Главная страница --> Статьи

Подводя итоги .. | Письмо Минфина РФ от 25.05.2 .. | Еще раз про маркетинг-микс, .. | Financial Times опубликовала .. | Джордж Сорос и Билл Гейтс ст .. |


Изменения в архивном деле


Валентина Пушихина, аудитор ООО “Аудиторская консалтинговая комнпания ”Ветар”
Первоисточник: Бухгалтерские вести

Жизнь бухгалтера нельзя назвать легкой: бухгалтерский учет, налоговый учет, ПБУ18... Но вот наконец отчетный период пройден, бухгалтер с гордостью окидывает взглядом горы документов — дело рук своих — и тут к своему ужасу вспоминает (или обнаруживает), что все эти тонны бумаги необходимо еще правильно хранить. Так создаются архивы

Федеральный закон №125-ФЗ «Об архивном деле в РФ».

Срок хранения документов

В настоящее время подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает организа­цию обеспечивать сохранность в те­чение четырех лет данных бухгал­терского учета и других документов, необходимых для исчисления и упла­ты налогов, а также документов, под­тверждающих полученные доходы и произведенные расходы и упла­ченные (удержанные) налоги. Одна­ко чтения только НК РФ для бухгал­тера недостаточно. Необходимо так­же прочитать ст. 17 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бух­галтерском учете», в которой уста­новлен еще более длительный срок хранения документов — пять лет.

В дополнение ко всему вышеиз­ложенному, существует «Перечень типовых управленческих докумен­тов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения» (утвержденных Росархивом 06.10.00 в редакции от 27.10.03). Конечно рядовому бухгалтеру нет особенного дела до тех норм в зако не, которые регулируют создание Архивного фонда РФ, так как доку­менты, составляющие результат жиз­недеятельности большинства орга­низаций (а в нашем случае — их бух­галтерий) , вряд ли можно отнести к архивным документам, отражающим материальную и духовную жизнь об­щества и имеющим историческое, научное, социальное, экономичес­кое, политическое и культурное зна­чение. Чем-чем, а неотъемлемой ча­стью историко-культурного насле­дия народов РФ, относящейся к ин­формационным ресурсам и подле­жащей постоянному хранению, эти документы не являются, но... оказы­вается, не все так просто.

Новые сроки хранения

Статья 22 Федерального закона №125-ФЗ устанавливает сроки вре­менного хранения документов Ар­хивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение. Вот тут и выясняется, что и простой бухгал­тер прикасается к тем документам, которые впоследствии будут фор­мировать Архивный фонд РФ (на­пример, документы по личному со­ставу) .

Чтобы как можно точнее понять ст. 22, сначала приведем ряд опреде­лений, данных в ст. 3 Федерального закона №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»:

архивный документ — ма­териальный носитель с за­фиксированной на нем ин­формацией, который имеет рекви­зиты, позволяющие его идентифи­цировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носи­теля и информации для граждан, об­щества и государства;

документы по личному составу архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем;

документ Архивного фонда РФ архивный документ, прошедший экс­пертизу ценности документов, по­ставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению;

архивный фонд — совокупность архивных документов, историчес­ки или логически связанных между собой;

архив учреждение или струк­турное подразделение организации, осуществляющие хранение, ком­плектование, учет и использование архивных документов;

постоянное хранение документов Архивного фонда РФ хранение до­кументов Архивного фонда Россий­ской Федерации без определения срока (бессрочное);

временное хранение архивных до­кументов храпение архивных до­кументов до их уничтожения в те­чение сроков, установленных нор­мативными правовыми актами;

временное хранение документов Архивного фонда РФ хранение до­кументов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение.

Теперь, освоив определения, мож­но перейти непосредственно к чте­нию и осмыслению ст. 22 Федераль­ного закона, согласно которой уста­навливаются следующие сроки вре­менною хранения документов Ар­хивного фонда РФ до их поступле­ния в государственные и муници­пальные архивы:

1) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фон­да РФ документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ (в том числе органов прокура­туры РФ, Центральной избира­тельной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, ЦБ РФ (Банка России)), а также для включенных в уста­новленном порядке в состав Ар­хивного фонда РФ документов го­сударственных внебюджетных фондов и федеральных организа­ций— 15 лет;

для включенных в установленном порядке в состав Архивного фон­да РФ документов органов госу­дарственной власти, иных госу дарственных органов субъектов РФ и организаций субъектов РФ — Шлет;

3) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фон­да РФ документов органов мест­ного самоуправления и муници­пальных организаций — 5 лет;

4) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фон­да РФ отдельных видов архивных документов:

а) записей актов гражданского состояния — 100 лет;

б) документов по личному соста­ву, записей нотариальных дей­ствий, похозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов — 75 лет;

в) проектной документации по капитальному строительству — 20 лет;

г) технологической и конструк­торской документации — 20 лет;

д) патентов на изобретение, по­лезную модель, промышлен­ный образец — 20 лет;

е) научной документации — 15 лет;

ж) кино- и фотодокументов — 5 лет;

з) видео и фонодокументов — 3 года.

Условия для архивных документов

Условия для включение архивных документов в состав Архивного фон­да РФ определяет ст. 6 Федерально­го закона. Согласно ей:

1. Архивные документы включа­ются в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов.

2. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов исключением их в состав Архивного фонда РФ, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том чис­ле уникальных документов, осуще ствляется центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполни­тельной власти.

3. Специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ут­верждает перечни типовых архив­ных документов с указанием сро­ков их хранения.

4. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда РФ доку­ментов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями феде­ральных государственных архивов и уполномоченных органов исполни­тельной власти субъектов РФ в обла­сти архивного дела в пределах их компетенции.

5. Экспертиза ценности докумен­тов осуществляется уполномочен­ным органом исполнительной влас­ти субъекта РФ в области архивно­го дела, государственным, муници­пальным архивом совместно с собст­венником или владельцем архивных документов.

6. Экспертизе ценности докумен­тов подлежат все документы на но­сителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собст­венности субъекта РФ или муници­пальной собственности. До прове­дения в установленном порядке экс­пертизы ценности документов унич­тожение документов запрещается.

7. Включение документов, нахо­дящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда РФ осуще­ствляется на основании экспертизы ценности документов и оформляет­ся договором между собственником или владельцем архивных докумен­тов и государственным или муници­пальным архивом (органом местно­го самоуправления муниципально­го района, городского округа), музе­ем, библиотекой либо организаци­ей Российской академии наук В дан­ном договоре указываются обязан­ности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда РФ. (Этот пункт следует рассматривать вместе с час­тью 4 ст. 31 Федерального закона, согласно которой Положения час­ти 7 ст. 6 вступают в силу с 01.01.06 и до наступления этой даты применя­ются, исключительно к правоотно­шениям, возникающим в связи с из­менением границ либо преобразова­нием муниципальных образований.)

Судьба документов при ликвидации предприятия

Итак, новый закон прочитан, ос­мыслен... и отложен. Кто-то из бух­галтеров собирается с силами, чтобы заняться архивными делами, а кто-то... кто-то может принять ошибоч­ное решение, что легче вообще ни­чего не вести, мол, на носу объеди­нение, выделение, ликвидация или банкротство, а куда там при этом де­нутся архивы фирмы, никого вол­новать не должно. Для этих «лихих» бухгалтеров п. 9 и 10 ст. 23 настояще­го закона специально определили, что при реорганизации негосударст­венных организаций условия и мес­то дальнейшего хранения архивных документов определяются учреди­телями этих организаций либо ор­ганами, уполномоченными на то уч­редительными документами.

При ликвидации негосударствен­ных организаций, в том числе в ре­зультате банкротства, образовавши­еся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, до­кументы по личному составу, а так-же архивные документы, сроки вре­менного хранения которых не ис­текли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или кон­курсным управляющим в упорядо­ченном состоянии на хранение в со­ответствующий государственный или муниципальный архив на осно­вании договора между ликвидаци­онной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и го­сударственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурс­ный управляющий организуют упо­рядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле

Юридические лица, а также долж­ностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в РФ, согласно ст. 27, несут гражданско-правовую, адми­нистративную и уголовную ответ­ственность, установленную законо­дательством РФ.

Отчетный период завершен. Бух­галтер вооружается иголкой, нит­кой, бумагой, вышеперечисленны­ми нормативными актами, настоя­щей статьей и на ночь глядя (а когда же ему еще этим заниматься при та­ком бешенном ритме и не уменьша­ющейся нагрузке?) начинает фор­мировать архивы фирмы...

Бухгалтерские вести №48 декабрь 2004



Похожие по содержанию материалы:
Делай то, что проповедуешь ..
Фонд НСФО направил в СМСФО письмо-комментарий к «Проекту для обсуждения «МСФО для малых и средних пр ..
Большая переменная ..
Главный бухгалтер – оформление на работу ..
Подводя итоги ..
Письмо Минфина РФ от 25.05.2007года N 03-03-06/1/312 ..
Еще раз про маркетинг-микс, или не оставить ли наконец в покое концепцию 4р? ..
Financial Times опубликовала новый рейтинг МВА "Потерянное поколение" выжило ..
Джордж Сорос и Билл Гейтс ставят на падение доллара ..
Лучший год для поиска работы Менеджеры по персоналу предрекают массовый спрос на квалифицированные к ..
Бухгалтерский учет: субъективные суждения и объективные реалии ..
Маркетинговая стратегия предприятия сферы услуг. Стратегическое планирование маркетинга ..
Экономные идеи ..


Похожие документы из сходных разделов


Свет коммерческой тайны

Валерий Степанов, советник налоговой службы второго ранга
Первоисточник: Бухгалтерские вести

Казалось, только вчера доступ к служебной и коммерческой информации, не говоря уже о секретной, ограничивался узким кругом лиц из верхнего эшелона руководства организации.

Федеральный закон от 29.07.04 №98-ФЗ « .. читать далее


Вытеснение миноритарного акционера в россии: миф или реальность?

ГЕОРГИЙ КАЛАШНИКОВ, юрист ЕУ Law
Первоисточник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"

7 июля 2004 г. Государственной думой рф был принят в первом чтении проект федерального закона "о внесении изменений в федеральный закон "Об акционерных обществах"". Одной из целей законопроекта является включение в федеральн .. читать далее


Кредитование инвестиционных проектов: формула успеха

Алексей Клепиков, финансовый аналитик компании «НРБ Финансы»
Первоисточник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"

В рамках проектного финансирования частью работы финансового консультанта является рассмотрение большого числа инвестиционных проектов разнообразной тематики и различных сфер коммерческой деятельности. Как правило, в .. читать далее