Главная страница --> Статьи

Уоррен Баффет заявил в конгр .. | ЦБ РФ улучшит условия кредит .. | Стало ясно, сколько россияне .. | Карьерный сдвиг .. | Sun InBev и МВД сыграли в бу .. |


Коментарий рейтинга Financial Times 2004


Алексей Гостев
Первоисточник: E-xecutive

Рейтинг Financial Times 2004 года еще раз подтверждает тенденцию, которая впервые проявилась несколько лет назад: центр бизнес-образования смещается в сторону Европы. Год за годом молодые европейские бизнес школы теснят американских «старожилов» в первых строчках престижных рейтингов. В первой двадцатке рейтинга FT счет пока 20:5 в пользу США, но доля европейских школ неуклонно растет. Из «европейцев», в числе топ-20 школ Insead и London Business School, уже много лет находящиеся в этом списке, а также швейцарская IMD и испанская IESE. В этом году к ним присоединилась испанская же Instituto de Empresa. В целом в рейтинге растет число неамериканских школ, в том числе школ из Латинской Америки и Восточной Азии.

В принципе, причина постепенного исчезновения монополии США на качественное бизнес-образование понятна. Изначально сама идея бизнес-образования была изобретением США и еще ряда англосаксонских стран. Теперь, в эпоху глобализации, разные страны копируют эту идею, и постепенно догоняют американцев по качеству ее исполнения, используя их опыт, и кое в чем даже улучшая созданную американцами модель. При этом Европа и другие регионы обладают обычным преимуществом новичка, который имеет возможность свободно экспериментировать с уже разработанной кем-то идеей, отсекая от нее все ненужное и устаревшее.

Первая десятка рейтинга Рейтинга выглядит так:

  1. Университет Пенсильвании, Wharton School (Филадельфия, США)
  2. Гарвардский Университет, Harvard Business School (Кембридж, США)
  3. Колумбийский Университет, Columbia Business School (Нью-Йорк, США)
  4. Insead, (школа имеет два отделения: европейское в Фонтенбло Седе, Франция; и азиатское в Сингапуре)
  5. Чикагский Университет, Graduate School of Business (Чикаго, США)
  6. Лондонский Университет, London Business School (Лондон, Великобритания)
  7. Стэнфордский Университет, Graduate School of Business (Стэнфорд, США)
  8. Университет Нью-Йорка, Stern School (Нью-Йорк, США)
  9. Массачусетсский Технологический Институт (MIT), Sloan School (Кембридж, США)
  10. Dartmouth College: Tuck

(с сайта E-xecutive)

Критерии и оценки

Рейтинг FT строиться по обычной для рейтингов бизнес-школ модели, и его таблица во многом говорит сама за себя. Пояснения к рейтингу можно найти в специальной статье Financial Times . Показатель, который особенно нуждается в пояснении, это индекс “value for money” (в нашей таблице переведен как «рейтинг на основе соотношения цена/качество»). Этот показатель вычисляется на основе соотношения стоимости обучения в школе к материальным благам, которые выпускник получает после ее окончания (увеличение зарплаты). Первое место в рейтинге "цена/качество" принадлежит Insead, за ним следуют ряд европейских и канадских школ.

Сбор информации для рейтинга осуществляется либо через администрацию школы, либо напрямую, при помощи опроса выпускников (естественно, когда есть возможность, используются оба способа). Школа может быть внесена в рейтинг, только если удалось опросить хотя бы 20% ее выпускников (если в школе меньше 100 выпускников, из них все равно должно быть опрошено как минимум 20).

Почему Европа?

Почему же вперед вырвалась именно Европа? Во-первых, надо вспомнить, что европейская система высшего образования в целом традиционно не уступала американской, и была построена, в общем, по тем же принципам. Cambridge, Oxford или Сорбонна никогда не смотрелись рядом с лучшими американскими университетами как бедные родственники. Однако европейские бизнес-школы развивались по-другому, чем американские. Как и всю европейскую образовательную систему, их сильно опекало государство. По мнению Станислава Шекшни , первого русского профессора Insead, отличие европейской системы бизнес-образования от американской заключается прежде всего в том, что бизнес-образование в Европе было образованием, но не было бизнесом.

Только в последние годы ситуация изменилась. В Европе появились школы, абсолютно независимые от государства и функционирующие как обычные коммерческие предприятия. Insead, например, изначально развивался как совершенно самостоятельная организация, не связанная, в отличие от большинства французских бизнес-школ, ни с одним университетом или торгово-промышленной палатой. В последние годы и другие европейские школы стали в словосочетании бизнес-образование делать акцент на слове бизнес. В результате усиления коммерческой направленности увеличились их финансовые возможности, что позволило с большей легкостью привлекать талантливых преподавателей, в том числе, и из США.

Кроме того, как следствие этой новой ориентации, улучшилось управление европейскими школами. Приглашая профессоров из США и изучая американский опыт, менеджмент этих школ, наконец, научились искусству (давно известному в Америке) управлять образовательным учреждением как бизнес-организацией.

