совершенно разные люди. У них различались темпераменты, манера разговари вать, стиль одежды и, казалось, даже возраст. Но при этом всегда обнаруживалось нечто, делающее их очень похожими. Например, этот человек должен быть очень по хож на Рустама Тарико , когда он говорит, что всегда может придумать что-то новое. И будет заниматься этим всю жизнь. Он, как Виктор Некрасов , открыто заявляет, что не боится никаких конкурентов. Как Олег Киселев , с сожалением констатирует, что его огромный опыт порой становится помехой, и без всякого сожаления рассказывает о тех ошибках, которые допустил, этот опыт приобретая. Как Александр Изосимов , он находит время отслеживать не только изменения в его бизнесе, но и в нем самом. И, как Рубен Варданян , он живет в фантас тически жестком ритме. Герой этого интервью не много похож на всех успешных российских менед жеров. По крайней мере, у каждого из них есть ка чество, которое очень бы ему пригодилось, чтобы стать лучшим российским менеджером. СФ пред ставил, какое интервью в таком случае могло бы по лучиться. Использованы материалы интервью, которые в 2004 году да ли «Секрету фирмы» владелец группы компаний «Русский стандарт» Рустам Тарико; президент и совладелец компании «Арбат Престиж» Владимир Некрасов; руководитель и совладелец инвестиционной компании «Тройка Диалог» и страховой компании «Росгосстрах» Рубен Варданян; генеральный директор компании «Вымпелком» Александр Изосимов; зампред правления по стратегии компании «Вимм-Билль-Данн» Яков Иоффе; председатель совета директоров ИК «Ренессанс Капитал» Олег Киселев. «Я всегда знаю, чего хочу» СЕКРЕТ ФИРМЫ : В вашей PR -службе сказали, что вы не любите отвечать на вопросы, ответы на которые уже давали. А о чем еще вас нельзя спрашивать? РУСТАМ ТАРИКО : Запретных тем для меня нет. Я про сто не люблю говорить о том, о чем уже много раз рассказывал — например, об истории компании и других общеизвестных фактах. Давайте я вам луч ше расскажу об основополагающих принципах сво его бизнеса. Первое: мы работаем на потребитель ском рынке. Потребитель для нас важнее всего. Вто рое: мы придумываем новые продукты для нашего потребителя. Третье: выпускаемые нами продукты должны быть технологически совершенными, вы полненными по самым передовым технологиям. Четвертое: тот бизнес, который мы строим, должен быть большим. Как минимум национального масштаба, но желательно глобального. Через пять-де сять лет мы планируем работать в большинстве стран мира. СФ : И при этом быть первыми? РТ : Экс-глава General Electric Джек Уэлч как-то ска зал, что на рынке можно быть либо первым, либо вто рым, либо никаким. Потому что если вы пятые или там двадцать пятые, это значит, что у вас нет ни денег, ни красивых идей, ни влияния, ни талантливых кол лег — вообще ничего. СФ : Вам удается следовать своим принципам? РТ : Мы им следуем неукоснительно. Мои принци пы — это абсолютно железобетонная философия. Я очень горжусь ею и считаю, что именно благодаря ей мне необычайно легко работается. Приведу вам при мер. Совсем недавно ко мне пришел один человек и предложил вместе с ним купить нефтеперерабатыва ющий завод. Мол, он как-то «плохо лежит», его как- то слабо приватизировали. Мой ответ был: «Мне это вообще неинтересно». Я занимаюсь своим бизне сом, и я в нем профессионал. И даже если мне пред ложат что-то купить и перепродать в пять раз доро же, я этим заниматься не буду. Есть люди, которые по жизни являются оппортунистами. Это не про меня. Я всегда знаю, чего хочу, и не буду терять время на что- то другое. Может случиться, что пока я буду думать об этом нефтезаводе, пропущу какую-нибудь возмож ность в своем основном бизнесе. «Я не боюсь никаких конкурентов» СФ :Вы чувствуете, что конкуренты дышат вам в спину? РТ : Конечно, и это очень хорошо. Поскольку что бы они ни предпринимали, мы все равно успеем сделать следующий шаг. Мы, разумеется, деремся по полной программе. СФ : А ужесточения конкуренции вы не боитесь? ВИКТОР НЕКРАСОВ ; Да ну что