Автоматизация бюджетирования для строительных холдинговКазаков Андрей, Казанцев Кирилл, Экономикс бюро Первоисточник: Планированию в бывшем СССР всегда уделялось большое внимание: разрабатывались методики, нормировались затраты, контролировалось выполнение плана. Однако с распадом Союза прежние навыки оказались никому не нужными - методики были забыты, а плановики переквалифицировались в бухгалтеров и финансистов. Бюджетирование в строительных организациях Можно отметить следующие основные требования, предъявляемые к разработке бюджетов строительных организаций: При планировании строительной деятельности предприятия должны использовать такие инструменты планирования, как составление сетевого графика работ и календарное планирование ресурсов. Сетевой график работ - это инструмент, используемый для планирования, составления расписания и мониторинга хода выполнения работ. Сетевой график отражает операции, которые необходимо выполнить, их логическую последовательность и взаимозависимость, а также, в большинстве случаев, время начала и окончания цепочки операций [10]. Календарное планирование ресурсов используется для увязки сроков сетевого графика с ограниченным наличием ресурсов у предприятия. Применение календарного планирования позволяет: Учитывая сложность и важность бюджетирования для строительных организаций, очевидно, что без применения современных информационных технологий и специальных программ обойтись просто невозможно. Программное обеспечение для бюджетирования Программное решение для бюджетирования строительных организаций должно включать в себя следующие модули: В настоящее время типовых комплексных решений, содержащих все три модуля, по мнению авторов, не существует. Имеются отдельные программные продукты, обеспечивающие некоторую функциональность двух из трех модулей. Это могут быть, например, бюджетирование и бухгалтерский учет, не имеющие связи со сметной документацией, или сметная программа и программа для ведения бухгалтерского учета (например, возможность выгрузки из сметной программы WinАВеРС в <1С: Бухгалтерия> данных для проведения операций списания материалов), не связанные при этом с бюджетированием. Что касается собственно систем бюджетирования, на российском рынке сейчас представлено более десятка программных продуктов автоматизации бюджетирования. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и размерами предприятия, на котором могут работать. Из западных систем на российском рынке наиболее известны: Из отечественных продуктов выделяются: В последние годы решения российских компаний, предлагающих собственные автоматизированные системы бюджетирования, по своей функциональности приблизились к западным аналогам. Кроме того, отечественные системы обычно отличаются более низкой ценой и лучшей интегрированностью с другими российскими пакетами, в первую очередь с бухгалтерскими программами. Выбор автоматизированной системы бюджетирования для предприятия весьма важен и довольно сложен. Как правило, он подразумевает оценку имеющихся на рынке программных продуктов для ведения бюджетирования по следующим критериям: 1. Стоимость системы. 2. Возможность создания, анализа и контроля бюджетов предприятия. 3. Поддержка многопользовательской работы системы. 4. Импорт/экспорт данных в учетные (бухгалтерские) системы. 5. Возможности проведения анализа по принципу <если?, то?>. 6. Возможность внесения изменений в систему. 7. Наличие системы безопасности. 8. Наличие квалифицированной поддержки разработчика. 9. Наличие ряда успешных внедрений системы в России. Варианты решения задачи бюджетирования для строительных организаций Для предприятия можно предложить три варианта решения задачи бюджетирования (финансового планирования) строительной деятельности: 1. Жить без планирования или <планировать на коленке>. 2. Самостоятельно разработать механизм и автоматизированную программу для планирования. 3. Осуществить постановку планирования совместно с опытными консультантами. Первый вариант, т. е. осуществление деятельности без планирования либо <планирование на коленке>, подходит для небольших организаций, где имеющейся информации хватает для управления работой предприятия в целом (если при этом руководство обладает талантом определять один из оптимальных вариантов развития ситуации). В таком случае осуществление деятельности предприятия напрямую зависит от конкретного человека, и если он перестанет работать на компанию, бизнес может оказаться под угрозой краха. С ростом и развитием бизнеса ситуация становится менее управляемой: количество вариантов развития событий многократно увеличивается и руководству становится сложно предвидеть оптимальный вариант развития событий. Поэтому основным способом повышения управляемости компании в данной ситуации считается внедрение автоматизированной системы бюджетирования. Второй вариант предусматривает внедрение автоматизированной системы бюджетирования силами самого предприятия. Данный вариант обычно выбирается для минимизации денежных средств на внедрение. При этом не всегда учитывается, что на освоение технологии работы в программе и собственно технологии планирования может уйти довольно много времени и средств, поэтому такие внедрения длятся годами. Кроме этого, затраты на внедрение собственными силами являются недооцененными: нередко не учитываются оплата труда персонала, отвлеченного от выполнения своих прямых обязанностей, амортизация компьютеров, аренда помещения, расходы по найму дополнительного персонала и проч. Поэтому затраты на внедрение автоматизированной системы собственными силами соизмеримы с затратами на внедрение с привлечением сторонних консультантов. Третий вариант предполагает внедрение автоматизированной системы планирования с привлечением консультантов со стороны. Отличительная особенность данного варианта - экономия времени, потому что, во-первых, сторонние консультанты являются экспертами в предметной области и обычно имеют наготове четкую последовательность действий по внедрению; во-вторых, эти специалисты нацелены на проект и не отвлекаются на исполнение прочих обязанностей (как сотрудники предприятия, своими силами внедряющего систему планирования); в-третьих, со стороны зачастую лучше видно слабые места организации предприятия и проще преодолевать организационные барьеры, существовавшие там в течение долгого времени. Методика постановки автоматизированной системы бюджетирования для строительной организации Авторы данной статьи предлагают собственное комплексное решение задачи бюджетирования для строительных организаций. Оно базируется на значимости проектно-сметной документации для планирования деятельности строительной организации. Собственно бюджетирование может осуществляться практически в любой системе бюджетирования из перечисленного ранее десятка программ (обязательным условием является наличие обмена с другими учетными программами). Например, удобно осуществлять бюджетирование в программном продукте <Инталев: Корпоративные финансы>. По мнению авторов, данная система автоматизации бюджетирования в наибольшей степени соответствует требованиям строительных предприятий: программа обладает необходимой функциональностью и относительно невысокой стоимостью, а также тщательно разработанной методикой планирования, позволяет загружать данные из других систем и формировать на основе загруженных данных плановые или фактические бюджеты. В общую структуру программного комплекса входят: Описание предлагаемой методики планирования ( ): Схема обмена данных Можно отметить, что предлагаемый программный комплекс позволяет: Список литературы |