Система и полномочия государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательстваИ.С. Викторов, заведующий НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ; Б.И. Шалыгин, старший научный сотрудник Института, старший советник юстиции Первоисточник: Вместе с тем статистические данные свидетельствует о том, что положение в сфере соблюдения трудовых прав граждан продолжает оставаться неблагополучным. На их нарушение ежегодно приходится около двух третей из общего количества выявляемых органами прокуратуры правонарушений социального блока. В этой связи возникает вопрос: что делать, если работодатель систематически нарушает трудовое законодательство, создает невыносимые условия труда? Законодательством установлены основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников, которыми являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав (ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации). Одной из форм защиты трудовых прав и законных интересов работников является также рассмотрение трудовых споров. Таким образом, способов защитить свои права и законные интересы, нарушенные в ходе применения наемного труда, немало. Здесь важно сделать правильный выбор, найти самый оптимальный и безболезненный путь. Для этого необходимо знать, какие органы осуществляют защиту трудовых прав и законных интересов работников и в чем состоят их полномочия, какова процедура восстановления нарушенных прав и законных интересов работников, какие методы применяются при устранении имеющихся нарушений. Какие органы наделены полномочиями устранять имеющиеся нарушения трудового законодательства? Таких органов достаточно много. Среди них следует особо отметить органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во всех организациях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Например, к ним относятся органы прокуратуры, органы Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор, органы местного самоуправления. Значительная роль в защите нарушенных трудовых прав работников и их законных интересов отведена судам общей юрисдикции. Глава 57 Трудового кодекса РФ регулирует вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства, предусматривающего трудовые права работников, для предотвращения и пресечения нарушений этих прав нацелена надзорно-контрольная деятельность специально уполномоченных государственных органов. Статья 353 ТК РФ устанавливает систему этих органов, закрепляя в качестве ее составных элементов органы федеральной инспекции труда, федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Рассмотрим более подробно полномочия этих органов по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан. Федеральная инспекция трудаОдним из основных государственных органов, обеспечивающих защиту законных прав граждан в сфере труда, является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) Министерства труда и социального развития РФ, в состав которой входят территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов и межрегиональные государственные инспекции), образуя единую систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. В основу деятельности органов Федеральной инспекции труда и их должностных лиц положены принципы уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК). Руководствуясь этими принципами, органы Федеральной инспекции труда реализуют свои полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда осуществляют свою деятельность на основании:
Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Однако в целом позитивная результативность функциональных полномочий и взаимосвязанная с этим эффективность профилактической деятельности органов Рострудинспекции остается крайне низкой, а потому нарушения законов о труде и охране труда повсеместно повторяются и наносят колоссальный материальный и моральный ущерб обществу и государству. С учетом специфики надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в системе Федеральной инспекции труда существует внутреннее функциональное и организационное разделение на две подсистемы (одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда, вторая - по охране труда), поэтому права ее должностных лиц закреплены в ст. 357 ТК РФ и в пунктах 9 - 11 Положения о Федеральной инспекции труда. Так, в соответствии с п. 9 Положения все государственные инспекторы труда имеют право: 1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы; 2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда; 3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; 4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности; 5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда; 6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд. Государственные инспекторы по охране труда наряду с перечисленными выше правами имеют право (п. 10 вышеназванного Положения): 1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; 3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников; 4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда; 5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя); 6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; 7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Приказом Минтруда РФ от 29 февраля 2000 г. N 65 (в редакции приказа Минтруда РФ от 12 июля 2002 г. N 149) утверждено Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. Данный нормативный акт детализирует полномочия территориальных органов инспекции и определяет перечень необходимых квалификационных требований для лиц, занимающих руководящие должности в инспекции. Одно из основных направлений деятельности