Фонд НСФО: Концептуальные положения к подготовке законопроекта «О бухгалтерском учете»Палий Виталий Федорович Первоисточник: В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, утвержденным Министерством финансов, в 2005 году предполагается подготовить новую версию закона «О бухгалтерском учете». Руководитель рабочей группы НСФО по подготовке новой редакции закона, член Экспертного совета НСФО профессор Палий Виталий Федорович Концептуальные положения к подготовке законопроекта «О бухгалтерском учете» 1. Готовится новая версия закона «О бухгалтерском учете и отчетности»; которая должна включить требования к ведению бухгалтерского учета, документации и регистрации хозяйственных факторов, их оценке отражению и обобщению в бухгалтерской отчетности. Законопроект должен содержать прямые нормы по индивидуальной отчетности организации, консолидированной и сводной бухгалтерской отчетности, а также порядок составления бухгалтерской отчетности реорганизуемых и ликвидируемых организаций. В случае требования со стороны законодательных органов новая версия закона должна позволить изложить ее в форме изменений и дополнений действующих Законов. 2 .В законопроекте необходимо уточнить порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, имея в виду передачу части функций государства негосударственным организациям. В ведении органов государственной власти остаются: выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, публичной бухгалтерской отчетности; установление процедуры одобрения МСФО, их применение на территории РФ, совершенствование правовых основ бухгалтерского учета и отчетности; утверждение российских стандартов в области бухгалтерского учета и публичной отчетности; государственный контроль за соблюдение законодательства в области бухгалтерского учета и публичной отчетности, мониторинг факторов, требующих совершенствования или уточнения содержания публичной отчетности, внесения изменений в законодательство и другие нормативные акты. Регулированием вопросов бухгалтерского учета и отчетности должна заниматься негосударственная организация. В состав такой организации должны входить представители пользователей публичной бухгалтерской отчетности, профессиональных бухгалтерских организаций, ведущие ученые и профессорский состав в этой области. К ведению общенациональной негосударственной организации по регулированию бухгалтерского учета и отчетности, в частности, относятся: профессиональная общественная экспертиза МСФО и представление их российского перевода для одобрения и применения в РФ, методическая помощь, консультации и интерпретации отдельных МСФО организациям, их применяющим; разработка проектов российских стандартов, их общественная экспертиза и представление для применения российскими организациями, методическая помощь, консультации и интерпретации РПБУ организациям их применяющим, комментарии по применению норм российского законодательства и рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составлению публичной отчетности (по МСФО и РПБУ), включая планы счетов бухгалтерского учета, другие методические процедуры; разработка норм профессиональной этики, сертификация главных бухгалтеров, мониторинг состояния бухгалтерского учета и отчетности, обобщение и распространение передового опыта, подготовка предложений по совершенствованию законодательства и других нормативных документов в области бухгалтерского учета; взаимодействие с международными бухгалтерскими организациями и другие. 3 . В законопроекте должно быть определено разделение бухгалтерского учета на две части – финансовый и управленческий учет. Финансовый учет обеспечивает составление бухгалтерской отчетности, в том числе публичной, а также консолидированной, сводной, налоговой и отчетности реорганизуемых и ликвидируемых организаций. Финансовый учет подлежит государственному и общественному регулированию. Он ведется в строгом соответствии с общепризнанными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. На счетах финансового учета обеспечивается возможность получения полной прозрачной информации об основных элементах финансовой отчетности: активах и обязательствах организации, ее капитале, доходах и расходах с детализацией, требующейся для их раскрытия в примечаниях к отчетам. Управленческий учет обеспечивает внутреннее управление организацией и регулируется исключительно внутрифирменными стандартами, разрабатываемыми самой организацией. Какое либо государственное или общественное регулирование управленческого учета недопустимо. 4 . Необходимо установить порядок и сроки составления отчетности по МСФО для организаций, которые обязаны составлять публичную бухгалтерскую отчетность: до 2007 года переходят на обязательное составление консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО организации, ценные бумаги которые торгуются на фондовых биржах России и других стран; до 2009 года переходят на обязательное составление консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО все другие организации, обязанные представлять публичную бухгалтерскую отчетность; в 2007 – 2010 годах должно быть принято решение о ведении финансового бухгалтерского учета и составление индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО всеми организациями, головные организации которых представляют консолидированную отчетность по МСФО. Все другие организации ведут финансовый бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность по российским стандартам, но с 2008 года получают право по собственной инициативе переходить на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по МСФО. Налоговая отчетность должна составляться преимущественно по данным финансового бухгалтерского учета. Для малых предприятий устанавливается упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и составления сокращенной бухгалтерской отчетности. 5 . Другие значимые изменения в законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности: пересмотреть нормы о статусе главного бухгалтера, второй подписи на отчетах и документах, ответственности руководителя и главного бухгалтера за составление бухгалтерской отчетности и ведение бухгалтерского учета; ввести в законодательство положения об электронном ведении учета и матричном представлении публичной отчетности по E - mail и сети Интернет; предусмотреть норму, разрешающую организациям самостоятельно определять календарные сроки начала и окончания отчетного года; пересмотреть список адресатов, которым обязательно должна направляться бухгалтерская отчетность; предусмотреть норму об участии профессиональных общественных организаций в регулировании бухгалтерского учета, мониторинге составления учета и отчетности, соблюдении профессиональной этики членами своих организаций и т.п.; уточнить нормативные положения об объектах, целях и задачах бухгалтерского учета, его организации и ведению юридическими и физическими лицами. ввести положение о ведении бюджетного учета в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней; уточнить сроки представления и утверждения годовой бухгалтерской отчетности, привести их в соответствии с Законами РФ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Уточнить нормативные положения о публичности бухгалтерской отчетности. |