Шпионские страстиПервоисточник: Материал подготовил С.В. Новиков, корреспондент "УНП" "Неожиданно выяснилось, что наше начальство постоянно проверяло личные электронные почтовые ящики сотрудников. Когда я в письме просто поинтересовалась у коллеги из другой фирмы размером ее зарплаты, меня вызвали к генеральному директору, швырнули на стол распечатку моего письма и грубо предложили написать заявление об увольнении по собственному желанию", - пожаловалась нам бывший бухгалтер подмосковной торговой фирмы Ирина Козловская. Да и другие опрошенные корреспондентом "УНП" бухгалтеры признались, что у них на предприятиях слежка за сотрудниками - совсем не редкость. Почему работодатели следят за сотрудниками? Как относятся к контролю наемные работники? Можно ли читать их электронную почту и прослушивать телефонные разговоры на законных основаниях? Насколько эффективен шпионаж за персоналом? Ответы на эти вопросы корреспондент "УНП" получил от бухгалтеров, руководителей, юристов и психологов. Предателей - за борт Руководитель небольшой столичной рекламно-издательской фирмы Ольга Овчинникова удивила нас своей категоричностью: "Выше всего в работнике я ценю его лояльность к организации. Если работающий у меня человек тайком ищет другую работу или без должного уважения относится к нашей фирме, то каким бы он профессионалом ни был, я его уволю, чтобы не разлагал коллектив. А узнать, как мой сотрудник относится к организации, я могу, только отслеживая его личную электронную переписку и телефонные переговоры", - безапелляционно заявила корреспонденту "УНП" Ольга Вячеславовна, абсолютно уверенная в необходимости слежки за подчиненными. Другие аргументы в пользу контроля изложил директор московского ООО "Опт-трейдинг плюс" Дмитрий Назаров: "Организация предоставляет работникам телефон и Интернет, и мы должны знать, насколько эффективно персонал их использует. Кроме того, многие сотрудники получают оклад, а не сдельную оплату, так что я должен быть информирован о том, как они тратят оплачиваемое фирмой время. Для этого мы используем систему видеонаблюдения и контролируем посещение сайтов в Интернете". А как, к примеру, бухгалтеры относятся к тому, что за ними присматривают? Оказывается, многое зависит от того, предупреждают их о контроле или нет. Бухгалтер производственной фирмы из Клина Олег Маркаров рассказал, что о жестком контроле его предупредили еще при приеме на работу и именно поэтому он спокойно воспринимает такие методы работы с персоналом. "А вообще я начальство в письмах не ругаю, тайны конкурентам не продаю, так что пусть следят. Глядишь, лишний раз убедятся в моей преданности, а там, может, это и на зарплате отразится", - пошутил Олег Викторович. "Про то, что в нашей фирме могут подслушивать телефонные разговоры и читать электронные письма, я узнала совершенно случайно. Ощущения очень неприятные - теперь думаю, стоит ли здесь оставаться. Ведь если начальство следит, то оно может и поощрять доносы. Лучше уйти самой, чем ждать, пока уволят по чьему-то оговору", - на условиях анонимности поделилась с нами молодой бухгалтер из Москвы. Конституция против! А имеет ли работодатель право настолько тщательно контролировать сотрудников? И может ли он уволить работника на основании данных, полученных "шпионажем"? Работник должен быть предупрежден, и тогда контроль будет законным, считает начальник отдела правового надзора и контроля Федеральной инспекции труда Юрий Пелешенко: "Методы наблюдения должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, с которыми в обязательном порядке должны быть ознакомлены все работники. Что касается допустимых границ контроля, то, на мой взгляд, работодатель как минимум имеет право знать, какие сайты сотрудники посещают в Интернете и сколько времени они тратят на личные разговоры по телефону". Но Юрий Иванович усомнился в том, что сотрудника можно уволить на основании подслушанного разговора или перехваченного личного письма: "Согласно законодательству, например, прослушивание телефона возможно только по решению суда. А какой суд позволит какому-нибудь ЗАО проводить "прослушку"? Разумеется, никакой доказательной силы результаты незаконного прослушивания телефонов иметь не будут, и дисциплинарное взыскание на их основании вынести нельзя. Мало того, если о "прослушке" узнает работник, то он может обратиться в суд и пожаловаться на ущемление его конституционных прав". Начальник юридического отдела ООО "Аудиторская служба "СТЕК"" Наталья Орлова считает, что, обращаясь в суд, работник может сослаться на