органов Федеральной инспекции труда - проведение проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Поводами для них могут служить поступающие в органы Федеральной инспекции труда обращения граждан, сообщения средств массовой информации, данные статистики, материалы проверок общественных организаций, прежде всего профсоюзов. По данным Федеральной инспекции труда в 2002 году ее органами проведено более 255 тыс. различных проверок, в результате которых выявлено и устранено свыше 2,11 млн нарушений, реально восстановлены трудовые права сотен тысяч работников, предотвращено еще большее количество нарушений трудовых прав и требований по охране труда. В соответствии с предоставленными полномочиями органы Федеральной инспекции труда проводят прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав. При этом следует отметить, что надзорно-контрольная и правозащитная деятельность органов Федеральной инспекции труда по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений граждан в досудебном порядке позволила в минувшем году защитить и восстановить нарушенные трудовые права около 70 тыс. граждан, устранить в ходе проверок более 2 млн грубых нарушений законодательства. Ими рассмотрено свыше 4,9 тыс. поступивших обращений по вопросам трудовых споров, в результате чего права граждан были защищены. К примеру, госинспекцией труда в Красноярском крае по заявлению Шестакова о невыплате ему расчета при увольнении была проведена проверка в ОАО "Сибтехмонтаж" УМ-4 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в результате работнику выплачен полагающийся расчет в сумме 10,7 тыс. руб. В Краснодарском крае по требованию госинспекции труда была восстановлена на работе Шевчук, делопроизводитель ООО "Новороссийское гидрографическое предприятие", уволенная по подпункту "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ, которая на момент увольнения находилась в состоянии беременности. В связи с обращением в государственную инспекцию труда в Ставропольском крае бывшей работницы СХА "Свободный труд" Новоселицкого района Авиловой о незаконном увольнении с работы за совершенный прогул было проведенной проверкой установлено, что приказ об увольнении издан в период пребывания работницы в ежегодном отпуске. Руководителю было выдано предписание об устранении нарушения закона, которое он исполнил, восстановив Авилову на работе. В ходе проверки ООО "Владспецстрой-5", проведенной госинспекцией труда во Владимирской области, установлено, что дежурный механик Шамин уволен по п. 7 ст. 81 ТК РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя). Однако по данному основанию могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности, в то время как Шамин к указанной категории не относился. К тому же в нарушение требований ст. 193 ТК РФ от него не получено письменное объяснение. Директору общества было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, Шамин восстановлен на работе. В государственной инспекции труда в Брянской области рассматривалась жалоба работницы ОАО "Унечский хлебокомбинат" Масловой. Проверкой установлено, что ее принимали на работу временно, сроком на 2 - 3 месяца, которая явно носила постоянный характер, затем увольняли и вновь через 2 - 5 дней принимали на временную работу, и так 9 раз. После очередного увольнения Масловой в госинспекции труда была оказана правовая помощь при составлении искового заявления, после чего она обратилась в Унечский суд. Решением суда Маслова была восстановлена на работе. Большое количество нарушений выявляется госинспекторами труда по вопросам привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Так, в госинспекцию труда в Белгородской области обратился работник ООО "Рождественское поле" Марков с жалобой на незаконное дисциплинарное взыскание. Ему администрацией за нарушение технологической дисциплины был объявлен строгий выговор, не предусмотренный ст. 192 ТК РФ. Кроме того, дисциплинарное взыскание применено с нарушением порядка, установленного ч. 1 и 6 ст. 192 ТК РФ. С аналогичными нарушениями были привлечены также к дисциплинарной ответственности и другие работники: Романцев, Бухарин, Денисов и Андреевский. По предписанию госинспектора труда незаконные дисциплинарные взыскания отменены, директор ООО привлечен к административной ответственности в виде штрафа. В ЗАО "Сокол АТС" в качестве дисциплинарного взыскания к восьмерым работникам было применено дисциплинарное взыскание, не предусмотренное ст. 192 ТК РФ: перевод на один месяц на нижеоплачиваемую работу. Во исполнение выданного госинспекцией труда предписания незаконные приказы отменены. В госинспекцию труда в Астраханской области обратился работник ООО ПКФ "Савойя" Серикбаев о необоснованном увольнении его по п. 5 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Проверкой установлено, что ранее Серикбаеву незаконно объявлялся строгий выговор (ст. 192 ТК РФ такой вид дисциплинарного взыскания не предусмотрен). Кроме того, от него не истребовалось письменное объяснение. По предписанию руководитель общества отменил приказ об увольнении Серикбаева. Директор ООО привлечен к административной ответственности. Здесь уместно подчеркнуть, что ч. 2 ст. 358 ТК РФ предписывает государственным инспекторам труда воздерживаться от сообщения работодателю сведений о работнике, обратившемся в орган Федеральной инспекции труда за защитой своих трудовых прав, даже после оставления своей должности, если заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. Это необходимо для того, чтобы предотвратить факты сокрытия правонарушений, так как работники, особенно коммерческих