Экономика властиНаталия Райская, Яков Сергиенко, Александр Френкель Первоисточник: Конъюнктура. Экономические тенденции 2005 года будут зависеть от ситуации на рынке нефти и действий президентской вертикали. Если не произойдет экстраординарного, темп роста ВВП сократится с 6,5 до 5,7%. Властная вертикаль. Укрепившись безоговорочной поддержкой Думы, президент начал 2004 год с радикальных политических реформ, и в первую очередь с правительственной реформы, которая принесла не только нового премьер-министра, но и перераспределение надзорных и лицензионных функций от территорий в пользу федерального центра. Были решены вопросы о монетизации практически всех существовавших ранее льгот с переброской ответственности за исполнение этого решения на регионы. Наконец, был решен вопрос о назначении губернаторов президентом. Польза налогов. Параллельно произошли изменения в управлении экономической сферой. Государство стремительно увеличило налоговую нагрузку на экономику. Во-первых, за счет изъятия ренты через сырьевые налоги. Во-вторых, с помощью доначислений налоговых платежей за прошлые годы исходя из неправомочности ранее существовавших льгот. Результат впечатляет. За первые одиннадцать месяцев 2004 года сумма доначислений налогов в бюджет выросла в 5,5 раза, вплотную приблизившись к $20 млрд. При этом общая сумма налоговых доходов федерального бюджета выросла на 2,7% ВВП. Жесткая бюджетная политика. На этом фоне исполнительная власть стала ревностно относиться и к своим затратам. Объем непроцентных расходов по финансированию (без базовой пенсии и сальдовых статей) сократился за первые десять месяцев 2004 года на 1,1% ВВП относительно аналогичного периода прошлого года. Особенно пострадали регионы. Трансферты со стороны центра в их адрес упали на 0,6% ВВП. Пожалуй, единственными счастливыми получателями денег федерального центра в этом году остались армия и правоохранительные органы. По итогам первых десяти месяцев 2004 года по разделу «Национальная оборона» было профинансировано 94% годового объема платежей против 85% по непроцентным расходам в целом. Жесткая бюджетная политика позволила государству сформировать уже к ноябрю первичный профицит бюджета в размере 6,1% ВВП. Для сравнения: в 2003 году эта цифра не превышала 3,4%. В результате Россия получила весьма значительный Стабилизационный фонд и возможность делать прекрасные новогодние подарки иностранным партнерам в виде досрочного погашения государственного долга. Государственная экономика. Однако не только бюджетные проблемы занимали федеральный центр в 2004 году. Одной из важных забот верховной власти стал переход к ручному управлению крупнейшими компаниями. Бизнес, контролируемый государством, постоянно увеличивается. Яркий пример — недавнее укрупнение «Роснефти» за счет приобретения собственника «Юганскнефтегаза» — тверской компании «Байкалфинансгруп». Эта сделка позволила государственной компании добавить в нефтяном эквиваленте почти 10 млрд баррелей запасов к уже существовавшим 27,2 млрд. Теперь «Роснефть» может побороться с алжирской фирмой Sonatrach за звание десятой нефтегазовой компании мира по этому важному показателю. Аналогичный подход был реализован в банковском секторе. Благодаря неожиданному для рынка банковскому кризису Внешторгбанк и Сбербанк получили уникальную возможность нарастить объем клиентской базы и региональную сеть. Элементы деятельности власти. В итоге всех этих комбинаций структура исполнительной власти в нынешнем году приобрела относительную прозрачность. И здесь можно выделить три основных элемента. Первый элемент — собственно президент и руководители его администрации. Они взяли на себя управление крупнейшими кусками экономики. Это управление собственно компаниями (не будем забывать участившиеся визиты крупнейших бизнесменов к президенту за отдельными поручениями) и территориальный контроль. Второй элемент — руководители правительства. Все события последнего времени, и особенно затянувшийся спор министров по поводу сроков и стратегии удвоения ВВП, указывают на новую роль этого органа исполнительной власти. Он призван демонстрировать общественности непрерывную борьбу за темпы экономического роста. Однако при этом гарантировать стабильное поступление денег в бюджет, а главное — их сохранность для решения геополитических задач. Третий элемент исполнительной власти — прочие федеральные чиновники. Основная задача этой части вертикали — претворение в жизнь курса на централизацию власти. Например, в секторе телекоммуникаций, для которого даже выделено отдельное министерство, уровень концентрации управления уже превосходит лучшие советские образцы. Федеральные налоговые и лицензионные службы, нанося точечные удары, четко демонстрируют предпринимателям, где сейчас находится реальная власть. И что предпринимательская Курочка Ряба должна нести свои золотые яйца не региональным «лисам-перевертышам», а федеральным «ястребам». Проблемы усиления власти. Пока усиление роли государства выражается лишь в падении темпов роста инвестиций. В 2004 году, по предварительной оценке, они сократились до 11,1% против 12,5% годом ранее. Оно