Главная страница --> Статьи

US GAAP может придти в Европ .. | Какие маркетологи нам нужны? .. | Сущность ниндзюцу, или Путь .. | Госдума приняла поправки в Н .. | Аутсорсинг - что за зверь та .. |


Стратегия: с чего начать и чем закончить?


Идрисов Александр,
управляющий партнер компании "Про-Инвест Консалтинг"
Первоисточник: Журнал "Управление компанией"

В последние 2-3 года подходы к разработке стратегии претерпели существенные изменения. Однако данная статья посвящается не столько методологии проведения анализа и выбора стратегических решений, сколько вопросам организации стратегического планирования в компании.

    Собственники бизнеса не сразу приходят к необходимости создания стратегии. Отношение к этому процессу меняется по мере роста бизнеса и ответственности собственника за его будущее. На начальной стадии цель предпринимателя, создавшего свой бизнес, - обеспечить его безубыточность. Далее фокус смещается на контроль над возрастающим денежным потоком, а собственник все больше концентрируется на вопросах управления операциями компании. По мере ее роста владелец превращается в стратега. Его начинают волновать вопросы позиционирования на рынке, а также создания устойчивых конкурентных преимуществ. И наконец, собственник начинает понимать, что наступил момент, когда стоит подумать о возможном выходе из бизнеса. При этом любой здравомыслящий предприниматель хочет выйти из дела с деньгами, а не "умереть" на вечной стройке. Так владелец бизнеса превращается в инвестора, внимание которого направлено исключительно на стоимость и ликвидность бизнеса.
    Сегодня категориями стоимости руководствуется все большее число менеджеров. И прежде всего это связано с пониманием того, что не обладающий потенциалом роста бизнес не может быть привлекателен для инвесторов. Следовательно, он будет лишен одного из наиболее важных конкурентных преимуществ - доступа к капиталу, который, в свою очередь, зависит от привлекательности бизнеса для инвесторов.
    Итак, если ваш бизнес не связан с удовлетворением специфических потребностей каких-то определенных заинтересованных лиц и вы не занимаетесь благотворительностью, то как владельцу обычной коммерческой компании вам остается только одно - сфокусироваться на создании стоимости и обеспечении ликвидности бизнеса.
    На 1 схематично показан процесс создания стоимости, и первым шагом на этом пути является разработка стратегии.


    Стратегические решения - наиболее ответственные, так как предопределяют приоритеты деятельности компании на относительно долгую перспективу. В отличие от операционных ошибок, которые обычно легко исправить, стратегические могут привести к очень существенным, часто непоправимым последствиям. Менеджмент вынужден затрачивать значительные усилия для сбора и анализа информации, определения множества альтернатив, а также их проверки на жизнеспособность и привлекательность. Поэтому стратегическое планирование - процесс достаточно дорогой, требующий привлечения квалифицированных специалистов, которые обладают не только высокими аналитическими способностями, но и реальным опытом разработки стратегий в различных ситуациях. Вот почему задача создания стратегии никому не может быть делегирована исполнительным руководителем компании (CEO или GM) и является одной из наиболее важных областей его персональной ответственности. Следует также отметить, что выбор стратегии - это задача, которой должны уделять серьезное внимание и акционеры компании.
    Обычно специалисты по управлению рекомендуют вначале разработать стратегию для каждой бизнес-единицы и только затем приступать к разработке стратегии корпорации в целом. Однако наш опыт показывает, что на практике такой подход является очень затратным как с точки зрения времени, так и с точки зрения бюджета. Мы рекомендуем такую последовательность:
    1. Разработка кратких стратегических концепций для каждой бизнес-единицы.
    2. Разработка первого варианта корпоративной стратегии (формирование портфеля бизнесов, определение принципов и структуры управления портфелем).
    3. Разработка детальных стратегий бизнес-единиц для наиболее важных направлений бизнеса.
    4. Уточнение корпоративной стратегии с учетом разработанных стратегий бизнес-единиц.
    5. Разработка детального плана реализации стратегии.
    Разработка предварительных стратегических концепций позволит сформировать оптимальный портфель бизнесов и определить приоритеты корпоративного уровня в кратчайшие сроки. В результате детальные стратегии будут разработаны только для приоритетных бизнес-единиц, что позволит существенно сократить затраты и повысить качество принимаемых решений.
    Стоимость диверсифицированной корпорации формируется за счет стоимостей находящихся в ее портфеле бизнес-единиц, а также корпоративного центра ( 2).


