Европе - бакалавров, Родине - специалистовПрезидент РФ подписал закон, который вводит в России двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура). Отныне дипломы российских и европейских вузов станут взаимоконвертируемыми. И теперь российские студенты смогут продолжить образование в любом из европейских вузов на свой выбор, что одновременно и повышает опасность оттока квалифицированных специалистов из России, и создает возможность для трудоустройства иностранных специалистов в России. Исключение составит квалификация "специалист" (2-й уровень с углубленной специализацией). Перечень закрытых для свободного обмена "специалистов" предстоит определить государству. В России на 10 тысяч человек приходится 480 студентов, а в начале 1990-х - всего 189 студентов. Прирост количества студентов составляет ежегодно 7-15%. И уже близок максимум, когда чуть ли не все выпускники школ становятся студентами, что отнюдь не проблема при обилии платных вузов, возникающих словно грибы. Сейчас в России 662 государственных и муниципальных вуза, в них обучаются 5,9 млн студентов. Кроме того, государственную аккредитацию получили 315 негосударственных вузов, это еще 1 млн, или 15% от общей численности студентов в России. Тяга к знаниям - вещь хорошая, но государство обязано следить за содержанием образования, оно несет ответственность за занятость специалистов. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в самом примитивном секторе малого и среднего бизнеса - в розничной торговле - заняты 10 миллионов человек, и половина имеет высшее образование, а полмиллиона - даже два высших. Две трети нынешних выпускников, как сказал "Известиям" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, либо работают не по специальности, либо вынуждены переучиваться по месту работы. А ведь из 64 миллионов работающих в России 28 миллионов работают на государство. Наше образование перекошено в сторону общих предметов и не соответствует запросам реальной экономики. Таким образом, деньги, потраченные на обучение, канули в бездну и не дают прибыли. Государство направляет на систему образования 3,5% от ВВП, и эти расходы год от года растут. Бакалавриат и магистратура - экономически оправдавшаяся в развитых странах система подготовки специалистов. Россия, в 1993 году присоединившись к Болонскому соглашению, рано или поздно должна была ввести у себя такую же систему. С 1 сентября 2009 года по новому закону бакалавров в России будут учить 4 года и, как пояснил "Известиям" министр Андрей Фурсенко, по "укрупненным базовым направлениям" без "излишней" специализации. По окончании вуза им будут предназначены должности рядовых исполнителей на производстве и в реальных секторах экономики. Численность магистратуры "будет определяться из кадровых потребностей экономики и социальной сферы". Поступить на бюджетное место в магистратуру сможет только бакалавр. Для специалиста обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием, а оно в России по закону только платное. Важно, что Болонское соглашение предполагает единые образовательные стандарты во всей Европе и взаимное признание дипломов. Можно будет продолжить образование в другой стране или же претендовать на рабочее место. Какая разница - Сорбонна или МГУ, если стандарт один? Как всегда, в законе нет подробностей, которые могут оказаться самыми пикантными и в которых, по мудрости древних, прячется дьявол. Кто такие эти таинственные специалисты? Какие вузы будут готовить специалистов, какие - бакалавров и магистров, какие - только магистров? Очевидно, сразу после подписания закона между вузами и министерством начнется подковерная борьба за включение в тот или иной выгодный список. По данным "Известий", 20 элитных вузов получат полное финансирование для подготовки специалистов. Еще 200 будут работать на двух уровнях - по бакалаврам и магистрам. Остальным выпадет честь обучать лишь бакалавров. Некоторые университеты со сложной структурой, как МГУ, будут работать на всех трех фронтах. Что касается специалистов, то перечень этих профессий еще предстоит определить. В него, вероятно, попадут инженеры и исследователи высшей квалификации, летчики, врачи, сотрудники силовых служб, работники транспорта, которым государство гарантирует трудоустройство. То есть государство, как прописано в законе, возьмет на себя право решить, по каким профессиям выгодно обмениваться с Европой, а по каким - невыгодно. С другой стороны, это для студентов сюрпризом не станет, и они при входе в вуз вполне смогут выбрать свободную профессию. Так или иначе, через скорое время бизнесмены не смогут называть себя специалистами. Только бакалаврами или в лучшем случае магистрами. Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, - "Известиям":"Я верю в приток умов в Россию" - Абсолютно убежден, что, не меняя законодательство, изменить систему образования невозможно. Нашему образованию необходим качественный рывок, оно отстало от жизни. У многих есть желание говорить об изменениях, но оставлять все по-старому. Менять, ничего не меняя. Закон такой возможности не оставляет. Раньше в тех вузах, где ввели бакалавриат и магистратуру, просто обрезали курс образования на 2 года. Это самообман. Теперь придется писать новые курсы, вырабатывать новые стандарты, менять учебные планы. Бакалавриат и магистратура повысят столь необходимую экономике мобильность студентов, которые смогут продолжить образование в другом вузе и в другом городе. Сейчас такой практики нет, все привязаны к одному месту, сплошное натуральное хозяйство. Я уже договорился с Кудриным о том, что Министерство финансов поддержит нашу программу строительства новых общежитий. Что касается того, что двухуровневая система и Болонское соглашение приведут к оттоку умов из России, то я склонен верить в обратный процесс - в приток умов в Россию. Наша экономика растет быстрее любой европейской, мы абсолютно конкурентоспособны, у нас высокий потенциал. Двухуровневая система: за и против Плюсы
Минусы
|