Коментарий рейтинга Financial Times 2004Алексей Гостев Первоисточник: Рейтинг Financial Times 2004 года еще раз подтверждает тенденцию, которая впервые проявилась несколько лет назад: центр бизнес-образования смещается в сторону Европы. Год за годом молодые европейские бизнес школы теснят американских «старожилов» в первых строчках престижных рейтингов. В первой двадцатке рейтинга FT счет пока 20:5 в пользу США, но доля европейских школ неуклонно растет. Из «европейцев», в числе топ-20 школ Insead и London Business School, уже много лет находящиеся в этом списке, а также швейцарская IMD и испанская IESE. В этом году к ним присоединилась испанская же Instituto de Empresa. В целом в рейтинге растет число неамериканских школ, в том числе школ из Латинской Америки и Восточной Азии. В принципе, причина постепенного исчезновения монополии США на качественное бизнес-образование понятна. Изначально сама идея бизнес-образования была изобретением США и еще ряда англосаксонских стран. Теперь, в эпоху глобализации, разные страны копируют эту идею, и постепенно догоняют американцев по качеству ее исполнения, используя их опыт, и кое в чем даже улучшая созданную американцами модель. При этом Европа и другие регионы обладают обычным преимуществом новичка, который имеет возможность свободно экспериментировать с уже разработанной кем-то идеей, отсекая от нее все ненужное и устаревшее. Первая десятка рейтинга Рейтинга выглядит так:
(с сайта Критерии и оценкиРейтинг FT строиться по обычной для рейтингов бизнес-школ модели, и его таблица во многом говорит сама за себя. Пояснения к рейтингу можно найти в Сбор информации для рейтинга осуществляется либо через администрацию школы, либо напрямую, при помощи опроса выпускников (естественно, когда есть возможность, используются оба способа). Школа может быть внесена в рейтинг, только если удалось опросить хотя бы 20% ее выпускников (если в школе меньше 100 выпускников, из них все равно должно быть опрошено как минимум 20). Почему Европа?Почему же вперед вырвалась именно Европа? Во-первых, надо вспомнить, что европейская система высшего образования в целом традиционно не уступала американской, и была построена, в общем, по тем же принципам. Cambridge, Oxford или Сорбонна никогда не смотрелись рядом с лучшими американскими университетами как бедные родственники. Однако европейские бизнес-школы развивались по-другому, чем американские. Как и всю европейскую образовательную систему, их сильно опекало государство. По мнению Станислава Шекшни , первого русского профессора Insead, отличие европейской системы бизнес-образования от американской заключается прежде всего в том, что бизнес-образование в Европе было образованием, но не было бизнесом. Только в последние годы ситуация изменилась. В Европе появились школы, абсолютно независимые от государства и функционирующие как обычные коммерческие предприятия. Insead, например, изначально развивался как совершенно самостоятельная организация, не связанная, в отличие от большинства французских бизнес-школ, ни с одним университетом или торгово-промышленной палатой. В последние годы и другие европейские школы стали в словосочетании бизнес-образование делать акцент на слове бизнес. В результате усиления коммерческой направленности увеличились их финансовые возможности, что позволило с большей легкостью привлекать талантливых преподавателей, в том числе, и из США. Кроме того, как следствие этой новой ориентации, улучшилось управление европейскими школами. Приглашая профессоров из США и изучая американский опыт, менеджмент этих школ, наконец, научились искусству (давно известному в Америке) управлять образовательным учреждением как бизнес-организацией. Помимо этого, Станислав Шекшня называет и еще несколько причин роста популярности европейских школ. Во-первых, вспомним, что бизнес-образование – это, прежде всего, связи. Американские школы существуют давно, и их выпускники всегда составляли костяк бизнес-элиты не только США, но и многих других стран. В отличие от них, европейские школы, появившееся сравнительно недавно, только в последние годы обзавелись мощным «лобби» выпускников на руководящих менеджерских позициях. Когда количество выпускников европейских школ среди ведущих управленцев достигло определенного уровня, это, естественно, привело к росту их престижности. Кроме того, после начала экономического кризиса в США возрос интерес к моделям управления, альтернативным американской. Многие менеджеры надеются найти такую альтернативу в европейских школах. Изменился и национальный состав студентов. Если раньше 80% студентов MBA в мире были американцами, то в ближайшее время их станет уже меньше половины. Степень MBA получает все больше выходцев из Европы и из развивающихся стран. Естественно, им интересен не только американский, но и европейский опыт. Нельзя не сказать и о содержательных отличиях между европейской и американской системами бизнес-образования. По мнению Станислава Шекшни, в лидирующих европейских школах применяется более динамичная образовательная модель, чем в США. Сейчас менеджеры обычно стремятся как можно сильнее сократить время, которое они проводят в отрыве от работы. Два года, потраченные на бизнес-образование, как это принято в большинстве школ США – это для многих слишком большой срок. Европейские программы предлагают альтернативу, позволяя пройти более интенсивную программу обучения в течение одного года. Их программы содержат меньше общеобразовательных предметов, а информация преподается более концептуально и менее детально, чем в американских школах. Financial Times предлагает и свой собственный анализ той же тенденции в статье Слишком много рейтинговУ нынешнего рейтинга есть и еще одна особенность. Дело в том, что многие ведущие американские бизнес-школы, раздраженные растущим числом рейтингов, объявили им настоящую войну ( статью |