и понятно. На фоне решения властных задач ни о какой экономической целесообразности и независимом желании бизнеса вкладывать значительные средства на длительный срок говорить не приходится. Проблема лишь в том, что «напряженность» предпринимателей постепенно начинает передаваться и работникам предприятий. Последние опросы однозначно свидетельствуют о падении уверенности россиян в завтрашнем дне и их сомнениях относительно качества экономической политики. Согласно опросам ВЦИОМ, экономическую ситуацию в декабре как хорошую оценивали лишь 9% респондентов, тогда как плохой ее назвали 40%. Число ожидающих ухудшения ситуации достигло 21% против 16% в начале года. И это при том, что традиционно декабрьские опросы в преддверии праздников всегда показывали более оптимистичную картину. Пессимизм населения тем более огорчителен, что потребительское поведение в последнее время выступало одним из самых надежных оснований экономического роста. Согласно официальной статистике, за 2004 год темпы роста потребительских расходов стабильно превышали динамику доходов. Розничный товарооборот за прошедший год вырос, по предварительной оценке, на 12,0%, тогда как реальные располагаемые доходы населения — лишь на 8,9%. И не случайно, что потребительский сектор оказался ответственным за 9,1% экономического роста 2004 года против 8,1% в 2003 году. Изменение потребительских настроений вряд ли позволит сохранить эту динамику и в 2005 году. А значит, многое будет зависеть от ситуации в экспортном секторе. И в первую очередь от мировых цен на нефть. Китайский фактор нефтяных цен. Пока на этом фронте все спокойно. Согласно недавним исследованиям специалистов ОЭСР и инвестиционного банка Goldman Sachs, в ближайшие годы средняя мировая цена на нефть будет находиться в коридоре $30-35 за баррель. При этом основным спросовым фактором такой динамики будет стремительный рост потребности в топливных ресурсах со стороны Китая, где дневное потребление нефти в течение ближайшего десятилетия вырастет с 6 до 11,5 млн баррелей. По оценке компании Merrill Lynch, в настоящее время на долю Китая приходится 13,1% мирового ВВП, и с 2001 по 2003 год он обеспечивал 38 центов из каждого нового доллара продукции и услуг, произведенного в мире. В 2005 году увеличение ВВП китайской экономики ожидается на уровне 8,1%. Для сравнения: прогноз Economist Intelligence Unit по темпам экономического роста в мире — 3,2%, в США — 3,1%, в Германии — 1,8%. Внутреннее производство топливных ресурсов в Китае находится примерно на одном уровне. А при предполагаемых темпах роста экономики это означает постоянно увеличивающуюся зависимость этой страны от импорта, что особенно важно для России как экспортера сырья и топлива. Если десятилетие назад потребность Китая в нефти лишь на 6% обеспечивалась за счет импортных поставок, то теперь почти на треть. И по экспертным оценкам, к 2020 году доля импорта в обеспечении Китая нефтью вырастет до 60%. Надо отметить, что пока Россия формировала довольно скромную часть китайского нефтяного пирога. С января по ноябрь 2004 года из России в Китай было поставлено 10,2 млн тонн сырой нефти. Это дало России менее 11,8% от суммарного объема поставок нефти и лишь пятое место в списке нефтяных экспортеров в КНР. Экспортные перспективы России. Впрочем, в ближайшие годы ситуация может измениться. И дело здесь не только в обнадеживающих заявлениях Владимира Путина по поводу совместной работы с китайскими товарищами по «Юганскнефтегазу». Важнее усиливающаяся в последнее время мнительность китайской стороны относительно возможной нехватки ресурсов. Следствием этого чувства в 2004 году стал беспрецедентный объем сделок, подписанный Китаем и странами — экспортерами топлива и сырья. Причем с ценой приобретения месторождения и участия в их разработке китайская сторона практически не считается. В октябре Китай подписал сделку на $70 млрд в нефтегазовой сфере с Ираном. В ноябре $20 млрд китайского энергетического бюджета досталось Аргентине. Аналогичные сделки подписаны или готовятся Китаем к подписанию с Анголой, Канадой, Суданом, Перу и Сирией. Китай собирается вложить в Канаду несколько миллиардов долларов США для разработки так называемых нефтеносных песков. По оценкам специалистов, рентабельной эта деятельность может быть лишь при цене сырой нефти более $30/барр. Так что для России в ближайшие годы открывается прекрасная перспектива в области обеспечения энергетических потребностей своего соседа, а для российской экономики сохранение высоких цен на нефть. Мировая валютная политика. Стремительный рост мировых топливных цен определяет не только китайский фактор. Нельзя забывать и о курсе доллара США — традиционной валюты мирового энергетического рынка. Для России основной тенденцией внутреннего валютного рынка является укрепление реального курса рубля. Это могло бы стать мощным фактором падения конкурентоспособности российской продукции, резко снизив шансы неэкспортного сектора на выживание. Однако российских производителей спасло общее падение курса доллара в мире. Пока все говорит о том, что в 2005 году мировая тенденция к ослаблению