Делегирование полномочий:синдром «матери-героини» в менеджментеСергей Потапов бакалавр Открытого университета Великобритании, тренер «Центра R-менеджмента», зам. директора литературного агентства «Научная книга» Первоисточник: Понятия «управление временем» и «делегирование полномочий» иногда смешивают. Одна ко разница между ними существует. Управление временем — это умение наводить порядок в собственных делах. При делегировании полномочий вы передаете часть своих дел другим людям, обычно вашим подчиненным, и, соответственно, освобождаете время для выполне ния других, более важных дел, которые вам может передать ваше руководство. Управление временем Как помогает принцип 20/80 Около 100 лет назад итальянский экономист Вильфредо Парето сформу лировал знаменитый принцип 20/80. Говоря научным языком, 80% эффектов в системе вызываются 20% причин. Скажем, 80% денег в мире принадлежат 20% людей, 80% прибыли предприятию приносит всего 20% покупателей. Если перевести разговор в плоскость управ ления временем, 20% сделанной рабо ты дают 80% пользы. Чем дальше дела ешь дело, тем меньше пользы. Конечно, есть дела, которые нужно делать на все 100% или даже больше: скажем, про пасть лучше перепрыгивать с запасом или, в крайнем случае, с точностью 100% (потому что нет никакой разницы, перепрыгнете вы ее на 95% или на 0%). Однако, положа руку на сердце, заметим, что таких задач в нашей жиз ни не слишком много, поэтому гораздо более реальна угроза перестараться, ухлопав кучу времени на выполнение какого-нибудь мелкого дела. Так хозяй ка порой не успевает убраться к приходу гостей из-за того, что слишком тща тельно оттирает каждую чашку, или менеджер бывает вынужден отложить две серьезные встречи, заговорившись с клиентом, уже и так оформившим сделку. Учимся у президента США Существует матрица Эйзенхауэра (президента США в 1953—1961 гг.). Другое ее название — матрица «важность— срочность». В соответствии с ней выделяются четыре категории дел: важные и срочные (разрешение кризисов; работа над проектами, когда подходят сроки их сдачи); важные и несрочные (оценка полученных результатов, планирование новых проектов, налаживание отношений); срочные и неважные (некоторые письма, звонки и совещания); несрочные и неважные (некоторые другие письма, звонки и совещания). Часто об этой достаточно строгой детерминации забывают, но именно в указанном порядке рекомендуется решать свои задачи. К сожалению, срочные и не-важные дела очень любят меняться местами с важными и несрочными. Понимание «срочности» часто связано с давлением каких-то людей и организаций. Допустим, к менеджеру забегает подчиненный и просит срочно решить какой-то вопрос. Или, когда менеджер собрался заняться важным делом, его отвлекают телефонным звонком. Так в рутинных делах проходит целый день, под конец которого менеджер с горечью понимает, что не успел поучаствовать в обсуждении нового проекта. Деликатесы французской кухни Многие важные и срочные задачи, увы, весьма малоприятны. Но есть чудесный принцип, изложенный в книге Брайана Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку». Автор книги предлагает использовать символ лягушки для обозначения самых неприятных дел, которыми вам предстоит заняться. Почему лягушка? С одной стороны, это нечто малосимпатичное, склизкое, даже представить себя поедающим ее сырой страшно! С другой стороны, не предложат ли вам ту же самую лягушку в самом изысканном французском ресторане за бешеные деньги? И в чем разница? Мы просто не умеем их готовить! Составьте список самых неприятных дел на сегодня. Под номером 1 — самая неприятная, самая жирная лягушка. Под номером 2 — лягушка похлипче, и т. д. Начните день с решения самой неприятной задачи. Вы почувствуете громадное облегчение! Поверьте, следующая проблема покажется вам уже гораздо менее существенной. Зачеркивайте в списке каждое дело, которое вы сделали. К середине дня самые жирные лягушки будут вычеркнуты, а вы почувствуете себя легко и свободно, решая все менее и менее трудные дела. Никаких стрессов! И вы — настоящий гурман французской кухни. Делегирование полномочий Орден матери-героини в менеджменте Мать-героиня — женщина, имеющая десять детей. По нынешним временам и пять — уже подвиг. Какова обычно ее судьба? Совместить пятерых детей с работой почти невозможно. Больше того, дети отнимают все свободное время. Смотришь, уже и следить за собой некогда, и питаешься кое-как, а вес вверх ползет. В общем, ни жизни, ни перспектив, одни заботы. Но это хотя бы ради детей. А сейчас прислушайтесь повнимательней: каждый менеджер может стать «матерью-героиней». Для этого надо взять себе в подчинение пять беспомощных сотрудников и окружить их заботой, делая за них все на работе и даже за ее пределами. Обладая соответствующим характером, можно полностью лишить инициативы даже тех людей, которые изначально ее проявляли. Менеджера с синдромом «матери-героини» отличить очень легко. У него никогда не хватает времени, притом что ему подчиняется не так уж много людей. Он вынужден задерживаться на работе допоздна, а некоторые вопросы решать дома, названивая по телефону в такое время, когда любая уважающая себя карета уже превращается в тыкву. После нескольких месяцев подобной работы менеджер выглядит неважно и начинает все чаще отпрашиваться в поликлинику. Что же при этом происходит? Если менеджер сделает за каждого из подчиненных хотя бы 20% их работы или разрешит 20% их проблем, то у него самого работы (проблем) станет на 100% больше. Таким образом, менеджер будет выполнять 200% работы, ведь