    Разработка корпоративной стратегии включает 2 основные задачи:

  • формирование портфеля бизнесов и определение приоритетов;
  • формирование организационной структуры.
        Формируя портфель бизнесов, необходимо концентрироваться на создателях стоимости и на тех направлениях, которые соответствуют основному бизнесу и могут стать источниками роста стоимости в результате реструктуризации ( 3). Бизнесы, которые являются успешными и прибыльными, но не соответствуют ключевому бизнесу корпорации, самодостаточны и могут вполне существовать отдельно, должны быть выведены из портфеля. При этом речь не идет о продаже и тем более о ликвидации бизнеса - просто он не добавляет стоимости корпорации, а корпоративный центр и другие виды бизнеса не усиливают его позиции.

        Разработка принципов управления предполагает решение следующих задач:

  • разграничение полномочий и ответственности центра и бизнес-единиц;
  • определение ключевых компетенций, необходимых для корпорации (общие/специализированные);
  • централизованные функции и ресурсы;
  • методы контроля (финансовый, стратегический или оперативный);
  • ключевые процессы и организационная структура;
  • лидерство;
  • система показателей эффективности.
        Эффективная корпоративная стратегия должна:
  • содержать ясное представление о том, как корпорация в целом может создавать стоимость;
  • представлять собой систему взаимодействующих частей, так чтобы успех одного направления мог стимулировать успех других;
  • позволять эффективно капитализировать возникающие на рынке новые возможности;
  • обеспечивать выгоду от участия в бизнесе корпоративного центра, превышающую расходы на него.
        Наиболее важный момент - отчетливое понимание того, каким образом корпорация в целом создает стоимость (за счет сильного брэнда, низкой стоимости капитала, синергизма между бизнес-единицами, масштаба операций, привилегированных отношений или доступа к уникальным ресурсам и т. д).
        Стоимость бизнес-единицы зависит от ряда факторов, которые могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от отрасли. Поэтому, разрабатывая стратегию роста, необходимо отчетливо понимать, какие факторы наиболее значимы и каким образом ими можно управлять ( 4).

        Разработка стратегии должна основываться на информации из различных источников, отражающей, в частности:

  • видение и ожидания акционеров компании;
  • глобальные тенденции в отрасли (что за последние 10-20 лет происходило в аналогичных отраслях других стран и каковы тенденции развития отрасли в мире);
  • основные тенденции на отечественном рынке;
  • отраслевую экспертизу (знания отраслевых специалистов, включая международных экспертов);
  • видение и ожидания менеджеров компании.
        Процесс разработки стратегии бизнес-единицы в среднем занимает около 2-3 мес. Его основные этапы представлены на 5.

