Главная страница --> Статьи

Письмо Минфина РФ от 25.05.2 .. | Еще раз про маркетинг-микс, .. | Financial Times опубликовала .. | Джордж Сорос и Билл Гейтс ст .. | Лучший год для поиска работы .. |


Кредитование инвестиционных проектов: формула успеха


Алексей Клепиков, финансовый аналитик компании «НРБ Финансы»
Первоисточник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"

В рамках проектного финансирования частью работы финансового консультанта является рассмотрение большого числа инвестиционных проектов разнообразной тематики и различных сфер коммерческой деятельности. Как правило, в основе каждого проекта лежат оригинальная идея и специфический набор конкурентных преимуществ, обусловливающие его привлекательность для инвестиций. В данной статье рассматривается опыт формирования "портрета" успешного инвестиционного проекта компании "НРБ Финансы".

Разработка консультантом большего числа проектов завершается уже на ста­дии предварительного анализа. Лишь около 30% из них достигает стадии поис­ка инвестора и подготовки презентацион­ного пакета документов. Причина подоб­ного «отсева» - несоответствие парамет­ров проектов требованиям потенциаль­ного кредитора.

В результате предварительного ана­лиза финансовый консультант делает вы­воды о возможности привлечения фи­нансирования в проект и принимает ре­шение о целесообразности его разработ­ки. В случае положительного решения формируются предложения по повыше­нию (если таковое возможно) инвести­ционной привлекательности рассматри­ваемых проектов. При этом эффектив­ность работы финансового консультанта отражает не соотношение реализован-

ных проектов и рассмотренных, а долю реализованных проектов от числа успеш­но прошедших стадию предварительного анализа, по которым консультантом была проведена работа по привлечению фи­нансирования.

Факторы, имеющие принципиальное значение для инвестора/кредитора при принятии решения о вхождении в проект, могут касаться его экономических аспек­тов или отражать стратегические цели ин­вестора. И экономическим можно отнес­ти следующие факторы:

Оптимальный объем инвестиций. Проекты с объемом инвестиций меньше 1 млн долл., как правило, относятся к сфере малого бизнеса. Обычно для их реализации не привлекают финансового консультанта, поскольку слишком боль­шие затраты на оплату его услуг невыгод­ны для проекта, анализ которого проводится по упрощенной схеме. Инвестора­ми по малобюджетным проектам высту­пают специализированные кредитные ор­ганизации.

Проекты с объемом вложений от 1 до 10 млн долл. можно отнести к средним по размеру. Это наиболее распростра­ненный тип инвестиционных проектов в работе финансового консультанта. С точ­ки зрения диверсификации кредитного портфеля они более привлекательны для кредитора по сравнению с крупными проектами.

Проекты, предполагающие инвести­ции свыше 10 млн долл., входят в катего­рию крупных. Большой объем инвестиций является причиной повышенных требова­ний кредитора к проекту и трудностей, возникающих при принятии решения о финансировании. Объем инвестиций в проект зависит от лимитов кредитования,которые устанавливаются кредитной ор­ганизацией в зависимости от ее размера и положения на рынке. Их размер может отличаться в десятки раз. Например,.ес­ли для Национального резервного банка он составляет около 40 млн долл., то для Сбербанка России - около 1 млрд долл. Однако кредиты, как правило, в несколь­ко раз меньше лимитов и достигают их лишь в особых случаях (например, креди­тование Газпрома Сбербанком).

Срок кредитования. Хотя понятие «проектное финансирование» отражает его цели, а не время, на которое предо­ставляются кредитные средства, обычно проекту не достаточно средств на срок менее 1 года, поскольку они не могут обеспечить его полноценную реализа­цию. Соответственно, финансирование на срок менее 12 мес. не рассматривается кредитором в качестве проектного. Мак­симальные сроки кредитования опреде­ляются текущей макроэкономической си­туацией и составляют на данный момент около 5-7 лет (их реализует Сбербанк России). На сегодняшний день приемле­мыми для кредитора являются проекты со сроком окупаемости в 2-3 года. Чем больше срок между началом проекта и поступлением от него доходов, тем выше сложность привлечения финансирования.

Доходность проекта. Порог мини­мальной требуемой доходности инвесто­ра определяется текущим значением ставки рефинансирования и размером компенсируемых проектных рисков. При прочих равных условиях высокая доход­ность проекта стимулирует инвестора к тому, чтобы принимать более высокие значения рисков.

Снижение рисков кредитора за счет участия инициатора в проекте собствен­ными средствами. Большинство кредит­ных организаций не рассматривают про­екты, в которых данное требование не выполняется. Инициатор должен вложить в проект из собственных средств в сред­нем около 30% от требуемого объема ин­вестиций. Инвестиции инициатора улуч­шают его финансовый имидж в глазах кредитора и демонстрируют серьезность намерений в отношении реализуемого проекта.

Высокая степень контроля кредито­ра над проектом. Степень контроля зави­сит от качества предлагаемого обеспече­ния (причем не в смысле легкости его ре­ализации, а степени уникальности для бизнес-процесса), а также передачи под контроль кредитора компаний-участников бизнес-процесса. Также возможно доле­вое участие кредитора в проекте, иногда предусматривается возможность выку­па/продажи его доли инициатором. Интересным вариантом обеспечения может стать право кредитора осуществить кон­вертацию части кредита в долю проекта.

