Идрисов Александр, управляющий партнер компании "Про-Инвест Консалтинг" Первоисточник: Журнал "Управление компанией"
В последние 2-3 года подходы к разработке стратегии претерпели существенные изменения. Однако данная статья посвящается не столько методологии проведения анализа и выбора стратегических решений, сколько вопросам организации стратегического планирования в компании.
Собственники бизнеса не сразу приходят к необходимости создания стратегии. Отношение к этому процессу меняется по мере роста бизнеса и ответственности собственника за его будущее. На начальной стадии цель предпринимателя, создавшего свой бизнес, - обеспечить его безубыточность. Далее фокус смещается на контроль над возрастающим денежным потоком, а собственник все больше концентрируется на вопросах управления операциями компании. По мере ее роста владелец превращается в стратега. Его начинают волновать вопросы позиционирования на рынке, а также создания устойчивых конкурентных преимуществ. И наконец, собственник начинает понимать, что наступил момент, когда стоит подумать о возможном выходе из бизнеса. При этом любой здравомыслящий предприниматель хочет выйти из дела с деньгами, а не "умереть" на вечной стройке. Так владелец бизнеса превращается в инвестора, внимание которого направлено исключительно на стоимость и ликвидность бизнеса. Сегодня категориями стоимости руководствуется все большее число менеджеров. И прежде всего это связано с пониманием того, что не обладающий потенциалом роста бизнес не может быть привлекателен для инвесторов. Следовательно, он будет лишен одного из наиболее важных конкурентных преимуществ - доступа к капиталу, который, в свою очередь, зависит от привлекательности бизнеса для инвесторов. Итак, если ваш бизнес не связан с удовлетворением специфических потребностей каких-то определенных заинтересованных лиц и вы не занимаетесь благотворительностью, то как владельцу обычной коммерческой компании вам остается только одно - сфокусироваться на создании стоимости и обеспечении ликвидности бизнеса. На 1 схематично показан процесс создания стоимости, и первым шагом на этом пути является разработка стратегии.
Стратегические решения - наиболее ответственные, так как предопределяют приоритеты деятельности компании на относительно долгую перспективу. В отличие от операционных ошибок, которые обычно легко исправить, стратегические могут привести к очень существенным, часто непоправимым последствиям. Менеджмент вынужден затрачивать значительные усилия для сбора и анализа информации, определения множества альтернатив, а также их проверки на жизнеспособность и привлекательность. Поэтому стратегическое планирование - процесс достаточно дорогой, требующий привлечения квалифицированных специалистов, которые обладают не только высокими аналитическими способностями, но и реальным опытом разработки стратегий в различных ситуациях. Вот почему задача создания стратегии никому не может быть делегирована исполнительным руководителем компании (CEO или GM) и является одной из наиболее важных областей его персональной ответственности. Следует также отметить, что выбор стратегии - это задача, которой должны уделять серьезное внимание и акционеры компании. Обычно специалисты по управлению рекомендуют вначале разработать стратегию для каждой бизнес-единицы и только затем приступать к разработке стратегии корпорации в целом. Однако наш опыт показывает, что на практике такой подход является очень затратным как с точки зрения времени, так и с точки зрения бюджета. Мы рекомендуем такую последовательность: 1. Разработка кратких стратегических концепций для каждой бизнес-единицы. 2. Разработка первого варианта корпоративной стратегии (формирование портфеля бизнесов, определение принципов и структуры управления портфелем). 3. Разработка детальных стратегий бизнес-единиц для наиболее важных направлений бизнеса. 4. Уточнение корпоративной стратегии с учетом разработанных стратегий бизнес-единиц. 5. Разработка детального плана реализации стратегии. Разработка предварительных стратегических концепций позволит сформировать оптимальный портфель бизнесов и определить приоритеты корпоративного уровня в кратчайшие сроки. В результате детальные стратегии будут разработаны только для приоритетных бизнес-единиц, что позволит существенно сократить затраты и повысить качество принимаемых решений. Стоимость диверсифицированной корпорации формируется за счет стоимостей находящихся в ее портфеле бизнес-единиц, а также корпоративного центра ( 2).
Разработка корпоративной стратегии включает 2 основные задачи:
формирование портфеля бизнесов и определение приоритетов;
формирование организационной структуры. Формируя портфель бизнесов, необходимо концентрироваться на создателях стоимости и на тех направлениях, которые соответствуют основному бизнесу и могут стать источниками роста стоимости в результате реструктуризации ( 3). Бизнесы, которые являются успешными и прибыльными, но не соответствуют ключевому бизнесу корпорации, самодостаточны и могут вполне существовать отдельно, должны быть выведены из портфеля. При этом речь не идет о продаже и тем более о ликвидации бизнеса - просто он не добавляет стоимости корпорации, а корпоративный центр и другие виды бизнеса не усиливают его позиции.
