Шесть дел на январьДмитрий Соколов Первоисточник: Снижение потребительской активности в январский период иногда сравнивают с погодой – о ней известно заранее и мало кто надеется ее изменить. И все же у бизнеса есть шансы извлечь пользу из сезонного затишья. «Секрет фирмы» насчитал шесть важных дел, которым компания может посвятить январь. Сезонные спады у компаний разных отраслей очень часто не совпадают. Но едва ли есть другое время в году, когда большинство рынков становятся вялыми и выглядят такими беззащитными от конъюнктуры. В январе, в особенности первой его половине, бизнес наряду с потребителем переживает тяжелое похмелье и не торопится входить в привычную колею. Русский январь – это традиционно холодный период, достаточно вспомнить крещенские морозы. К тому же он связан с общими ожиданиями очередного повышения цен: известно, что в январе самый высокий уровень инфляции в году. В сочетании с ситуацией, когда «никто не работает» (чиновники, банки, поставщики), картина получается довольно безрадостной. Но это только на первый взгляд. В действительности сезонный спад в январе ощущается отнюдь не везде. Об этом месяце, скажем, в NCA Group (брэнд iRU) отзываются исключительно хорошо. В январе целевой клиент как никогда расположен к покупке сложной техники – в данном случае ноутбука. Руководитель службы PR этой компании Елена Медведева описывает такого потребителя как занятого мужчину примерно 32 лет. В январе он получает редкую возможность неспешного похода по магазинам электроники и вдумчивого выбора. «По этой причине январь мы считаем наилучшим месяцем для введения в ассортимент новых моделей»,– говорит госпожа Медведева. А Павел Шутов, директор по маркетингу новосибирского производителя мороженого «Инмарко», говорит, что мороженое – это хороший десерт, и в этом качестве часто покупается в праздники, в том числе зимние. «Январь, в общем, не так плох,– рассуждает Станислав Скачков, генеральный директор сети магазинов „Красный куб”.– По крайне мере, у нас в этом месяце ощущается новогодняя инерция. Какое-то время мы продаем даже елочные игрушки. Потом есть рождественские праздники, старый Новый год, а затем мы выставляем коллекцию ко Дню святого Валентина». В то же время на множестве других рынков январь ассоциируется с дремотой и вынужденным простоем. И, что примечательно, каждый год все это воспринимается как данность. «Череда праздников неприятна тем, что фактически на время парализует деловую жизнь: откладываются подписание контрактов и платежи. Естественно, если часть работы не выполняется, то пропорционально уменьшается и прибыль»,– сказал СФ Леонид Викторов, председатель правления компании «ФОРС–Банковские системы». Ни одна компания не сможет кардинально изменить настроение и график праздничной жизни потребителя (не говоря уж о том, что эффективность самой этой стратегии представляется спорной). Что в ее силах, так это спланировать и организовать работу по решению внутренних бизнес-задач. Спокойствие на рынке и разгруженность персонала этому способствуют. Посленовогоднее затишье предоставляет уникальный шанс: освободившись от текучки, взглянуть на свой бизнес отстраненно, а не через шоры каждодневной битвы за результат. «Мертвый январь» – мрачноватая, но в целом справедливая характеристика посленовогоднего периода. С двадцатых чисел декабря страна медленно погружается в празднование наступающего года и затем подолгу восстанавливает силы. Эти две (а иногда и более) недели целевой потребитель большинства компаний пребывает в состоянии послепраздничной апатии. Семейные бюджеты по большей части уже израсходованы на продукты к новогоднему столу, поездки и многочисленные подарки. Бум декабрьских продаж сменяется столь же выразительным спадом. Из-за январской перемены потребительских настроений некоторые компании даже «уходят в минус». Не лучшим образом сказываются на бизнесе и приуроченные к январю нововведения законодателей, ожидание инфляционного скачка, планового или внепланового повышения тарифов и пр. Так, генеральный директор компании «Хэппилэнд» Игорь Барбашов связывает 15–20% снижение январских продаж слабых алкогольных напитков в первую очередь с закупочной политикой дистрибуторов. «Они предпочитают выбирать максимум продукции в конце года по старым ценам,– говорит он.