Репутация инициатора проекта. В первую очередь интерес для кредитора представляет финансовая, юридическая и организационная прозрачность заем­щика. При этом внимание кредитора привлекают такие факторы, как масштаб бизнеса инициатора, его финансовое со­стояние, структура собственности и акти­вов, наличие/отсутствие успешного опы­та совместной работы с кредитором или другими кредитными организациями. Также оценивается профессионализм уп­равленческой команды, делающий воз­можным как квалифицированное управ­ление технической реализацией проекта, так и своевременное решение вопросов, возникающих у кредитора в процессе его реализации.

Участие в проекте рекомендован­ных/одобренных кредитором организа­ций. Участие финансового консультанта, оценщика, маркетелога, страховщика улучшает степень проработки, прозрачно­сти проекта, а также его привлекательно­сти для кредитора.

Качество маркетинговой составляю­щей. Как правило, жесткие требования кредитора связаны с обоснованием буду­щей реализации продукции/услуг. Качест­венная разработка маркетинга жизненно необходима для проекта, поэтому нередко приходится прибегать к услугам специа­лизированной компании-маркетолога.

Стратегические факторы не имеют непосредственного отношения к реализу­емому проекту, но определяют соответст­вие его тематики стратегическим интере­сам кредитора. Они могут заключаться в финансировании перспективных, с точки зрения кредитора, отраслей, проектов, обладающих высокой социальной, полити­ческой значимостью и т. д. Выбор той или иной области финансирования может пре­следовать цели диверсификации кредит­ного портфеля, улучшения политического имиджа, рекламы кредитора. Примером проектов, реализуемых с приоритетом со­циальной значимости, может стать креди­тование предприятий коммунального хо­зяйства, где объемы инвестиций и доход­ность проектов едва ли позволяют гово­рить о высокой экономической выгоде.

Отдельное место занимают стратеги­ческие цели кредитора, связанные с по­лучением прав на обслуживание счетов клиентов.(элемент корпоративного фи­нансирования). Влияние данного факто­ра отражается на решениях о финансиро­вании ряда крупных компаний, несмотря на относительно низкую доходность реа­лизуемых ими проектов.

Как показывает опыт, реализация проектов происходит только при удовле­творении ими большей части экономиче­ских требований кредитора. При этом на­личие в проекте параметров, отклоняю­щихся от базовых требований кредитора, например нестандартного срока кредито­вания, должно компенсироваться его сильными сторонами — повышенной до­ходностью, высокой ликвидностью обес­печения и т. д.

В исключительных случаях проекты, не вполне удовлетворительные с эконо­мических позиций, могут стать выгодны­ми благодаря сильной стратегической со­ставляющей. Однако идеальный объект инвестиций - проект, сочетающий в себе обе группы факторов привлекательности. В практике «НРБ Финансы» есть примеры успешной реализации подобных проек­тов. Однако в целом такие «идеальные» проекты являются исключительными. Главные условия реализации проектов -приемлемый уровень риска и высокая эффективность.

Учет перечисленных факторов необ­ходим для расстановки акцентов и кон­центрации усилий инициатора в процес­се создания и подготовки новых инвести­ционных проектов. Правильная баланси­ровка факторов привлекательности -залог успешной реализации, своеобраз­ная формула успеха инвестиционного проекта.

РЦБ №24(279) 2004


Похожие по содержанию материалы:
Фонд НСФО направил в СМСФО письмо-комментарий к «Проекту для обсуждения «МСФО для малых и средних пр ..
Большая переменная ..
Главный бухгалтер – оформление на работу ..
Подводя итоги ..
Письмо Минфина РФ от 25.05.2007года N 03-03-06/1/312 ..
Еще раз про маркетинг-микс, или не оставить ли наконец в покое концепцию 4р? ..
Financial Times опубликовала новый рейтинг МВА "Потерянное поколение" выжило ..
Джордж Сорос и Билл Гейтс ставят на падение доллара ..
Лучший год для поиска работы Менеджеры по персоналу предрекают массовый спрос на квалифицированные к ..
Бухгалтерский учет: субъективные суждения и объективные реалии ..
Маркетинговая стратегия предприятия сферы услуг. Стратегическое планирование маркетинга ..
Экономные идеи ..
Лидерство как стиль управления современной компанией ..


Похожие документы из сходных разделов


Ценообразование лизинга

Виктор Газман, проффесор высшей школы экономики
Первоисточник: Оборудование: рынок, предложение, цены

Определение цены лизинговой услуги является одним из наиболее важных и сложных этапов проектирования любой лизинговой сделки, построения взаимовыгодных отношений между всеми ее участниками. Острота темати­ки подвигла нас начат .. читать далее


Как продать бизнес

Глеб Макеев
Первоисточник: Ваши личные финансы

Сегодня множество людей являются собственниками самых разнообразных, крупных и мел­ких компаний, владеют коммерческой недвижимостью, приносящей хороший доход, прочим имуществом и правами. Естественно, у большинства возникают вопросы о том, к кому перей­дет дело в будущем и .. читать далее


Комментарий законопроекта «О консолидированной финансовой отчетности»


Руководитель отдела финансового учета по международным стандартам,
Институт проблем предпринимательства
Бухгалтерские вести

Переходить России на МСФО или нет? Ответ на этот вопрос профессиональное сообщество России дает с момента принятия I .. читать далее