вы! Давайте я объясню с помощью довольно неожиданного сравнения. Когда девушке 18 — 20 лет, ей можно очень легко заморо чить голову, потому что она неопытна. Она руковод ствуется сиюминутной страстью. А представьте 40- летнего мужчину, который знает о женщинах абсо лютно все, был женат и разведен. Скажите, такой мужчина способен принимать серьезные решения под влиянием эмоционального всплеска? Едва ли. Я — именно такой мужчина. И поверьте, уже давно могу определить, что мне нужно делать и как себя ве сти в этой жизни. И я не боюсь никаких конкурен тов — это они должны бояться меня. Ведь они 18 — 20- летние девочки в сравнении со мной. СФ : А появления на вашем рынке мощного западного конкурента не опасаетесь? ОЛЕГ КИСЕЛЕВ : Я не думаю, что их приход серьезно уг рожает нашему бизнесу. У нас есть преимущества перед супергигантами. Мы принимаем решения очень быстро. А вы представляете себе схему приня тия решений в крупной западной корпорации? Это же бюрократическая катастрофа. Ну и хорошо. Пусть мучаются. Кстати, знаете, почему умерли ди нозавры? У них была слишком маленькая голова и слишком большое туловище. В нашем же случае все совсем наоборот. И я уверен: в смысле эволюции у нас гораздо больше перспектив. «Я, пожалуй, именно тот человек, который всегда может придумать что-то новое» СФ : Создается ощущение, что вам всякий раз инте ресно осваивать новые ниши. Это так? РТ : Да, я, пожалуй, именно тот человек, который все гда может придумать что-то новое. И я буду зани маться этим всю жизнь. Я буду смотреть на моих по требителей и думать, что еще красивого и нового я могу для них сделать. СФ : Насколько вы увлекаетесь идеей? ОК : Я — человек проектов и не могу заниматься чем- то одним на протяжении многих лет. Я предпочи таю работать над проектом примерно пять-шесть лет. По истечении этого срока мне становится не интересно, и я переключаюсь на что-то новое. Прежний проект не умирает, я его продаю или до вожу работу до логического конца, и дальше он су ществует без моего участия под управлением дру гих менеджеров. Просто есть люди, способные в те чение всей своей жизни взращивать один и тот же садик. И я их уважаю за это, но сам так не могу. Я ра ботаю циклами. СФ : А что вам мешает? ОК : Основной помехой в работе я всегда считал опыт. Он постоянно рождает некий скептицизм по отно шению к результату. Допустим, ты уже несколько раз обжигался и поэтому начинаешь предсказывать, чем может закончиться твой проект. Но если не знать, что получится, результат наверняка будет лучше. Жиз ненный опыт часто играет злую шутку. Все равно как если ты можешь войти в воду, но не хочешь, потому что уже один раз тонул. Со мной, к сожалению, такое случалось, причем не однажды. Как можно вообще заниматься 15 лет бизнесом в России и ни разу не то нуть? «Нужно не просто назвать некую систему менеджментом, но и работать по этой системе» СФ : По вашему мнению, главное в развитии компа нии—простота... АЛЕКСАНДР ИЗОСИМ0В ; Я еще не определился с тем, как утвердить приоритет простоты, который являет ся ключевым, не потеряв инновационности. В этом заключается подготовка компании к завтрашнему дню. Организацию нельзя перестроить за два-три месяца. Для этого требуется время. СФ : Нередко управленческие системы «буксуют» из- за того, что внедряются без подготовки. Какие условия необходимы для эффективного внедрения? ЯКОВ ИОФФЕ : Когда на одном из предприятий я объяс нял принципы своего подхода, под конец беседы кто- то заметил, что это просто-напросто то, что называ ется менеджментом. Совершенно верное замечание, при одном условии: нужно не просто назвать некую систему управления менеджментом, но и работать по этой системе. СФ : И как этого добиться? ЯИ : Вся деятельность компании должна отвечать одной цели, вся компания должна работать по одинако вым принципам. Для этого прежде всего необходи мо, чтобы люди знали, какие задачи стоят перед ком панией в целом. Второе: важно, чтобы они понимали, чего от них ждут и какова доля их вклада