статьи 23 и 24 Конституции, которые гарантируют гражданину сохранение тайны переписки и иных сообщений (ими можно считать электронные письма), а также запрещают сбор информации о жизни частного лица без его согласия. Кроме того, право на тайну электронной переписки гарантирует статья 63 Федерального закона о связи от 07.07.03 № 126-ФЗ. А статья 11 Федерального закона об информации, информатизации и защите информации от 20.02.95 № 24-ФЗ запрещает сбор информации, нарушающей тайну переписки, иных сообщений и телефонных переговоров. Мы не следим, а защищаемся... Но все же при грамотном оформлении внутренних документов организации работодатель может и установить для наблюдения видеокамеры, и читать электронные письма, а в отдельных случаях даже прослушивать телефонные разговоры. По мнению Натальи Орловой, при организации контроля за сотрудниками главное - четко расставить акценты и правильно назвать тот или иной метод. "Например, при установке видеокамер внутри офисов не нужно писать в приказе: камеры устанавливаются для наблюдения за персоналом. Надо указать, что они установлены в целях безопасности, для контроля за помещением, и ознакомить сотрудников с таким приказом. В этом случае работник вряд ли сможет доказать в суде, что имело место вторжение в его личную жизнь", - сказала Наталья Орлова. Аналогичный метод можно использовать и для надзора за интернет-активностью сотрудников. Для этого необходимо оформить приказ с формулировкой: в целях защиты внутренней компьютерной сети от вирусов системный администратор фирмы обязан просматривать всю информацию, поступающую на сервер. Правда, как заметила Наталья Александровна, подобный документ позволит работодателю просматривать только те электронные почтовые ящики работников, которые были предоставлены фирмой. Нельзя оправдать таким образом взлом личного почтового ящика. Сложнее обстоит дело с "прослушкой" телефонных переговоров. "Разумеется, запись переговоров не должна оформляться как контроль за персоналом. Но, например, консалтинговая фирма, которая консультирует клиентов по телефону, может издать "Положение об устных консультациях" и в нем указать: переговоры записываются для того, чтобы опровергать возможные претензии со стороны консультируемых. Но в этом случае клиент должен быть извещен, что разговор записывается, а это клиенту вряд ли понравится", - подчеркнула Наталья Орлова. Отметим, что совершенно особый вопрос - охрана коммерческой тайны. О том, как работодатель может охранять свои бизнес-секреты и как при этом можно и нельзя наказывать болтливого сотрудника, читайте на стр. 3 этого выпуска "УНП". Чистка рядов - похороны репутации Возникает вопрос: какие проблемы может решить тщательный контроль за сотрудниками, если его данные практически невозможно использовать для дисциплинарных взысканий? Никаких, убежден психолог, тренер компании "Персонал апгрэйд" Игорь Татарский: "Слежка - это один из самых эффективных способов ухудшить дела на предприятии". Игорь Евгеньевич считает, что сотрудников тотальный контроль озлобляет, а руководителя расхолаживает - у него после организации слежки появляется иллюзия, что уж теперь все будет в порядке. А на самом деле, заметил Игорь Татарский, контроль значительно ухудшает атмосферу в коллективе. Так что методом "чистки рядов" и постоянной проверкой лояльности невозможно создать сплоченную команду. Кроме того, по мнению психолога, контроль может "похоронить" репутацию предприятия: "Допустим, директор узнает о том, что бухгалтер не слишком лоялен к фирме и собирается уходить. И поэтому бухгалтера со скандалом увольняют раньше, чем он сам планировал уйти. Разумеется, обиженный человек будет на каждом углу рассказывать, какие самодуры руководят организацией и какие там тоталитарные порядки. В результате в профессиональной бухгалтерской среде фирма приобретет дурную репутацию и ей будет крайне сложно заполучить хорошего специалиста". Гораздо разумнее, считает Игорь Татарский, отсекать ненадежных сотрудников на этапе трудоустройства. "Вот здесь как раз будет уместно проверить кандидата: сначала по линии службы безопасности, затем направить соискателя на психологический контроль и только потом рассматривать его профессиональные качества. Это позволит отобрать психологически гармоничного человека с незапятнанным прошлым, хорошего профессионала. А такой сотрудник наверняка не будет вредить организации, где к нему хорошо относятся", - предложил альтернативу слежке Игорь Евгеньевич. «Учет, налоги, право» в Москве. N29, 10-16 августа 2004 г. |