Управление по целям в энергокомпаниях: проблемы и возможностиАлександр Ованесов Первоисточник: Профессиональный журнал Внедрение систем управления на базе целей и контрольных показателей в последние три-четыре года чрезвычайно популярно среди российских компаний. Огромное количество монографий, статей, семинаров и конференций, посвященных этой теме, подогревают интерес у собственников и менеджеров и заставляют их понять: управлять можно только тем, что контролируешь и измеряешь. Десятки компаний уже разработали деревья целей и сбалансированные карты показателей ( BSC ), и даже Правительство РФ по указанию Президента усиленно занимается переориентацией министерств от «ответственности за функции» к ответственности за реализацию поставленных перед ними конкретных целей. Данная концепция применима к любой отрасли и виду деятельности — меняется логика дерева целей, но остается общая идеология. Практически все успешные компании в мире признают, что единственный вариант добиться устойчивой конкурентоспособности — это формулировать «правильные» цели и создавать такие динамические организационные системы, которые способны этих целей достигать. Находящаяся в стадии системных преобразований электроэнергетика не осталась в стороне. С подачи РАО «ЕЭС России» эффективность деятельности входящих в него энергокомпаний все больше начинает оцениваться как результат достижения целевых значений тех или иных контрольных показателей (КОТА, ROE, ER1TDA и т. п.). Соответственно задача внедрения системы управления нового типа становится для руководителей и акционеров энергокомпаний не просто модной темой, а реальной заботой. Цель настоящей статьи — познакомить руководителей энергокомпаний с особенностями, «подводными камнями», проблемами, которые могут возникнуть (и, скорее всего, неминуемо возникнут) в рамках реализации подобных проектов во вверенных им компаниях. РМ и необходимые условия ее успешного внедренияНесколько слов о базовых понятиях и их взаимосвязи. Под системой управления на базе целей и контрольных показателей (Performance Management System — РМ-система) мы понимаем пять взаимосвязанных подсистем - дерево целей; - систему поддерживающих эти цели контрольных показателей; - инфраструктуру ответственности подразделений и сотрудников за утвержденные цели и показатели; - систему мониторинга и анализа отраженных в значениях показателей результатов деятельности компании; - систему мотивации, в основе которой лежит оценка достижения сотрудниками и подразделениями плановых контрольных показателей на всех уровнях иерархии. Дерево целей — системообразующая подсистема, поскольку именно она олицетворяет стремление компании направить свою деятельность (на каждом уровне иерархии) к достижению выбранной базовой стратегической цели. Однако без контрольных показателей цели остаются лишь абстракцией, которую каждый трактует по-своему. Например, если цель — повышение рентабельности продаж, а контролируется уровень операционных издержек, то их падение ниже определенного уровня может привести к потере системообразующих компетенций и в итоге к снижению рентабельности продаж. Следовательно, важна не только цель — более важней предмет измерения. Однако определение целей и показателей не сравнимо по сложности и важности с третьей и четвертой подсистемами — инфраструктурой ответственности и системой мониторинга. В отличие от «коммунизма п отдельно взятом стране» РМ-система лишь в редких случаях может быть успешно внедрена в отдельно взятом организационном элементе (департаменте, отделе и т. п.) или по «отдельному вертикальному кусту» сверху вниз. В большинстве случаев успех невозможен без горизонтального согласования общих принципов и подходов на всех уровнях иерархии и убежденности, что цели и показатели базируются на корректных данных и правильно интерпретируются. Итак, РМ-система — это на(й внутренних договоренностей в си теме управления в отношении топ что измеряется и оценивается, ка это делается, за кем закреплена и ветственность и какие выводы вш можны по итогам мониторинга jk зультатов. Попытаемся вычленил какие особенности должны учит» ваться в таком случае в энергокомпаниях. Типичные проблемы при внедрении РМ-системы в энергокомпаниях