его собственных обязанностей с него никто не снимал. Есть от чего плохо выглядеть! Помните пословицу: «Ты не солнышко, всех не обогреешь»? Ну, может и солнышко, но постоянно светить в два раза ярче мало кому под силу. Когда подчиненные работают на 120% Если менеджер осознает, в чем его ошибка, и перестанет делать за подчиненных их работу, он всего лишь восстановит равновесие. При этой ситуации подчиненный выполняет 100% своей работы, а менеджер — 100% своей. Само по себе это неплохо, но ведь предела совершенству не существует, правда? Если подчиненный хочет чего-то большего, ставит перед собой цель подняться по служебной лестнице (а именно таких помощников и стоит себе искать), он вполне может выполнить часть работы менеджера и, весьма вероятно, сделает это с удовольствием, причем даже без дополнительного денежного вознаграждения. Что произойдет тогда ( 2)? Рассмотрим ситуацию, обратную той, которая была описана выше: уже не руководитель делает за каждого из подчиненных по 20% работы, а, наоборот, каждый подчиненный выполняет 20% работы руководителя. Но ведь тогда у руководителя вообще не останется работы! Ну и отлично, заметим. У него появится масса времени на размышления, ведь думать — это важная часть работы менеджера. А не скажет ли руководство, что сам менеджер даром получает свою зарплату? Конечно, на его участке все делается в срок, но сам он как-то подозрительно свободен! Напомним: поддержка руководства очень важна при делегировании полномочий — без нее процесс делегирования идет тяжеловато. Но при поддержке руководства, при соответствующей организационной культуре менеджеры, делегирующие полномочия, оказываются в особой цене. Ведь, будучи свободными, они могут, в свою очередь, «разгрузить» вышестоящих руководителей, а там, того и гляди, этот процесс докатится до самого верхнего уровня. Кому из руководителей не хочется стать свободнее? Вот и получается, что в культуре, основанной на делегировании полномочий, менеджер любого звена достаточно свободен и при этом еще выполняет часть работы менеджера более высокого уровня. Что говорить о мотивации! Конечно, она высока, ведь каждому менеджеру дают нечто большее, чем то, на что он мог бы рассчитывать исходя из должностной инструкции. Кстати, о должностной инструкции: что же делать с этим важным документом? Ответ готов — она должна строиться с таким расчетом, чтобы наделение менеджера новыми полномочиями не шло вразрез с его стремлениями. Например, хорошо внести в должностную инструкцию пункт, согласно которому она в любой момент может быть дополнена по взаимному согласию сторон. Какую работу стоит делегировать? Во-первых, это часто повторяющаяся работа — та, что делается изо дня в день. Такие задачи легко описать, легко показать другому, и, когда полномочия будут переданы подчиненным, вы разгрузитесь весьма существенно. Вообще, принимаясь за какое-то новое дело, подумайте, «одноразовое» оно или, единожды появившись, будет возникать вновь и вновь. Если верно последнее, сразу решите, кто будет заниматься этим делом в дальнейшем и где возьмет соответствующие ресурсы. Парадоксально, но стоит также делегировать работу, в которой вы являетесь экспертом. Именно такая работа будет «висеть» на нас пудовыми веригами. Область работы, в которой человек уже стал профессионалом, мешает ему развиваться как менеджеру и, следовательно, ограничивает рост его карьеры и благосостояния — об этом очень хорошо написано в книге Роберта Кийосаки «Квадрант денежного потока» . Тому, в чем вы являетесь экспертом, вы, в конце концов, легко можете научить других. При этом накопленный опыт позволит вам объективно оценивать успехи ваших подчиненных. Еще один совет: без сожаления расставайтесь с нелюбимой работой. Трудно хорошо справляться с тем, что не нравится. По той же причине старайтесь избавиться от работы, которая получается у вас плохо — найдите того, кто выполнит ее лучше. В выигрыше окажетесь вы оба. С большой осторожностью относитесь и к тем делам, которые вы очень любите и выполняете идеально: есть опасность увлечься! Нужно работать не «столько, сколько надо», а сколько хочется, от души. Не хочу показаться черствым и бессердечным, но чем больше эмоций, тем зачастую меньше толка. Когда вы делегируете работу, хорошо подумайте о людях, которым передаете полномочия. Вся работа, которая может развивать ваших подчиненных, разнообразить их рутинные обязанности, расширять их возможности, укреплять командный дух, должна делегироваться в первую очередь. Тогда вы получите в свое распоряжение команду, мотивации которой позавидует любой! Когда начинать делегировать полномочия? Многие менеджеры осознают, что делегировать полномочия выгодно, но откладывают эту процедуру со дня на день, с недели на неделю, с месяца на месяц, с года на год. Всегда находятся поводы, почему ее надо провести позже. То менеджер занят очень важным делом, которое еще рано кому-либо передавать, то сотрудники недостаточно подготовлены, чтобы доверить им работу. Итак, когда же начинать? Лучше прямо сейчас. «Если не двигаться вперед, затопчут те, кто набежит сзади», — гласит пословица. В любом случае ваши взаимоотношения с подчиненными могут привести к одному из четырех исходов, описанных в одной знаменитой матрице ( 3). Если вы сами не развиваетесь и подчиненному не даете расти, можно описать ситуацию как «поражение—поражение». Если вы стоите на месте, а подчиненный вас обошел, это вариант «выигрыш—проигрыш»: вы проиграли, он выиграл. Если вы не подготовили Первоисточник: журнал «Жук» # 12 (43) 2004
|