Разработка принципов управления предполагает решение следующих задач:
разграничение полномочий и ответственности центра и бизнес-единиц;
определение ключевых компетенций, необходимых для корпорации (общие/специализированные);
централизованные функции и ресурсы;
методы контроля (финансовый, стратегический или оперативный);
ключевые процессы и организационная структура;
лидерство;
система показателей эффективности. Эффективная корпоративная стратегия должна:
содержать ясное представление о том, как корпорация в целом может создавать стоимость;
представлять собой систему взаимодействующих частей, так чтобы успех одного направления мог стимулировать успех других;
позволять эффективно капитализировать возникающие на рынке новые возможности;
обеспечивать выгоду от участия в бизнесе корпоративного центра, превышающую расходы на него. Наиболее важный момент - отчетливое понимание того, каким образом корпорация в целом создает стоимость (за счет сильного брэнда, низкой стоимости капитала, синергизма между бизнес-единицами, масштаба операций, привилегированных отношений или доступа к уникальным ресурсам и т. д). Стоимость бизнес-единицы зависит от ряда факторов, которые могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от отрасли. Поэтому, разрабатывая стратегию роста, необходимо отчетливо понимать, какие факторы наиболее значимы и каким образом ими можно управлять ( 4).
Разработка стратегии должна основываться на информации из различных источников, отражающей, в частности:
видение и ожидания акционеров компании;
глобальные тенденции в отрасли (что за последние 10-20 лет происходило в аналогичных отраслях других стран и каковы тенденции развития отрасли в мире);
основные тенденции на отечественном рынке;
отраслевую экспертизу (знания отраслевых специалистов, включая международных экспертов);
видение и ожидания менеджеров компании. Процесс разработки стратегии бизнес-единицы в среднем занимает около 2-3 мес. Его основные этапы представлены на 5.
Важный этап - формулирование видения. Точное представление об ожиданиях ключевых держателей интересов поможет менеджерам компании правильно определить приоритеты и масштаб необходимых исследований. Данный этап также позволит существенно снизить риск "быть непонятыми" в процессе презентации стратегии акционерам. Стратегический анализ включает оценку тенденций в отрасли, оценку конкурентной среды и позиции компании, а также оценку способности компании реализовать свои стратегические намерения. Стратегический анализ - наиболее критичный этап при разработке стратегии; он занимает до 70% времени. На данном этапе должны быть проведены оценки привлекательности целевых сегментов, а также определены возможные источники устойчивых конкурентных преимуществ. По результатам стратегического анализа менеджмент компании должен подготовить отчет. Факты, предположения и прогнозы, заявленные в отчете, должны сформировать общее представление о будущем, которое после обсуждения и корректив должно быть принято участниками группы за основу для дальнейших шагов. На следующем этапе необходимо сформулировать стратегические альтернативы, которые отвечают на вопросы: 1. Где конкурировать? 2. Как конкурировать? 3. Когда конкурировать? Ответ на первый вопрос характеризует позиционирование компании (продукт, потребитель, каналы распределения, территории, позиция в цепочке ценности). Ответы на второй вопрос характеризуют источники устойчивых конкурентных преимуществ, которые обеспечат лидерство компании в конкурентной борьбе (уникальные активы, компетенции, привилегированные отношения). Ответ на третий вопрос: выбор альтернатив предполагает различные сроки реализации стратегических инициатив. Оценка альтернатив производится по ряду критериев, включая соответствие стратегическим целям, финансовым целям, организационным ограничениям, финансовым ограничениям и т. п. В итоге выбирается наиболее приемлемая альтернатива, на основе которой менеджмент компании разрабатывает детальный бизнес-план реализации стратегии. Также не стоит забывать, что даже самые замечательные планы не реализуются по причине плохого их исполнения. Чтобы заставить стратегию работать, необходимо: 1. Разработать ясную систему целевых показателей, ориентирующую компанию на достижение целей, обозначенных в стратегии. 2. Создать систему мотивации менеджмента, стимулирующую менеджмент к достижению целей. 3. Произвести соответствующие изменения в организационной структуре. 4. Обеспечить менеджмент компании требуемыми ресурсами в соответствии с утвержденной стратегией.
Когда у компании возникает вопрос о переходе на международную отчетность, то, как правило, рассматривается одна из двух систем - Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) или Общепринятые принципы бухгалтерского учета (ГААП США). Несмотря на стре ..
Действие МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» распространяется не только на финансовые компании, но и на предприятия реального сектора. Этот стандарт является одним из наиболее объемных и сложных. Неверная клас ..
Для руководителей бизнес - школ нет ничего более ненавистного, чем рейтинги. А в прошлом году их вышло целых пять. Однако на этот раз ведущие школы – Wharton и Harvard – отказались предоставлять составителям контактные данные своих выпускников, чем вызвали настоя ..