Главная страница --> Статьи

Молодежь выбирает деньги и п .. | Что готовит нам закон «О кон .. | Отражение изменений в учетно .. | Признание и оценка финансовы .. | Гость из будущего .. |


Их зовут пиарщиками Кто они, для чего нужны и сколько им платят?


Подготовила В. Князева,
главный редактор газеты «Профессия», г. С.-Петербург
Первоисточник: Газета "Профессия"

Специалист по связям с общественностью - профессия относительно молодая, однако многие продвинутые компании уже отметили десятилетие своей PR-службы. Пора попытаться проанализировать этот специфический рынок и постараться ответить на ряд вопросов. Например, насколько PR-специалисты востребованы, какие требования к ним предъявляют и какие обязанности на них возлагают работодатели и клиенты, как оплачивается их труд, каков образовательный уровень и опыт, каковы реальные карьерные перспективы, каково на сегодня соотношение спроса и предложения на рынке и т. д.

Их много, и они разные

По единодушному мнению и работодателей, и посредников - рекрутеров, и экспертов рынка труда, и самих соискателей, предложение на сегодня значительно превышает спрос. Если глубоко не вдаваться в причины этого перекоса, очевидно следующее: специальность «связи с общественностью» - модна и престижна, многие петербургские вузы в борьбе за более высокий статус «университета» или «академии» в последние 10 лет создали соответствующие кафедры и выпустили сотни молодых специалистов без опыта, которые нуждаются в трудоустройстве, но уровень развития бизнеса не позволяет пока большинству компаний иметь пиар-службу, а это сдерживает развитие рынка труда и способствует отмеченному выше дисбалансу. В то же время компаниям и агентствам полного цикла информационно-рекламных услуг требуются (если требуются) высококлассные многофункциональные работники.

Нестандартные профи

Стандарт профессии пиармена пока не сложился. Консультанты-рекрутеры утверждают, что их клиенты-работодатели далеко не всегда отчетливо представляют себе специфику деятельности отдела связей с общественностью, не определились полностью, чего хотят от него получить в конечном итоге. В этом случае руководители компаний склонны понимать пиар как работу по продвижению (и только) бренда, продукта или услуги и считают PR-специалиста рекламистом или неким «усеченным» маркетологом. Поэтому специалистам по связям с общественностью зачастую могут предложить вакансию в отделе маркетинга с соответствующим функционалом.

Еще чаще встречаются запросы от работодателей получить «в одном флаконе» специалиста по PR, маркетингу и рекламе.

- На рынке наблюдается тенденция слияния, т. е. запрос на универсального специалиста, который совмещает в одном лице опыт рекламы, пиар и основы маркетинга, - утверждает Геннадий Смирнов, руководитель Центра профессиональной подготовки «Импульс» (Санкт-Петербург).

Все это - свидетельство того, что пиар как вид деятельности не вполне понятен бизнесу.

Флагман

Примером другого отношения и ясного понимания, что даст PR-департамент компании, является деятельность отдела по связям с общественностью в ОАО «ЛОМО». Его руководитель, заместитель генерального директора по общественным связям Лазарь Залманов, 10 лет назад с нуля создававший эту службу, рассказал о том, какие цели были перед ней поставлены.

- Десять лет назад перед предприятием встала задача: из закрытого «режимного» предприятия стать открытой для общественности организацией, показать (это был 1994 г. - время тяжелое), что мы живы и развиваемся. Мы должны были работать, чтобы самые разные группы общественности, в том числе и за рубежом, «ЛОМО» признавали, уважали и доверяли. Без благоприятного имиджа, высокой деловой репутации компании в бизнесе делать нечего, не будет ни клиентов, ни партнеров, ни квалифицированного персонала, ни отношений с различными уровнями власти, что для нашего предприятия очень важно.

Приказ об организации отдела по связям с общественностью подписал тогдашний генеральный директор «ЛОМО» Илья Клебанов. В приказе было четко сформулировано, что основными направлениями вновь создаваемого отдела, помимо функций внешнего пиара, о которых упомянул Лазарь Залманов, отдел должен заниматься и работой с персоналом «ЛОМО», т. е. внутренним пиаром, с целью обеспечения информированности сотрудников о целях и действиях руководства компании, выявления и подготовки данных для анализа отрицательных действий, мешающих развитию предприятия и его авторитету, прогнозирования и содействия в урегулировании конфликтных ситуаций. Добавим попутно, что функции внутреннего пиара в компании, не имеющей вовсе отдела по связям с общественностью, как правило, ложатся на специалиста по кадрам. В этой связи Лазарь Залманов заметил, что пиармен может быть весьма полезен организации и в вопросах управления персоналом.

Столь масштабные задачи требовали работы PR-отдела в нескольких направлениях. О структуре отдела рассказала его начальник Наталья Константинова:

- В отделе по связям с общественностью ОАО «ЛОМО» четыре структурных единицы. Бюро коммуникаций, которое занимается установлением и поддержанием отношений с инвесторами, общественными организациями, СМИ. Здесь готовят пресс-релизы, проводят всевозможные опросы, организуют интервью, пресс-конференции, поддерживают свои разделы в Интернет- и Интранет- сайтах.