Помимо этого, Станислав Шекшня называет и еще несколько причин роста популярности европейских школ. Во-первых, вспомним, что бизнес-образование – это, прежде всего, связи. Американские школы существуют давно, и их выпускники всегда составляли костяк бизнес-элиты не только США, но и многих других стран. В отличие от них, европейские школы, появившееся сравнительно недавно, только в последние годы обзавелись мощным «лобби» выпускников на руководящих менеджерских позициях. Когда количество выпускников европейских школ среди ведущих управленцев достигло определенного уровня, это, естественно, привело к росту их престижности.

Кроме того, после начала экономического кризиса в США возрос интерес к моделям управления, альтернативным американской. Многие менеджеры надеются найти такую альтернативу в европейских школах. Изменился и национальный состав студентов. Если раньше 80% студентов MBA в мире были американцами, то в ближайшее время их станет уже меньше половины. Степень MBA получает все больше выходцев из Европы и из развивающихся стран. Естественно, им интересен не только американский, но и европейский опыт.

Нельзя не сказать и о содержательных отличиях между европейской и американской системами бизнес-образования. По мнению Станислава Шекшни, в лидирующих европейских школах применяется более динамичная образовательная модель, чем в США. Сейчас менеджеры обычно стремятся как можно сильнее сократить время, которое они проводят в отрыве от работы. Два года, потраченные на бизнес-образование, как это принято в большинстве школ США – это для многих слишком большой срок. Европейские программы предлагают альтернативу, позволяя пройти более интенсивную программу обучения в течение одного года. Их программы содержат меньше общеобразовательных предметов, а информация преподается более концептуально и менее детально, чем в американских школах.

Financial Times предлагает и свой собственный анализ той же тенденции в статье «Почему США могут потерять свои доминирующие позиции». Многие выводы статьи перекликаются с анализом Станислава Шекшни, хотя в ней сделан акцент не на росте престижности европейских школ, а на исчезновение американской монополии в бизнес-образовании.

Слишком много рейтингов

У нынешнего рейтинга есть и еще одна особенность. Дело в том, что многие ведущие американские бизнес-школы, раздраженные растущим числом рейтингов, объявили им настоящую войну ( статью «Бизнес школы огрызаются на растущее число рейтингов»). Так, Гарвардская Бизнес-Школа заявила этой весной, что не будет больше предоставлять организаторам рейтингов информацию о своих выпускниках. Затем так же поступила Wharton School. В качестве объяснения своего решения руководство Гарвардской Бизнес-школы заявило, что не считает, будто можно определить бизнес-школу №1 или №2. «В реальности, у студентов есть множество разных интересов, способностей и амбиций, и, точно так же, у бизнес-школ имеются различные сильные и слабые стороны в подходах к бизнес-образованию,» - сказал Дэвид Лампе, исполнительный директор школы по маркетингу и коммуникации. Тем не менее, по мнению большинства аналитиков, рейтинги сохранятся, поскольку они давно уже стали частью образовательного рынка, и ведущие школы все равно вынуждены будут с эти считаться.



Похожие по содержанию материалы:
Президент Внешторгбанка Андрей КОСТИН: Я не ставлю приватизацию во главу угла ..
Майкл Робертс: “Чаще всего новые идеи подсказывают нам потребители” ..
Столпы управленческого величия Семь главных навыков и задач менеджмента ..
Прачечная закрывается Коррумпированные чиновники из зарубежья не смогут отмывать в России "грязные д ..
Уоррен Баффет заявил в конгрессе США, что с таких, как он, общество должно сдирать побольше налоговы ..
ЦБ РФ улучшит условия кредитования малого бизнеса ..
Стало ясно, сколько россияне потратят на Новый год А также то, что хотят получить в подарок женщины ..
Карьерный сдвиг ..
Sun InBev и МВД сыграли в бутылочку. Правоохранительные органы наведались к одному из лидеров пивова ..
Рекламодатели будут платить Google за результат ..
Общество не обязано отвечать за сомнительных контрагентов ..
Особенности системы управления по целям в холдинговых компаниях ..
Информационное сообщение о Международном конгрессе национальных органов, устанавливающих стандарты б ..


Похожие документы из сходных разделов


Лучший год для поиска работы Менеджеры по персоналу предрекают массовый спрос на квалифицированные кадры

Полина КАНЕВСКАЯ
Первоисточник: Газета "Финансовые Известия"

Прошедший год оказался почти провальным для российских компаний, занимающихся подбором персонала. Рекрутеры отмечают резкий рост спроса на квалифицированные кадры, который очень часто невозможно удовлетворить. Опубликованное на днях исследование говорит о т .. читать далее


Новый президент "Балтики" Антон АРТЕМЬЕВ: Я человек в компании не совсем случайный "Балтика" осталась без основателя


Первоисточник: Газета "Финансовые Известия" Крупнейшая в России пивоваренная компания "Балтика" лишилась своего основателя Таймураза Боллоева. До конца года он покинет пост президента. Официально причины его ухода не называются, а сам Боллоев от комментариев отказывается. Есть, однако, несколько версий. Среди ..
читать далее
Рекламные слоганы: мифы и реальность


Первоисточник: WorldEconomy.Ru Не секрет, что в наши дни компании тратят огромные деньги на создание ярких и запоминающихся рекламных слоганов. На самом деле, очень часто эти деньги оказываются потраченными впустую. Более того, посчитав, что удачный слоган поможет в бизнесе, и почив из-за этого на лаврах, компани ..
читать далее