        Важный этап - формулирование видения. Точное представление об ожиданиях ключевых держателей интересов поможет менеджерам компании правильно определить приоритеты и масштаб необходимых исследований. Данный этап также позволит существенно снизить риск "быть непонятыми" в процессе презентации стратегии акционерам.
        Стратегический анализ включает оценку тенденций в отрасли, оценку конкурентной среды и позиции компании, а также оценку способности компании реализовать свои стратегические намерения. Стратегический анализ - наиболее критичный этап при разработке стратегии; он занимает до 70% времени. На данном этапе должны быть проведены оценки привлекательности целевых сегментов, а также определены возможные источники устойчивых конкурентных преимуществ. По результатам стратегического анализа менеджмент компании должен подготовить отчет. Факты, предположения и прогнозы, заявленные в отчете, должны сформировать общее представление о будущем, которое после обсуждения и корректив должно быть принято участниками группы за основу для дальнейших шагов.
        На следующем этапе необходимо сформулировать стратегические альтернативы, которые отвечают на вопросы:
        1. Где конкурировать?
        2. Как конкурировать?
        3. Когда конкурировать?
        Ответ на первый вопрос характеризует позиционирование компании (продукт, потребитель, каналы распределения, территории, позиция в цепочке ценности). Ответы на второй вопрос характеризуют источники устойчивых конкурентных преимуществ, которые обеспечат лидерство компании в конкурентной борьбе (уникальные активы, компетенции, привилегированные отношения). Ответ на третий вопрос: выбор альтернатив предполагает различные сроки реализации стратегических инициатив.
        Оценка альтернатив производится по ряду критериев, включая соответствие стратегическим целям, финансовым целям, организационным ограничениям, финансовым ограничениям и т. п.
        В итоге выбирается наиболее приемлемая альтернатива, на основе которой менеджмент компании разрабатывает детальный бизнес-план реализации стратегии.
        Также не стоит забывать, что даже самые замечательные планы не реализуются по причине плохого их исполнения. Чтобы заставить стратегию работать, необходимо:
        1. Разработать ясную систему целевых показателей, ориентирующую компанию на достижение целей, обозначенных в стратегии.
        2. Создать систему мотивации менеджмента, стимулирующую менеджмент к достижению целей.
        3. Произвести соответствующие изменения в организационной структуре.
        4. Обеспечить менеджмент компании требуемыми ресурсами в соответствии с утвержденной стратегией.



  • Похожие по содержанию материалы:
    Рекламодатели будут платить Google за результат ..
    Общество не обязано отвечать за сомнительных контрагентов ..
    Особенности системы управления по целям в холдинговых компаниях ..
    Информационное сообщение о Международном конгрессе национальных органов, устанавливающих стандарты б ..
    US GAAP может придти в Европу уже в следующем году ..
    Какие маркетологи нам нужны? Нужны ли они? ..
    Сущность ниндзюцу, или Путь маркетолога ..
    Госдума приняла поправки в НК ..
    Аутсорсинг - что за зверь такой? Отдать или не отдать? Вот в чем вопрос. ..
    Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости ..
    Методы принятия решений (анонс программы) ..
    Оформление перевода в случае производственной необходимости ..
    Новая система нормализации во Франции. Новая система стандартизации бухгалтерского учета во Франции. ..


    Похожие документы из сходных разделов


    МСФО и ГААП США: принципиальные отличия

    Анна Журавлёва
    Первоисточник: Журнал "Финансовый директор"

    Когда у компании возникает вопрос о переходе на между­народную отчетность, то, как правило, рассматривается одна из двух систем - Международные стандарты финан­совой отчетности (МСФО) или Общепринятые принципы бухгалтерского учета (ГААП США). Несмотря на стре .. читать далее


    Признание и оценка финансовых инструментов

    Дмитрий Вайнштейн, менеджер PricewaterhouseCoopers
    Первоисточник: Журнал "Финансовый директор"

    Действие МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» распространяется не только на финансовые компании, но и на предприятия реального сектора. Этот стандарт является одним из наиболее объемных и сложных. Неверная клас .. читать далее


    Считалка для бизнес-школ

    Юлия ФУКОЛОВА
    Первоисточник: Журнал "Секрет фирмы"

    Для руководителей бизнес - школ нет ничего более ненавистного, чем рейтинги. А в прошлом году их вышло целых пять. Однако на этот раз ведущие школы – Wharton и Harvard – отказались предоставлять составителям контактные данные своих выпускников, чем вызвали настоя .. читать далее