в общий результат. И в-третьих, они должны уяснить, что смогут чего-то достичь только совместной работой. Задача в том, чтобы вся команда тянула компанию в одну сто рону. «С генами „собственников" в мире рождается всего 4% людей» СФ : В чем секрет эффективного управления людьми? АИ : Самый естественный подход — это когда ты пыта ешься раскрыть возможности людей, работающих в компании. СФ : Что лучше — подчиненные или союзники? АИ: Командной системой легко управлять, отдавая приказы, но это хорошо, когда компания маленькая, большую организацию таким способом развивать невозможно. Не бывает людей, которые знают отве ты на все вопросы, необходимо иметь возможность обсудить идеи, поспорить. СФ : Насколько доля в компании мотивирует менед жера на эффективную работу? ОК : Далеко не факт, что это наилучшая мотивация. Все зависит от личности человека. Для меня ощуще ние, что я работаю хотя бы частично, но на свою собственную компанию,— это важнейшая мотивация. Я никогда не умел работать за зарплату или бонусы. Есть и другая категория людей. Они не желают брать на себя риски и становиться собственниками. Такие сотрудники тоже умеют хорошо работать и любят свои компании, но их мотивируют совсем другие ве щи. Такого рода людей намного больше. Ведь, по ста тистике, с генами «собственников» в мире рождает ся всего около 4% людей. СФ : Вы готовы делиться частью своих акций? РТ : Готов. Кто угодно может ко мне прийти и предло жить купить у меня акции. Но помимо денег он дол жен будет мне подробно объяснить, зачем ему это нужно. Потому что я сплошь и рядом вижу, как дерут ся между собой бывшие партнеры, а их компания разваливается на глазах. «Любой человек должен заниматься только тем, что ему нравится» СФ : Вас можно считать образцом успешного менед жера. А кризис среднего возраста вы как-то ощутили? АИ : Нет, не ощутил абсолютно. Честно говоря, я ждал, когда же он придет, а он как-то все не прихо дил. Наверное, это был не кризис, а переосмысле ние приоритетов. Я думаю, что так приходит более спокойный, уравновешенный взгляд на вещи. На более ранних стадиях жизни надо было чего-то до биваться, что-то доказывать. А когда появляется семья, она становится таким же значимым элементом, как и работа. СФ : Но сейчас-то вам не надо никому ничего дока зывать. АИ : Дело даже не в этом. Я разговаривал со своими друзьями, одноклассниками и однокурсниками по INSEAD . У всех по-разному сложился карьерный путь, но все мы примерно одинаково начинаем смо треть на вещи и расставлять приоритеты вне зави симости от личных достижений. Просто жизнь становится более многогранной, и эта многогранность требует более серьезного осмысления... Сейчас ме ня волнует другая проблема. Дети многих успеш ных менеджеров растут фактически без отца, потому что он все время на работе. Поэтому на следую щем этапе я бы хотел больше времени проводить с семьей. СФ : А сколько времени длится ваш рабочий день? РУБЕН ВАРДАНЯН : График жесткий. На работу я приез жаю обычно к восьми утра, возвращаюсь ближе к полуночи. Суббота у меня рабочая и, к сожалению, воскресенье в последние годы тоже. Мой секретарь под считал, что у меня в среднем 12 встреч в день, около 60 — 70 звонков и около 150 — 180 писем по электрон ной почте, из которых я примерно на половину дол жен ответить. Сплю часов по пять, потому что ложусь очень поздно. Я, вообще-то, сова. Поэтому скажи мне кто-нибудь лет пятнадцать назад, что, став большим начальником, я буду приезжать на работу к восьми утра, я посмеялся бы. Тогда это для меня было почти подвигом. СФ : А вы не думаете, что рано или поздно устанете? РТ : А как можно устать от удовольствия, причем само го главного в своей жизни? Ведь я же всегда делаю только то, что мне нравится. Я считаю, что любой че ловек должен заниматься только тем, что ему нравит ся, иначе он будет мучить себя и других людей. Он бу дет злым, неуспешным, больным — каким угодно, по не счастливым. 10 января – 16 января 2005 Деловой журнал - «Секрет фирмы» № 1 |