Считалка для бизнес-школЮлия ФУКОЛОВА Первоисточник: Для руководителей бизнес - школ нет ничего более ненавистного, чем рейтинги. А в прошлом году их вышло целых пять. Однако на этот раз ведущие школы – Wharton и Harvard – отказались предоставлять составителям контактные данные своих выпускников, чем вызвали настоящий скандал на рынке. Поскольку результаты пяти рейтингов различаются, «Секрет фирмы» составил на их основе сводную таблицу лидеров и представляет собственную версию лучших бизнес – школ мира. Весной прошлого года на рынке бизнес-образования произошло неординарное событие, которое некоторые западные издания окрестили «мятежом». Сильнейшие бизнес-школы Wharton и Harvard открыто выступили против мировой системы рейтингов и заявили, что больше не будут предостав лять контакты своих студен тов и выпускников. Надо ска зать, что составителей рейтингов не критикует только ленивый, и волна обвинений в субъективизме и методическом несовершенстве сопровождает выход каждого рейтинга. Однако до открытого противостояния дело до сих пор не доходило. В последнее время ситуация в бизнес-образовании обострилась до предела. Никогда еще клиенты бизнес-школ не были настолько требовательными и разборчивыми, как сейчас, и школы находятся в постоянном напряжении. Только что рынок пережил тяжелую рецессию, к тому же из года в год усили вается конкуренция. Европейские школы сопернича ют с американскими, молодые и амбициозные учебные заведения бросают вызов более старым и именитым. И все они борются между со бой за лучших абитуриентов и внимание перспективных работодателей. Как показы вает практика, для многих из них место в рейтинге имеет большое значение. Но чтобы разобраться в сути рейтинго вого конфликта, нужно рас смотреть, кто и как создает списки лучших бизнес-школ. Список списков Количество бизнес-школ, предлагающих диплом MB А, сегодня исчисляется тысяча ми. Только в США действует около 1000 таких учебных за ведений, а в Европе их почти 700. Однако далеко не все из них имеют серьезный вес на международном рынке труда. Для выявления лучших школ как раз и составляются рейтинги. Финансируют эти исследования, а затем публи куют на своих страницах ведущие деловые издания — Financial Times , The Wall Street Journal , BusinessWeek и др. Первыми сравнивать школы по различным показа телям качества обучения на чали на родине бизнес-обра зования — в США, затем к этой практике подключились европейские СМИ. Количе ство рейтингов растет год от года, и на сегодняшний день существует по крайней мере шесть проектов, которые приковывают к себе пристальное внимание всех за интересованных сторон. Пионером масштабных рейтингов стал американ ский журнал Business Week ( СФ №40/2004). Он публи кует свои исследования один раз в два года с 1988-го. Изна чально журнал оценивал только американские программы, но затем обратил внимание и на европейские школы. Business Week во гла ву угла ставит мнение потре бителей — студентов и рабо тодателей — и оценивает ка чество обучения примерно по десяти показателям. На пример, средняя зарплата студентов до и после выпуска, процент выпускников, кото рые нашли работу в течение трех месяцев после выпуска, состав студентов и т. п. Особо выделяется такой фактор, как «интеллектуальный капитал», то есть способность школы генерировать новые идеи. В частности, исследова тели подсчитывают количе ство научных статей, опубли кованных преподавателями в различных изданиях. Первой объединила аме риканские и европейские школы в одной таблице и ста ла делать интегральные рей тинги газета Financial Times , причем она опрашивает не только выпускников, но и са ми бизнес-школы. На итоговый балл влияют такие кри терии, как размер и прирост з аработной платы выпускни ков (40% от общего балла), ка рьерный прогресс, процент иностранных студентов и преподавателей, исследовательская активность школ и т. п. По мнению исполни тельного директора компа нии MBA Consult Зои Зайце вой, Financial Times делает большой акцент на научную деятельность, поэтому бизнес-школы, созданные на ба зе университетов, обычно получают более высокие оценки. Кроме того, FT — га зета английская, и европейские учебные заведения традиционно занимают доста точно высокие места в ее рейтингах. Например, в про- шлом году сразу две неаме риканские школы ( London Business School и INSEAD ) вошли в пятерку лучших. Рейтинг американской га зеты Wall Street Journal стоит особняком, поскольку орга низаторы не опрашивают ни выпускников, ни бизнес- школы, а интересуются мнением исключительно работо дателей, которые являются конечными потребителями продукта под названием МВА. Именно к этому рей тингу бизнес-школы предъявляют наибольшее число претензий. Как говорит Зоя Зайцева, WSJ буквально пе реворачивает список школ с ног на голову, потому что ре крутеры, например, не слиш ком жалуют традиционно ли дирующие в других рейтин гах Harvard и Stanford — они считают, что выпускники этих школ слишком заносчивы и имеют завышенные тре бования. В 2004 году WSJ по ставил на первое место бизнес-школу Ross Мичиганско го университета, тогда как Stanford довольствуется деся той позицией, a Harvard ока зался лишь на 13-й. Остальные три рейтинга также весьма интересны, хо тя уступают по популярности предыдущим проектам. Так, журнал US News & World Report ежегодно публикует рейтинг американских биз нес-школ, но как выразилась руководитель отдела по рабо те с образовательными орга низациями компании Begin Group Анна