Проблема № I : нет ясности относительно структурной моделиМногие компании еще находятся в стадии реформирования, и нет полной ясности в отношении будущей стратегии и структурной модели. Необходимо отметить, что в таких случаях внедрять РМ-систему можно лишь в отдельных элементах, относительно инвариантных к выбору стратегии и структурной модели. Системная работа для компании в целом в данном случае противопоказана. Можно разработать некое дерево целей верхнего уровня, но декомпозиция его на уровень следующих иерархий не принесет реальной пользы, потому что невозможно закрепить инфраструктуру ответственности. А главный результат — добиться реальной ответственности менеджера за цель и показатель. Менеджер, не уверенный в завтрашнем дне, будет либо соглашаться на любые цели (ему все равно), либо все отвергать. Проблема № 2: цели верхнего уровня четко не сформулированы, поэтому непонятно, какая цель является ключевой и что должно стоять на вершине дерева целейВ данный момент топ-менеджеры АО-энерго находятся под прессингом различных групп влияния: РАО «ЕЭС» в двух лицах (вновь созданные бизнес-единицы и Центр реформирования), миноритарных акционеров, региональных администраций. При этом никто не снимает с директоров ответственности за надежное бесперебойное энергоснабжение и достижение комплексных показателей эффективности. Зачастую цели различных групп влияния не совпадают. Одна часть акционеров может рассматривать компанию как бизнес-актив, ставя перед нею цели повышения доходов, сокращения издержек, повышения рентабельности активов и т. п. Другая, напротив, может быть заинтересована в снижении стоимости электроэнергии, создавая добавленную стоимость в следующих звеньях контролируемой ими цепочки. Часто один и тот же акционер ставит противоречивые цели. Например, РАО «ЕЭС» предъявляет одновременно и бизнес-цели, и цели надежности и безопасности энергосистемы. Проблема № з: неадекватный выбор базовой концепции целеполаганияЕсли даже удалось сбалансировать интересы групп влияния и сформулировать единые цели верхнего уровня, часто оказывается, что эти цели и показатели не вполне учитывают текущую стадию развития энергокомпании. Можно выделить три базовые, наиболее часто используемые концепции дерева целей и показателей: - модель Дюпона с главным контрольным показателем ROE — рентабельности собственного капитала - дерево на базе показателя RO/C (или RОСЕ) — рентабельности инвестированного капитала - концепция экономической прибыли с главным контрольным показателем EVA Сейчас у российских энергокомпаний более популярна модель Дюпона, поскольку она включает три наиболее «модных» среди них показателя: чистую прибыль до выплаты налогов и процентов (ЕВГГ), рентабельность, активов ( ROA или ROTA ), а также учитывает долю собственного капитала в структуре активов. Данная модель достаточно легка в применении и более адаптирована к российским стандартам учета. Однако она позволяет лишь косвенно учесть инвестированный капитал, не учитывает инвестиции в нематериальные активы (играющие пес большую роль r рыночных условиях) и вовсе не учитывает стоимость капитала (как заемного, так и собственного). Для компаний, вступающих в эпоху активной инвестиционной политики, данные ограничения являются весьма существенными. Модель ROIC в этом смысле более корректна: объем инвестированного капитала, декомпозированный на оборотный, внеоборотный капитал и (что важно) с учетом нематериальных активов, позволяет в перспективе управлять эффективностью не только уже вложённых средств, но и будущих инвестиций. Однако стоимость капитала в этой модели по-прежнему не учтена. Это приводит к иллюзии, что собствен- ный капитал «работает» бесплатно, а это уже не соответствует рыночным реалиям даже в энергетике. Модель экономической прибыли EVA является, по сути, логическим продолжением модели RO I С, добавляя к ветвям операционной и инвестиционной деятельности еще и ветвь EVA сводится к тому, что прибыль, зарабатываемая компанией, должна превышать плату за использование капитала (как собственного, так и заемного), с помощью которого данная прибыль получается. К недостаткам модели можно отмести отсутствие общепринятой методики расчета и низкую готовность систем