Главная страница --> Статьи

Сопоставление МСФО с российс .. | МСФО: новый стандарт и стары .. | Зеркальное отражение прибыли .. | Александр Шохин: Стабфонд ст .. | Экономика власти .. |


Путь к доверию: что изменилось в отношениях аудиторских компаний и рынка


Дэвид ГРЭЙ партнер, руководитель аудиторской практики PricewaterhouseCoopers
Первоисточник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ В КОМИССИИ США ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И БИРЖАМ КОМПАНИЯМ

В 2002 г. в США был принят Закон Сарбейнс-Оксли (далее - Закон) - са­мый масштабный в Америке законода­тельный акт о ценных бумагах после За­кона о фондовых биржах 1934 г. Дейст­вие данного закона распространилось не только на американские компании, но и на все компании, ценные бумаги которых зарегистрированы в Комиссии США по ценным бумагам и биржам (5ЕС).

Законом был введен ряд новых требований к публичным компаниям в отношении расширенного объема рас­крываемой в финансовой отчетности ин­формации, определена персональная от­ветственность (вплоть до уголовной) гене­рального и финансового директоров за достоверность финансовой отчетности компании. Теперь комитеты по аудиту компаний, зарегистрированных в 5ЕС, отвечают за механизмы внутреннего кон­троля и управления рисками, а также за назначение внешнего аудитора и кон­троль за его деятельностью.

Положения Закона Сарбейнс-Оксли в отношении аудиторских компаний рас-

пространились не только на аудиторов США, но и на международные и нацио­нальные аудиторские компании: любая аудиторская фирма подпадает под дейст­вие Закона, если дает аудиторское за­ключение компании, зарегистрирован­ной в 5ЕС. Для усиления контроля за деятельностью аудиторских компаний, разработки стандартов аудита, контроля за независимостью аудита и проведе­ния расследований Законом был учреж­ден поднадзорный 5ЕС Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом пуб­личных компаний (Ри blic Сотра ny АссоипИпё О versight Воа rd ). В 2003 г. 5ЕС установила, что российские аудитеры, проверяющие отчетность «дочек» американских публичных компаний, в те­чение года должны будут пройти регист­рацию в совете. В соответствии с требо­ваниями Закона Сарбейнс-Оксли ауди­торские фирмы обязаны ежегодно рас­крывать информацию о вознаграждении, получаемом от компаний-клиентов, а так­же не менее 7 лет хранить все рабочие материалы аудиторских проверок. Кроме аудиторского заключения по финансовой отчетности, аудитор публичной компании обязан представлять заключение по сис­теме внутреннего контроля аудируемой компании.

ОГРАНИЧЕНИЯ

В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

АУДИТОРАМИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В целом положения Закона и норма­тивных актов S ЕС в отношении аудитор­ских компаний направлены на обеспече­ние независимости внешних аудиторов от компаний, финансовую отчетность кото­рых они проверяют, и устранение воз­можных конфликтов интересов. Для этого Законом был внесен ряд поправок, за­прещающих аудиторским компаниям сов­мещать аудиторскую деятельность с пре­доставлением услуг по ведению бухучета, финансовым консалтингом, разработкой и внедрением финансовых информаци­онных систем, управленческими, кадро­выми, брокерскими, юридическими и другими услугами, не имеющими непо­средственного отношения к аудиту.

В соответствии с «духом» нового зако­нодательства в 2002 г. Pricewatherhouse -Соор ers продала подразделение управлен ческого консалтинга. Следует отметить, что план по продаже начал разрабатываться компанией еще до банкротства «Энрон», поскольку риски, связанные с возможны­ми конфликтами интересов, препятствова­ли дальнейшему развитию этого направле­ния бизнеса в рамках компании.

Необходимо учитывать, что Закон Сарбейнс-Оксли не запрещает аудито­рам оказывать услуги, не относящиеся к аудиторским. S ЕС позволяет аудиторам предоставлять зарегистрированным в комиссии компаниям услуги по налогово­му консультированию и оказывать другие услуги при условии обязательного утверж­дения перечня услуг Комитетом по аудиту эмитента и доведения его до сведения инвесторов.

РОТАЦИЯ АУДИТОРОВ

Корпоративные скандалы вызвали ак­тивное обсуждение вопроса о необходи-

мости ротации аудиторов. Регуляторы признают существование значительных рисков, к которым приводит постоянная ротация компаний-аудиторов, в частнос­ти - к снижению качества аудита и воз­никновению ошибок в финансовой отчет­ности. Это вызвано тем, что бизнес боль­шинства компаний, особенно международ­ных, очень сложный и вновь приходящим аудиторам требуется время, чтобы понять, как он функционирует. Очевидно, что зна­ние истории и бизнеса компании позво­лит повысить эффективность работы ауди­тора. Вместе с тем постоянная ротация ау­диторов неизбежно ведет к росту издер­жек клиента, который вынужден оплачивать время, затрачиваемое новым аудитором на изучение специфики бизне­са клиента.

Обеспечение независимости аудитор­ской компании от клиента крайне важно для объективности аудита. Такая незави­симость может обеспечиваться за счет периодической смены партнера, руково­дящего аудитом компании. (После бан­кротства компании «Энрон» такое требо­вание было введено в США.)