Рубальская, «европейские программы он в упор не замечает». Боль шой вес в этом рейтинге име ет средний балл по GMAT , со ответственно, высшие пози ции занимают школы с тради ционно высокими оценками по этому экзамену ( Harvard , Stanford и Wharton ). Журнал The Economist ежегодно изда ет свой рейтинг, где анализи рует стандартные показате ли — карьерный рост, зарпла ту выпускников и т. п. А вот американский Forbes «забо лел» рейтинговой лихорад кой сравнительно недавно, но в отличие от всех осталь ных изданий его больше ин тересуют деньги, в частности, окупаемость вложений в дип лом МВА. В прошлом году рейтинг не публиковался, а в 2003 году топ-лист возглав лял Harvard , среди европей ских школ лидировала IMD . Неидеальный скандал Компания Begin Group в прошлом году опросила пример но 200 российских выпуск ников западных программ МВА, и, по словам Анны Ру бальской, 64% из них в пер вую очередь обращали вни мание на рейтинги. Конечно, это далеко не единственный ориентир при выборе биз нес-школы, тем более, как считает Зоя Зайцева, у каж дого абитуриента в голове складывается свой собствен ный субъективный рейтинг. Но из-за падения на несколь ко позиций в авторитетном рейтинге школа может потерять нескольких сотен та лантливых абитуриентов. Впрочем, лучшим учебным заведениям, таким как Harvard и Wharton , это вряд ли грозит. Почему же тогда именно они подняли бунт? Официальная точка зре ния выглядит так: школы хо тят сохранить конфиденци альность и оградить своих выпускников от неконтроли руемого распространения их персональных данных. Кро ме того, ректор Wharton Пат рик Харкер отмечает, что школе приходится уделять слишком много времени и средств на сбор информации, тем более что рейтингов ста ло слишком много. «Нас буквально вгоняют в могилу эти ми исследованиями»,— возмущается господин Харкер. Еще одна причина недовольства рейтингами — несо вершенство методической базы и соответственно, не адекватность результатов. Например, даже такой объек тивный показатель, как рост зарплаты после получения диплома, не всегда говорит об уровне школы. Так, учеб ные заведения, изначально отбирающие более зрелых специалистов с опытом рабо ты, получат заведомо меньше баллов по этому показателю, чем те, которые принимают молодежь. Кроме того, сту дентам выгодно хорошо от зываться о своей школе, что бы способствовать повышению ее рейтинга, и многие наверняка отвечают на во просы анкеты неискренне. Бизнес-школы также выступают против рейтингов, поскольку в принципе не выносят сравнений и не хо тят, чтобы их «стригли под одну гребенку». Патрик Харкер, например, отвергает мысль о существовании «школы номер один» — по его мнению, все они по-сво ему уникальны. На рынке отказы школ от участия в рейтингах объ ясняют по-своему. Так, если учебное заведение сдаст свои позиции, оно всегда мо жет сослаться на то, что ни какой информации не пре доставляло, и следовательно, результаты оценки нельзя считать достоверными. Кста ти, многие школы, которые неофициально любят пого ворить о несовершенстве рейтингов, заняв высокие места, немедленно оповеща ют об этом общественность через свои сайты. Стремление учебных за ведений получить высокое место в рейтинге не лучшим образом влияет на их стратегию. В условиях жестокой конкуренции они иногда корректируют лишь те пока затели, которые учитывают ся в рейтингах. В такой пого не за результатом можно дойти до абсурда. Например, некоторые рейтинги учиты вают так называемый «коэф фициент отдачи» ( yield rate — количество студентов, приехавших учиться в дан ную школу, от общего числа принятых). Чтобы продви нуться по этому показателю, школа может зачислять толь ко тех кандидатов, которые стопроцентно приедут учиться. И значит, вместо са мых талантливых примет тех, кто жаждет попасть именно в эту школу. Несмотря на то, что у Wharton и Harvard наверня ка найдутся последователи, составители рейтингов не собираются отказываться от проектов, которые приносят им хорошие обороты. Как пишут западные издания, «студенты, выпускники и ре крутеры — три составляю щие любой бизнес-школы, поэтому попытка закрыть рот хотя бы одному из них ни к чему хорошему не приве дет». Тем более, что, несмот ря на «забастовку» Harvard и Wharton , организаторам рейтингов удалось самостоя тельно связаться с большин ством их выпускников. Двадцать из десяти Несмотря на различие подхо дов составителей рейтингов, существует определенное количество школ, которые в различных топ-списках за нимают высокие места. Их можно считать самыми «не потопляемыми лидерами». Чтобы выявить этих лидеров, СФ на основе пяти за падных рейтингов, которые вышли в 2004 году ( Finan cial Times , BusinessWeek , US News & World Report , Wall Street Journal и The Economist ), составил один сводный ( таблицы). Итоговый балл рассчитывал ся как среднее арифметичес кое от позиции, которую занимала школа во всех этих рейтингах. Расчет сделан от дельно для американских школ и европейских. В результате в топ-20 аме риканских и топ-10 европей ских школ вошли наиболее известные учебные заведения. Например, так называя Magic seven американских школ— Harvard , Kellogg , Wharton , Stanford , Columbia , Stern , MIT . Атакже самая ав торитетная четверка евро пейских школ — LBS , INSEAD , IMD , IESE . Студенты и работодатели уважают эти брэнды при любом раскладе. Впрочем, на рынке бизнес- образования уже давно ходит шутка, что в топ-10 всегда входят 20 лучших школ.
10 января -16 января 2005 Деловой журнал – «Сереет Фирмы» № 1 |