Триумфальные маркиЮЛИЯ ТАРАТУТА Первоисточник: Большинству россиян хорошо известны старые добрые брэнды советских времен: сырок "дружба", масло "вологодское", хлеб "бородинский", водка "русская". Это со-ветское наследие стало лакомым куском для предпринимателей: в процессе при-ватизации в их руках оказались многие из таких торговых марок. Однако недавно государство объявило о намерении навести порядок на рынке бывших советских брэндов. Их владельцам предложено поделиться правом на товарный знак с кон-курентами или заплатить налог государству. Обладатели советского наследия счи-тают, что государство затеяло брэндовую национализацию. Коллекционеры марокСудьбой советских брэндов государство, по словам чиновников, озаботилось из любви к потребителю. В наследство от СССР российской экономике досталось около 2 тыс. наименований товаров, которые знала вся страна. В начале 90-х бизнесмены, купившие советские заводы, зарегистрировали на себя и товарные знаки, понимая, что советский брэнд на фоне нераскрученных наименований товаров обеспечит в будущем доверие покупателей. Но не подсуетившиеся вовремя производители стали покушаться на советские брэнды, затаскав по судам своих удачливых коллег. В палате по патентным спорам до 70% дел приходится на отсужи-вание товарных знаков — аннулировать чужой товарный знак требует сегодня более 2,5 тыс. заявителей. По словам главы Федерального агентства по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Бориса Симонова, «в такой неразберихе кто только не разливает, например, минеральную воду — II бутылки с этикеткой ее льют иногда прямо из колодца». Это значит, что государство уже давно не способно гарантировать качество минералки и ее безопасность для потребителя. По оценкам ведомства, объемы контрафактной продукции в стране уже достигли 70% производства товаров народного потребления, доходы от левой продукции оцениваются в 100 млрд руб. в год. Чиновники напоминают, что паленая водка вылилась в свое время в 30 тыс. ежегодных смертей, не считая отравлений. Борис Симонов предлагает товаропроизводителям вести коллективное знаковое хозяйство Государство поэтому решило изменить законы о товарных знаках так, чтобы ответственный собственник у марок наконец появился. Правда, таким собственником, похоже, собирается стать само государство. Коллективное правоБорис Симонов предложил бизнесу два пути. Первый — восстановить институт коллективного товарного знака. В этом случае знак достается группе производителей, добровольно объединившихся в ассоциацию. Союз назначает вступительный взнос, пишет устав, в котором указаны технологические особенности производства того или иного товара, и следит за его исполнением. Опыт подобной ассоциации и России есть. Пока он единичный — это ассоциация табачников «Табакпром», куда вошла 21 фабрика: им удалось договориться о совместном владении маркой «Прима», самых популярных в России сигарет без фильтра. Правда, вступительный взнос в ассоциацию составляет $250 тыс., так что мелкие производители претендовать на «Приму» просто не могут: они не в состоянии столько заплатить. Владимир Корсун считает, что в области плавленых сырков все уже устаканилосьФедеральное агентство предложило перенять опыт табачников и другим отраслям. Молочные производитсли «коллективизацию» поддержали. «Коллективная собственность в этом случае оптимальное решение,— считает глава Молочного союза России Владимир Лабинов.— Пусть только члены ассоциации заведут арбитра, который станет отслеживать качество продукта. В такой орган должны входить и государственные эксперты, и представители бизнеса». Размышляя в масштабах отрасли, господин Лабинов оговаривается, что круг членов ассоциации должен быть ограничен — по сути, тем же неподъемным взносом: «Ассоциация не может быть массовой иначе брэнд размоется». Влиятельный игрок на рынке молочных продуктов глава «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили предлагает вспомнить о совести. «Советские брэнды создавались народом, а пользуются ими теперь единицы. Кто-то вовремя встал в очередь, и не всегда брэнды распределялись красиво»,— уверен предприниматель. Впрочем, сам господин Якобашвили пострадал не в эпоху всеобщей приватизации, а уже в 2000 году. В это время завод плавленых сыров «Карат», сославшись на авторство рецептуры своих сыров, зарегистрировал в Роспатенте права на использование товарных знаков «Дружба» и «Янтарь» и разослал остальным участникам рынка, производящим сыры под этими марками (в том числе и «Вимм-Билль-Данну»), уведомление о нарушении прав на их собственность. Пострадавшие от внезапных ограничений молочники объединились в «союз восьми», но нрава па сырные марки так и не отвоевали. Не прекратив выпуск одноименных сыров, предприятия до сих пор рискуют: по закону их сырки считаются пиратскими. Очевидно, что на передел собственности готовы не все молочники. По мнению гендиректора «Карата» Владимира Корсуна, «на рынке уже давно все устаканилось, не нужно ничего менять». Компания, по словам директора по маркетингу Виктории Пятановой, потратила с момента регистрации товарных знаков «Янтарь» и «Дружба» €6 млн на развитие. И дарить деньги