УПРАВЛЕНИЕ

РИСКАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

НЕЗАВИСИМОСТИ АУДИТА

Ситуация с корпорацией «Энрон» и аудиторской фирмой Arthur Andersen продемонстрировала, что аудиторы, вы­ступая гарантами отчетности компаний, подвержены серьезным рискам, вплоть до полной потери бизнеса. Именно по­этому аудиторские компании сами вы­ступили инициаторами ряда изменений внутри своих структур. Используемые ау-диюрами методики управления рисками включают процедуру всесторонней оцен­ки рисков, связанных с новыми компа­ниями до заключения контракта с ними, а также процесс регулярного пересмотра целесообразности продолжать работу с каждым конкретным клиентом. Результа­том может стать расторжение договоров на обслуживание и отказ от заключения контрактов.

Потеря независимости - важнейший риск для репутации аудиторов. Незави­симость аудита обеспечивается соблю­дением внутренней политики и проце­дур, по которым работают крупнейшие международные и российские аудитор­ские компании. Активное сотрудничест­во аудиторов со структурами, отвечаю­щими за разработку стандартов и регу­лирующими деятельность рынка, помо­жет ускорить процесс восстановления доверия к аудиторам и корпоративной отчетности.

ТРЕБОВАНИЯ К РОССИЙСКИМ КОМПАНИЯМ

Требования к компаниям ужесточают­ся не только в США и Европе, но и в Рос­сии. В августе 2004 г. были изменены правила допуска ценных бумаг к торгам на российской бирже: теперь эмитенты должны предоставлять свою финансовую отчетность в соответствии с международ­ными стандартами МСФО или US G ААР. Переход на МСФО - необходимый для России шаг на пути улучшения раскрытия финансовой информации, которой пользу­ются все участники рынка — акционеры, кредиторы, правительство. Российские компании, заинтересованные в доступе к международным рынкам капитала, уже пе­решли или переходят на международные стандарты. Новые российские правила до­пуска ценных бумаг к торгам на россий­ской бирже требуют определенного фор­мы отчетности эмитентов на внутреннем российском рынке.

Со времен банкротства компании «Эн­рон» рынок изменился, возросло значение коммуникаций компаний с внешним ми­ром. Составление отчетности превратилось из формальной обязанности в первосте­пенную бизнес-задачу, от правильного ре­шения которой зависит успех взаимодейст­вия бизнеса со стейкхолдерами (заинтере­сованными сторонами), формирование ре­путации и благополучия компании в целом.

Сегодня отчетность - не просто колон­ки цифр, подкрепленные заключением ау­дитора, а создаваемые менеджерами, ау­диторами и консультантами многоуровне­вые системы, включающие в себя, наряду с финансовыми показателями, вопросы корпоративного управления, социальной ответственности и коммуникаций с целевы­ми аудиториями. Получая такую отчетность, инвестор не только узнает о финансовых результатах компании, но и приобретает возможность объективно оценить перспек­тивы ее развития и корпоративную культу­ру, в том числе корпоративное управление.

В настоящее время основная задача аудиторов - помочь клиентам в предостав­лении рынку надежной финансовой инфор­мации, подкрепленной независимым ауди­торским заключением. Однако аудиторы должны не только соответствовать требова­ниям инвесторов о наличии положительных аудиторских заключений, но и активно вза­имодействовать со всеми стейкхолдерами, включая структуры, отвечающие за разра­ботку стандартов и регулирующие деятель­ность рынка, оказывать содействие участ­никам рынка в дальнейшем развитии кор­поративной отчетности.



Похожие по содержанию материалы:
Построение структуры организации на основе системы мотивации ..
Как продать бизнес ..
Мы несем серьезную ответственность перед клиентом за результаты сделки! ..
Отзыв на книгу А.А. Калабина "Требуется харизматичный руководитель: в поисках эффективной системы уп ..
Сопоставление МСФО с российскими стандартами ..
МСФО: новый стандарт и старые проблемы ..
Зеркальное отражение прибыли ..
Александр Шохин: Стабфонд становится фактором внутренней и внешней политики ..
Экономика власти ..
Семь правил, как разрулить проблему с клиентом ..
Изощренная стратегия транснациональных компаний – брэнд-менеджмент пришел в Россию ..
Мировые органы финансового регулирования предложили создать надзорную структуру для IASCF и IASB ..
В корпоративном университете не только учат ..


Похожие документы из сходных разделов


Оценка эффективности стратегического менеджмента организации

К.э.н. Бандурин А.В., к.э.н. Чуб Б.А.
Первоисточник: Проект "Корпоративный Менеджмент"

Общие положения

Назначение

Показатели эффективности предназначены для количественного измерения эффективности деятельности организации.

В рамках подхода, ориентированного на управление процессами, показатели эффектив .. читать далее


Выкуп компании менеджментом

Владимир Ярмиш менеджер отдела консультационных услуг по сделкам компании Ernst &Young E - mail автора: Vladimir . Yarmish @ ru . ey . com
Первоисточник: Журнал "Управление компанией"

Выкуп компании менеджментом ( Management - Buy - < .. читать далее


Модное или пригодное

Светлана АЛЕШИНА
Первоисточник: Журнал "Секрет фирмы"

Стремясь повысить эффективность своего бизнеса, российские компании все чаще обращаются к передовым управленческим технологиям. Однако, как выяснили «Сек­рет фирмы» и Ассоциация менеджеров, порой это похоже на попытку построить второй этаж дома, у которого еще .. читать далее