В Бюро работают шесть человек. Это люди с разным образованием, сюда относится и редактор корпоративной газеты «Панорама “ЛОМО“».

Бюро имиджевой рекламы (два сотрудника) занимается разработкой бизнес-сувениров, эмблем и фирменного стиля.

Бюро общественно-экономической информации (два сотрудника) занимается подпиской на газеты и журналы (125 наименований выписывает «ЛОМО»), отслеживает публикации в СМИ о нашей компании и готовит на их основе обзоры, годовые отчеты для акционеров, ведет базу данных по изменениям в законодательстве для 40 отделов «ЛОМО» и 20 руководителей.

Музей истории «ЛОМО» (два сотрудника) занимается изучением истории предприятия, работает с различными архивами, встречается с ветеранами, проводит экскурсии для гостей и новичков по «ЛОМО», готовит материалы для корпоративной газеты и радио.

Технологии плюс креатив

Лазарь Залманов и Наталья Константинова подчеркивают, что не испытывают недоверия к молодежи, охотно берут на практику студентов, присматриваются к ним, оставляют инициативных и мотивированных.

Наличие диплома еще ни о чем не говорит. Пиар - это технологии плюс творчество.

Эту позицию подтверждает и мнение Геннадия Смирнова:

- Сегодня работодателю не важно, есть диплом или нет. Диплом, в конце концов, можно купить. А важны личностные качества: грамотная речь, активная жизненная позиция, общий культурный уровень, творческий подход к работе.

Напомним, что речь идет о позициях среднего уровня. Для позиций более высоких наиважнейшее требование - опыт в данной сфере, и чем он больше, тем лучше (от трех лет), опыт собственных успешных проектов, знание специфики компании-работодателя, опыт в маркетинговой сфере, иногда важно знание определенного иностранного языка (помимо английского). Гендерный фактор особо значимым не является.

Цена вопроса

Приведем данные по заработной плате различных категорий PR-специалистов, предоставленные как прямыми работодателями, так и консультантами петербургских рекрутинговых агентств.

В Центре профессиональной подготовки «Импульс» нет проблем с трудоустройством выпускников. Это люди разного возраста, но как начинающие специалисты они стартуют от $200. Зарплата складывается, как правило, из оклада и процентов.

Средняя зарплата в отделе по связям с общественностью в ОАО «ЛОМО» составляет сегодня 7000 рублей, притом что ключевые сотрудники имеют более высокий доход, а начинающие соответственно более низкий.

Консультант по подбору персонала агентства «Русский персонал» Нина Яковлева сообщила, что молодые пиар-специалисты «стоят» сегодня $200 - 300, однако агентство берется за подбор такого работника, если работодатель предлагает будущему сотруднику не менее $500. Специалисты с опытом свыше трех лет «стоят» $500 - 700 (в Москве - $700 - 1000).

В заключение - данные по средней заработной плате пиарменов, предоставленные Яной Леоненковой из агентства Kelly Services:

Позиция Санкт-Петербург Москва
PR-ассистент $400 - 700 $800 - 1400
PR-менеджер $700 - 1500 $1400 - 3000
PR-директор $1500 - 3200 $3000 - 6000


Похожие по содержанию материалы:
Экономные идеи ..
Лидерство как стиль управления современной компанией ..
МСФО становятся более прозрачными и справедливыми ..
Имя собственное. Почему один менеджер стоит больше другого? ..
Молодежь выбирает деньги и престиж ..
Что готовит нам закон «О консолидированной финансовой отчётности» ..
Отражение изменений в учетной политике и ошибок согласно МСФО ..
Признание и оценка финансовых инструментов ..
Гость из будущего ..
Как правильно уволиться с работы ..
МСФО: Центробанк бьет по газетным уткам Татьяна Парамонова заявляет, что международные стандарты — н ..
Зачем московским коммерсантам «европейские» балансы ..
Президент Внешторгбанка Андрей КОСТИН: Я не ставлю приватизацию во главу угла ..


Похожие документы из сходных разделов


Аудитору придется куда-нибудь вступить

Александр ШАХОВ
Первоисточник: Газета "Учет, налоги, право"

После отмены лицензирования аудиторы получат новых контролеров. Такова суть проекта поправок в закон об аудиторской деятельности (от 07.08.01 № 119-ФЗ), которые одобрило Правительство РФ на заседании 13 января.

Основная идея изменений - заменить .. читать далее


Фонд НСФО: Концептуальные положения к подготовке законопроекта «О бухгалтерском учете»

Палий Виталий Федорович
Первоисточник: НСФО

Палий Виталий Федорович - Cоздатель и руководитель АО «Союзаудит» и ООО «Палий и сыновья», член Экспертного совета НСФО.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтер .. читать далее


Закон о бухучете переписывают

Роксана АХМЕДОВА
Первоисточник: Газета "Учет, налоги, право"

Наступивший год пройдет для бухгалтерского сообщества под знаком работы над новой версией закона "О бухгалтерском учете". Как выяснила корреспондент "УНП", соответствующий проект планируется внести в Госдуму в ходе стартовавшей весенней сессии. А стать .. читать далее