управлении и учета, а также к ее ментальному восприятию. Кроме того, определение адекватной рыночной ставки за использование собственного капитала для «не вполне рыночном» энергетики, учитывая также состав акционеров, — в настоящее время непростая задача. Отметим, что любая из вышеперечисленных концепций является рыночно ориентированной и не применима, если рассматривать энергокомпанию как группу социальных активов. Например, для атомной энергетики и гидрогенерирующих компаний, которые должны возникнуть в ходе реформы (в мировой практике они далеко не всегда рыночно ориентированы), будут превалировать цели надежности, экологической безопасности и т. п. На какой же из перечисленных концепций остановиться? На данном этапе развития оптимальным для энергокомпаний, вероятно, будет выбор между моделью Дюпона и моделью ROIC. Первая более понятна и уже применяется во многих компаниях, вторая позволяет учесть активизацию инвестиционной политики. Естественно, в каждом случае решение будет индивидуальным и «контекстным». Отметим также, что все элементы целей и подцелей в представленных деревьях являются целями верхнего уровня, за которые вряд ли удастся персонифицировать ответственность. При внедрении РМ-системы необходимо спроецировать каждую цель верхнего уровня на процессы и функции компании, определив для них соответствующие цели и показатели и закрепив уже их за тем сотрудником/подразделением, которое является «хозяином» процесса или функции. Как готовиться к внедрению РМ-системы с учетом имеющихся проблем и ограничений1. Всячески способствовать снятию неопределенности и отношении будущего, балансируя между интересами различных групп влияния и по возможности управляя ими. Если не удается найти решение, удовлетворяющее всех, то оптимальным в этом случае может быть вариант, не устраивающий ни одну из групп влияния, но в равной степени. Для каждой группы влияния должна быть разработана отдельная стратегия и тактика взаимодействия с применением всех необходимых и возможных разумных «методой воздействия». 2. После принятия решения о модели реформирования компании должны быть согласованы цели верхнего уровня. Даже если эти цели будут несбалансированными, недоработанными — это лучше, чем не иметь их вовсе. 3. Компания должна разработать четкую и ясную стратегию достижения мостаиленных целей с учетом имеющихся ограничений. Множество внешних неопределенностей (будущая структура тарифов, позиция государства, цены на топливо и т. п.) не являются оправданием отсутствия стратегии. В этом случае должно быть разработано несколько сценариев и предложены стратегические инициативы для каждого из них. 4. Структура компании на средних уровнях иерархии должна приобрести некую стабильность, чтобы подготовить инфраструктуру для закрепления ответственности за цели и показатели. 5.В условиях отсутствия внятных целен (п значит, и стратегии) можно искать функциональные зоны, которые в определенной степени инвариантны по отношению к выбранной модели и целям верхнего уровня. Например, повышение эффективности системы снабжения обязательно для любой энергокомпании. Потом могут измениться акценты и приоритеты, но часть дерева уже будет построена, показатели разработаны, и, самое главное, получен быстрый эффект, который настроит команду на активное внедрение РМ-системы. Еще более важен тот факт, что начнет меняться идеология людей. Примерный подход к формулированию целей для системы снабжения с учетом требо-маштй ключемых держателей интересов приведен на 5 и 6. В заключение еще раз отметим, что к внедрению подобных «модных» систем следует изначально подходить с известной долей скептицизма. Идеальных моделей не бывает, и решение всегда будет компромиссным. Лучше иметь неидеальное, но работающее дерево целей, чем очень пра пильное, но только на бумаге. Вопрос не столько в том, как разработать РМ-систему, а в том, как заставить компанию жить по этим законам. И здесь очень помогает «большая, вызывающая уважение, амбициозная цель». Это необходимо. Очевидно, что путь достижения подобной цели будет весьма отличаться от перноначаль-ного плана, но если сама цель соответствует указанному определению, успех гарантирован. ЕШ Профессилнальный журнал 11(12) 2004 |