доллара сохранится. Дефицит торгового баланса США в 2004 году превысил рекордные $600 млрд. Американская экономика должна ежедневно привлекать $2 млрд из-за рубежа для сведения концов с концами. Одна из крупнейших статей торгового дефицита — торговля с Китаем. Дефицит баланса США по торговле с этой страной достиг в 2004 году $160 млрд. И ситуация по этой позиции в ближайшее время вряд ли изменится. Курс юаня жестко зафиксирован на уровне 8,2 к доллару США, то есть китайский импорт для американцев все так же привлекателен. Более того, ослабление доллара в последнее время используется Китаем, как, впрочем, и другими азиатскими странами, для решения конкурентных проблем с государствами зоны евро. Азиатские страны традиционно были одними из самых преданных покупателей американских ценных бумаг, обеспечивая значительную часть финансирования дефицита торгового баланса. Однако в этом году они начали сокращать эти вложения. По данным Минфина США за первые девять месяцев 2004 года, только Китай сократил свои вложения в американские ценные бумаги почти вдвое. В итоге спрос на доллары сократился, усилив тем самым общую тенденцию удешевления американской валюты и юаня относительно евро. Для европейских стран такая динамика ничего хорошего не означает. По оценкам специалистов Deutsche Bank, каждые 10% дополнительного падения доллара приводят к падению денежных доходов компаний зоны евро на 5,3%. Однако для России это хорошо. Правда, за исключением компаний, конкурирующих с производствами стран «долларовой» зоны. Так что в 2005 году большая часть российской экономики вряд ли будет испытывать серьезные трудности с внешними факторами роста. Благодаря усилиям Китая и США реальный курс рубля относительно корзины валют в следующем году будет находиться в нынешних пределах, а цены на нефть устойчиво обеспечивать приток нефтедолларов в страну. Потенциальной проблемой будет лишь готовность усилившихся государственных экспортеров так же успешно, как раньше частники, поддерживать знамя российского экспорта. Макроэкономический прогноз. На уровне цифр сочетание сложных внутренних и простых внешних факторов экономического развития приведет к тому, что темп роста ВВП в 2005 году составит порядка 5,7% против 6,5% в 2004 году. Одной из основных причин этого торможения станет замедление динамики частных инвестиций, а также уменьшение притока иностранных инвестиций в связи с усилением накала политической реформы. По нашим прогнозам, общий объем вложений в основной капитал в 2005 году увеличится по сравнению с 2004 годом лишь на 8,1%. Схожая ситуация будет наблюдаться и в потребительском секторе. В 2005 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 9,5%, при этом объем розничного оборота вырастет лишь на 9,3%. Внешняя торговля будет развиваться несколько более благоприятно, однако расширение экспорта будет сдерживаться недостатком инфраструктурных мощностей и управленческими сложностями государственных компаний. В результате в 2005 году объем экспорта стабилизируется на уровне $169,8 млрд. В промышленности изменение структуры совокупного спроса приведет к замедлению темпов роста промышленного производства с 6,1% в 2004 году до 4% в 2005 году. При этом экспортный сектор обеспечит 55-60% прироста, тогда как отрасли внутреннего спроса — 40-45%. Лидером по динамике развития останется машиностроение и металлообработка, во многом обязанные своими успехами государственному оборонному заказу и экспорту отраслей ВПК. Увеличение машиностроительного производства может достичь 6,8%. Стабильно высокими будут темпы роста в экспортном секторе. В топливной промышленности производство добавит 5,1%, в черной металлургии — 5,3%, в химической и нефтехимической промышленности — 6,1%. Аутсайдером по темпам экономической динамики станет легкая промышленность. Именно здесь конкуренция с продукцией азиатских стран будет максимальной и обесценение доллара даст самый негативный эффект. В 2005 году производство легкой промышленности сократится на 7,7%. Данные прогнозы не совпадают с тремя сценариями, разработанными Минэкономразвития: I ВАРИАНТ — умеренно-пессимистический — исходил из возможного резкого ухудшения конъюнктуры в 2005 году на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов по сравнению с 2004 годом, которое не удастся компенсировать за счет внутренних факторов развития; II ВАРИАНТ — консервативный — предполагал существенное снижение мировых цен на нефть при продолжении тенденции к повышению эффективности функционирования экономики; III ВАРИАНТ — оптимистичный — исходил из того, что мировая цена на нефть не опустится ниже верхней границы коридора ОПЕК, а склонность российского бизнеса к инвестированию своих доходов не снизится. Третий вариант рассматривался в качестве наиболее вероятного сценария развития экономики и послужил базой для формирования бюджета ( таблицы). Макроэкономические индикаторы в 1997-2005 гг.
* Данные 1997 г. представлены в деноминированном виде. Источники: Росстат, Минэкономразвития, Банк России, ИЭ РАНl Динамика выпуска промышленной продукции в 1997-2005 гг.
Источники: Росстат, Минэкономразвития, ИЭ РАН |