конкурентам на предприятии никто не намерен. Против коллективного владения товарными знаками выступают и государственные предприятия. Алкогольные войны позволили государственному предприятию «Союзплодо-импорт» зарегистрировать на себя не только советские водочные марки «Столичная», «Московская» и «Русская», но и получигь эксклюзивные права на «Советское шампанское», которое выпускали 25 российских производителей. Отказываться от ежегодных доходов в $2 млн, которые предприятие рассчитывало получить от роялти по лицензионным договорам с остальными производителями, никто не станет. Мягкое предложениеПо мнению главы юридической компании «Усков и партнеры» Вадима Ускова, государство, предлагая коллективную собственность на брэнды, отлично понимает, что бизнес этого не одобрит: «Чиновники выступают с мягким предложением — поделитесь собственностью, приватизация произошла не совсем красиво. Не ссорьтесь с товарищами. Бизнес делиться откажется, и тогда государство предложит свою помощь». И действительно, второй путь, который господин Симонов предложил бизнесу, заключается в том, что бизнесмен должен будет платить федеральный налог на зарегистрированный его предприятием товарный знак. «За историческое наследие бизнес должен платить государству»,— заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. По мнению наблюдателей, речь идет о пересмотре итогов приватизации. «Как можно взимать налог с того, что тебе не принадлежит? — недоумевает Вадим Усков.— Налог — это замаскированная деприватизация». Бизнесмены всерьез опасаются: если товарный знак превратится в госсобственность, которой бизнес сможет пользоваться только с разрешения чиновников (роялти ведь тогда станет взимать государство), брэнд может и вовсе не достаться прежним владельцам. Например, в компании «Балтика» считают, что государство может и не распределить торговые знаки пива «Ленинградское» и «Жигулевское» по нынешним правообладателям. «Мы в советские марки вложились имиджем „Балтики", а теперь Вася Пупкин станет зарабатывать на нем или портить имидж нашей компании,— объясняет пресс-секретарь „Балтики" Алексей Кедрин.— И это не считая того, что государство идет на скрытую, неоправданную попытку получить дополнительную мзду: бизнес ведь уже платит производственные налоги». «Это все равно что брать с Аллы Борисовны Пугачевой дополнительный налог за марку, Алла Борисовна Пугачева»,— поддерживает коллегу господин Лабинов. Вадим Усков считает, что государство, вмешиваясь таким образом в споры производителей, претендует на роль, которая ему не полагается: «Государство становится игроком на рынке, который само же регулирует. Чиновники получат возможность не просто играть в коррупцию, они станут бизнесменами. Такого мет мм и одном цивилизованной стране». Неизбежная нацианализацияВпрочем, аналитики считают, что налог на брэнд, который, несмотря на упреки бизнеса, власти отказываются называть национализацией, скорее всего, неизбежен. На это указывают тенденции последнего времени. По мнению Вадима Усмова, предложения государства производителям — очередная провокация «Передел водочного рынка в этом смысле очень показателен,— говорит Вадим Усков.— В случае с водочными магнатами политика государства была даже оправданной. Любые претензии по поводу товарных знаков владельцы алкогольных компаний считали объявлением войны. Но когда Роспатент передал 46 водочных знаков Минсельхозу, а „Союзплодо-импорт" стал казенным предприятием, получив права на брэнды, национализация фактически началась». Многие эксперты склоняются и к тому, что удачный опыт с водкой государство при меняет теперь на рынке пива. Например, думские предложения ограничить рекламу пива и распитие его на улицах направлены, по их мнению, на то, чтобы расшатать весь рынок легкого алкоголя: в условиях дисбаланса пивные марки легче прибрать к рукам, воспользовавшись недовольством пивоваров так же, как и водочными войнами. Кроме того, государство уже пошло на конкретные шаги. Борис Симонов, к примеру, заявил, что его ведомство настаивает на предоставлении статуса охраняемого государством объекта местам происхождения товаров. По информации «Денег», уже подготовлен список из 70 товарных знаков, в название которых включены географические пункты, например «Вологодское масло» или «Вологодское кружево». И этот список может стать основой для поправок в законы «Об особо охраняемых природных территориях» и «О сохранении культурного наследия» уже к началу 2005 года. По планам разработчиков проекта федеральный статус таких брэндов будет закрепляться уже не визой Роспатента, а специальным указом президента. При этом эксперты сомневаются в том, что, подобно практике «земельных знаков» в Европе (например, Шампань или Гасконь во Франции), отечественные принесут доходы региону, давшему название продукции. «Если государство выполнит обещанное, „Вологодское масло" приватизирует специально под это созданный „Союзмаслоиром", а потом появятся еще казенный „Союзмолочпром", „Союзколбаспром" и так до бесконечности,— считает Вадим Усков.— В схватке бизнеса с государством у нас по традиции побеждает государство» Коммерсантъ деньги №46 501( 22.11-28.11.2004 ) |