– Ведь традиционно с нового года у нас повышаются акцизы на алкоголь, и производители вынуждены повышать его стоимость. Оживление деловой активности начинается примерно с середины января, а рост оптовых продаж – с февраля». Так или иначе, поведение рынка в январе запрограммировано, изменить его практически невозможно. «Можно запустить суперзатратную рекламную кампанию, но едва ли она поможет поднять существующий спрос больше чем на 5%»,– отмечает Андрей Озолинь, владелец сети турагентств «Магазин горящих путевок» и «Велл». С ним солидарен и глава крупной сети питерских книжных магазинов «Буквоед» Денис Котов. Он оценивает январь как естественный период спада и сознательное противостояние ему считает напрасной тратой ресурсов. «Напротив, наша компания предельно снижает рекламную активность и спокойно ждет оживления на рынке»,– говорит он. Что делать бизнесу в январе до завершения долгих новогодних каникул? СФ составил перечень занятий, для которых самый тихий месяц в году является весьма подходящим временем. Учебный год В межсезонье компания Андрея Озолиня обучает своих агентов. Во второй половине января цены на предложения участников туриндустрии опускаются так же низко, как спрос на путешествия. Организуются рекламные туры, в ходе которых специалисты могут составить впечатление, например, об условиях и качестве размещения клиентов в различных отелях мира. Уже с января наступающего года эксперты прогнозируют увеличение спроса на услуги консультантов, проводящих корпоративные тренинги. Президент Клуба бизнес-тренеров Михаил Молоканов: «Из моей практики следует, что для обучения персонала посленовогоднее затишье используют в основном компании предпринимательского склада. Они еще не находятся в той стадии развития, когда для мотивации сотрудников в ход идут щедрые бонусы и продолжительные отпуска. Напротив, люди там работают порой и по выходным. В первую очередь именно такие фирмы, и их немало, стремятся заполнить январские пустоты обучением». Политпросвещение Новогодний период хорош и для внедрения в компании изменений, требующих вовлечения всего персонала. В мебельной компании «Шатура», к примеру, на первую половину ближайшего января запланированы внутрикорпоративные семинары. «Недавно руководство внесло некоторые коррективы в корпоративную идеологию,– рассказывает директор по персоналу и административным вопросам „Шатуры” Елена Занегина.– Теперь стоит задача донести важную информацию до каждого сотрудника. В январе на рынке традиционный спад, поэтому мы решили, что логично посвятить это время информационной работе с персоналом. Людей у нас много, около 4 тыс. человек. До середины января мы должны подготовить, фактически обучить, несколько десятков лидеров групп, чтобы те в свою очередь потом объяснили суть произошедших в компании изменений всем нашим работникам». Счетные даты «Многие российские компании отправляются в новогодние каникулы на полмесяца, и поэтому разумно использовать этот период для инвентаризации. Тем более что он совпадает с календарным окончанием года, а, как известно, по отечественной бухгалтерии год закрывается календарно»,– говорит директор по маркетингу Rolsen Леонид Осипов (у самой компании, живущей по международным стандартам финансовой отчетности, фингод заканчивается в марте). Такое мнение разделяет и помощник президента по развитию фармацевтической группы «Роста» Александр Древалев. Он говорит, что инвентаризацию склада компания проводит в самом начале января – чтобы потом не останавливать продажи. Работа по офису Так, холдинг «Торговая площадь» (оптово-розничная торговля отделочными материалами) в прошлом году использовал январь для переезда центрального офиса в новое помещение. «Это было в середине месяца, на рынке полное затишье,– вспоминает директор по маркетингу холдинга Наргиз Сафарова.– Поэтому нам не пришлось приостанавливать свои текущие операции, отвлекать загруженных работой сотрудников. Переезд был спокойным и безболезненным». Укрепление инфраструктуры «Мы как бы берем тайм-аут у бизнеса и можем провести апгрейд, никому и ничему не мешая»,– говорит ИТ-директор компании Avon в России Виктор Голубев. «Январь – идеальное время для тестирования нововведений в ИТ-системе или, допустим, запуска масштабной программы, которая в течение всего предыдущего года проходила опытную эксплуатацию и теперь должна быть поставлена на реальные рельсы»,– гово рит коммерческий директор IT Expert Андрей Конусов. По его словам, ИТ-директоров в некоторых компаниях даже не отпускают в новогодние отпуска. Беднягам приходится выходить на работу первого или, на худой конец, второго января. Пора осмотреться Анализ, проведенный в новогодние праздники, нередко имеет на выходе какое-нибудь судьбоносное решение – о реструктуризации, перепрофилировании, перераспределении инвестиций и пр. У «Магазина готового бизнеса», по словам его директора по связям с общественностью Владислава Кочеткова, к февралю начинается горячая пора: на рынке появляется множество новых предложений о продаже. «Январь – это превосходный месяц для решения внутренних задач, на которые не хватает времени в течение года, и латания дыр в коммуникациях с внешним миром»,– говорит партнер и гендиректор Traut & Partners Russia Алексей Сухенко. Господин Сухенко знает немало примеров, когда высвобожденные людские и временные ресурсы компании направляли на восстановление утраченных отношений с потребителями или проведение микроисследований удовлетворенности существующих клиентов. В итоге январь может оказаться весьма продуктивным, а не потерянным для компании месяцем. Нужно только направить силы в правильное русло и не сидеть сложа руки, ожидая наступления нового делового сезона.
Журнал "Секрет фирмы" № 48 (87) 20.12.2004 |