Дистанционное обучение менеджеров — трудности передачи знанийЕвгений Солоненко, тьютор Открытой школы бизнеса, МВА (Open) (Санкт-Петербург) Первоисточник: Менеджеры как потребители дистанционного обучения Кто же является потребителем дистанционного обучения? В первую очередь это люди, испытывающие острую потребность в получении новых знаний и навыков, но не имеющие возможности надолго оторваться от основного вида деятельности (работы или бизнеса). Глядя на описание "дистанционного" студента, невольно приходишь к выводу, что большинство российских менеджеров являются идеальными потребителями услуг дистанционного бизнес-образования. Как правило, современные менеджеры — это люди мотивированные на личное развитие и рост, обладающие богатым практическим опытом и хорошо владеющие компьютером. Однако недостаточная распространенность дистанционной технологии в отечественной высшей школе создает серьезные препятствия при принятии решения о дистанционном обучении менеджменту. Передача знаний при дистанционном обучении менеджменту Ключевым элементом любого обучения является передача и усвоение знаний. Менеджмент, ориентированный на практическую деятельность, требует передачи учащимся всего спектра знаний, как явных, так и скрытых. Нонака и Такеучи рассматривают четыре способа трансформации знаний: В ходе очного обучения менеджменту (наиболее распространенной формы бизнес-образования) происходит передача и трансформация разных типов знаний друг в друга. Важную роль в процессах трансформации одного типа знаний в другой играет факт личного общения как преподавателя со слушателями, так и слушателей между собой. Дистанционное обучение менеджменту, по сравнению с очным обучением, предполагает значительно меньший объем личного общения (если такое общение предусмотрено вообще). Это серьезно ограничивает возможность передачи слушателям неформализованных, скрытых знаний и вызывает необходимость предусмотреть другие методы развития менеджерских навыков. Проблемы использования информационных технологий Важную роль в передаче скрытых знаний при дистанционном обучении призваны играть информационные технологии и различные интерактивные способы обучения. Отсутствие каждодневного личного (лицом к лицу) контакта с преподавателем и другими слушателями заменяется активным общением по телефону и участием в интернет-конференциях. Основу большинства управленческих навыков составляет умение принимать решения. Принятие решений неразрывно связано с имеющимися у слушателей ментальными моделями и паттернами. Именно на обновление этих паттернов и направлено обучение менеджменту во всем мире. Общение друг с другом помогает слушателям обмениваться ментальными моделями, обновлять свой репертуар. В этом контексте электронные средства общения, с одной стороны, позволяют в удобное для слушателя время формулировать и размещать для обсуждения свои идеи и вопросы. Но, с другой стороны, — требуют от участника дистанционного обучения определенной смелости при формулировании своих мыслей и вынесении суждений. Очень важно преодолеть психологический барьер и выступить со своими взглядами. Возможности и ограничения информационных технологий Играя существенную роль в дистанционном обучении менеджеров, информационные технологии имеют ряд существенных ограничений. В первую очередь нельзя ограничиваться лишь одним типом электронных коммуникаций (электронная почта, интернет-конференции, обучающие программы или что-то иное). Более эффективно использовать сочетание различных средств коммуникации, включая личное общение. Важно понимать возможности и ограничения каждого из типов общения. Некоторые примеры типов общения приведены в таблице 1 (Основано на материалах курса Managing knowledge, Book 10, p. 35, The Open University, 2002.). Таблица 1 Как мы уже отметили выше, каждый из типов общения имеет свои сильные и слабые стороны: Таблица 2 Мы показали наличие преимуществ и недостатков у каждого из способов общения, не претендуя на полноту анализа. При подготовке программ дистанционного обучения особое внимание уделяется формированию такого сочетания различных средств коммуникации, которое позволило бы компенсировать недостаток личного контакта за счет интенсификации виртуального общения. Электронная готовность России Для России одним из основных недостатков информационных технологий, затрудняющих их использование в дистанционном обучении, является недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры и, как следствие, недостаточная компьютерная грамотность потенциальных слушателей. Согласно результатам исследования электронной готовности различных стран (The 2004 e-readiness rankings), проведенного Economist Intelligence Unit совместно с IBM Institute for Business Value, Россия заняла в 2004 году бесславное 55-е место (из 64-х учтенных), переместившись туда с 48-го в 2003-м. В результате мы оказались даже менее "готовыми", чем Украина, Шри-Ланка, Китай и Египет. Истины ради следует заметить, что по сравнению с 2003 годом несколько изменились правила составления рейтинга. Большую роль при оценке стали играть наиболее современные коммуникационные технологии, которые, впрочем, у нас также оказались развитыми недостаточно. Среди восточноевропейских соседей Россия тоже не блещет, занимая 12-е место из 14-ти участвовавших в рейтинге, превосходя только Казахстан и Азербайджан. Правда, нас рассматривают как потенциально наиболее массовый рынок мобильной связи, которая может послужить альтернативным способом доступа в Интернет и тем самым компенсировать недоразвитость интернет-инфраструктуры и, в частности, линий связи. Однако существующие программы дистанционного обучения вряд ли смогут воспользоваться этим "преимуществом" российского рынка в ближайшем будущем. Нерешенные проблемы Возвращаясь к трудностям развития дистанционного обучения менеджеров, следует отметить, что при электронном формате общения источником знаний для слушателя становится не только и не столько преподаватель (как при очном обучении), сколько другие слушатели с их критическими взглядами и отличным друг от друга опытом. Такой подход является серьезным препятствием на пути развития системы дистанционного обучения менеджеров в России. Мы тянемся к авторитетам, мы уверены, что всегда есть кто-то, кто точно знает, что надо делать. В учебном процессе таким человеком, носителем совершенного профессионального знания, бесспорно, является преподаватель. Однако здесь не учитывается неформализованная составляющая знания, а именно управленческие навыки, которыми преподаватель может и не обладать (в полном объеме). А если он ими не обладает в достаточной степени, то и передать слушателю их не в состоянии. А вот другие слушатели курсов менеджмента, со своим жизненным опытом, со своей историей успехов и неудач, являются ценнейшим источником неформализованных, скрытых знаний. Ценнейшим, но пока — недооцененным. Л и т е р а т у р а : |