организаций, опасаясь негативной реакции со стороны работодателя, зачастую не информируют органы Федеральной инспекции труда о нарушениях их трудовых прав. Для осуществления своих полномочий органы Федеральной инспекции труда вправе запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда, которая может использоваться для организации и проведения плановых (текущих) и внеплановых проверок по конкретному факту правонарушения. Если при анализе имеющихся материалов о нарушении законодательства о труде или в ходе проверки возникнет необходимость в специальных познаниях, которыми работники органов Федеральной инспекции труда могут не располагать, они вправе привлечь квалифицированных специалистов для оказания помощи в виде консультаций, проведения обследований, дачи заключений по конкретным вопросам. Предупреждение правонарушений в сфере труда является важным направлением работы органов Федеральной инспекции труда. В этой связи на них возложены: проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию; выдача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде; рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; участие в разработке государственных стандартов по безопасности труда. B 2002 году органами Федеральной инспекции труда в целях профилактики производственного травматизма, обеспечения соответствия строящихся и реконструируемых производственных объектов требованиям охраны труда в порядке осуществления предупредительного надзора и контроля за ходом строительства, технического перевооружения и реконструкции указанных объектов проведено свыше 7,5 тыс. специальных проверок, которыми выявлено и устранено более 32,6 тыс. отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, и иных нарушений правил охраны труда. Например, во исполнение требований ст. 215 ТК РФ из-за выявленных госинспекторами нарушений правил охраны труда и несоответствия законченных строительством и реконструкцией производственных объектов проектной документации не принят в эксплуатацию ряд производственных объектов, в числе которых спиртохранилище на 20 тонн в ЗАО "Компания "Старый инвовар" (Пензенская область), кирпичный завод в г. Сингилей ОАО "Ульяновскэнерго" (Ульяновская область) и др. В зависимости от результатов проверок органы Федеральной инспекции труда принимают конкретные меры: выдают предписания об устранении нарушений, обязательные для исполнения; ставят вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности; в соответствии с законодательством РФ рассматривают дела об административных правонарушениях. В целях предотвращения возможного травматизма в связи с выявленными в 2002 году грубыми нарушениями государственных нормативных требований охраны труда, создававшими реальную угрозу жизни и здоровью работников, органами Федеральной инспекции труда в установленном порядке приостанавливались работа 40 организаций, проведение работ в 5,9 тыс. производственных подразделений, эксплуатация более 78,6 тыс. единиц производственного оборудования. По результатам проверок в целях устранения и предупреждения выявленных нарушений работодателям было выдано более 233 тыс. обязательных к исполнению предписаний (за 2001 г. - 230 тыс.). Следует отметить, что на время приостановления работ не по вине работников им гарантируются сохранение места работы (должности) и выплата среднего заработка (ст. 220 ТК). За грубые нарушения законодательства о труде и об охране труда госинспекторами труда в истекшем году было оштрафовано около 65 тыс. руководителей и других должностных лиц организаций на общую сумму более 66 млн руб. (за 2001 год - 63 тыс. лиц на 56 млн руб.). Кроме того, по требованию госинспекторов труда привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 25,7 тыс. должностных лиц, в т. ч. отстранено от должности или уволено около 900 человек, в вышестоящие органы направлено более 2,6 тыс. представлений об устранении нарушений трудового законодательства. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа Федеральной инспекции труда. Статьей 357 ТК РФ установлены их основные права, позволяющие выявлять нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и устанавливать обстоятельства, способствующие совершению правонарушений. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. На них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение. Положение о служебном удостоверении должностного лица Федеральной инспекции труда, его описание и образцы утверждены приказом Минтруда России от 26 марта 2001 года. Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами для получения информации о нарушениях трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Не допускается уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны. Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", которым утвержден перечень таких сведений3 . С учетом этого перечня организации разрабатывают и утверждают перечень сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну. На законодательном уровне устанавливаются также перечни сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну применительно к отдельным сферам экономической деятельности. В настоящее время такого рода указания имеются, например, в отношении приватизации государственных и муниципальных предприятий. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. N 188 утвержден "Перечень сведений конфиденциального характера". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. N 1203 (с изм.). Порядок доступа к сведениям, содержащим государственную тайну, определяется Законом РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ). Согласно ст. 25 Закона, организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и лишь в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных обязанностей. Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов. Для полноты проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов. Недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной. В отношении нарушителей положения ст. 357 ТК о безвозмездности предоставления государственному инспектору труда необходимой информации он должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия. Государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт. Представляется необходимым более подробно рассмотреть вопрос об основном акте реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения законов и иных нормативных правовых актов о труде, каковым является предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий. Предписание составляется в двух экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 132-ФЗ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле органа Федеральной инспекции труда, проводившего проверку. Рекомендации государственного инспектора труда по устранению нарушений трудовых прав работников, излагаемые в предписании, должны содержать правовую направленность, а не затрагивать оперативно-хозяйственную деятельность проверяемой организации. Предложения об устранении причин и условий экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, необходимо обосновывать заключениями специалистов, материалами проверок и ревизий. Как правило, в предписании ставится вопрос о привлечении руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке. Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить выполнение предписаний государственных инспекторов труда в установленные Кодексом или федеральными законами сроки. Государственные инспекторы труда имеют право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государственные инспекторы труда, кроме приостановки работы организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования, вправе при наличии заключений государственной экспертизы условий труда направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Статьей 357 ТК государственным инспекторам труда предоставлены властные полномочия по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. (Более подробно эти вопросы рассмотрены в главе 6 "Пособия".) При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 359 ТК РФ). В соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие в установленный срок предписания, как это предусмотрено ст. 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", применяющие угрозы насилия или насильственного действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами. В зависимости от обстоятельств руководители (их представители) могут быть привлечены в таких случаях к дисциплинарной ответственности (ст. 192 - 195 ТК), а при наличии в их действиях признаков уголовно наказуемого деяния - к уголовной ответственности. Статьей 360 ТК РФ установлены обязательные для государственных инспекторов труда требования к порядку инспектирования организаций, который детально урегулирован в вышеназванных федеральных законах "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", а также в Положениях о Федеральной инспекции труда и о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. Организации Вооруженных сил РФ, органы пограничной службы, органы безопасности, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает: доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий. Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 361 ТК). В судах рассматриваются жалобы на решения государственных инспекторов труда, главного государственного инспектора труда РФ о привлечении руководителей и иных должностных лиц организации к ответственности в административном порядке. Рассмотрение жалоб осуществляется по правилам, предусмотренным КоАП РФ и ГПК РФ. На государственных инспекторах труда лежит обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании руководителями или иными должностными лицами организации, согласно ст. 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Известно, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в стране создаются новые органы контроля. Во исполнение названного выше Указа Президента РФ 6 апреля 2004 г. Правительством РФ Постановлением N 156 "Вопросы федеральной службы по труду" указано: 1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. 2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 3. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252). 4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются: а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; в) организация альтернативной гражданской службы; г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:
5. Установить, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости Федеральной инспекцией труда (до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации). 6. Разрешить Федеральной службе по труду и занятости иметь до 3 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 7 управлений по основным направлениям деятельности Службы. 7. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости в количестве 210 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников ее территориальных органов в количестве 8680 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). 8. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости в г. Москве: Биржевая площадь, дом k; Газетный переулок, дом 3, строение 1 и дом 5, строения 1 и 2. При этом особо следует отметить, что 30 июня 2004 г. Правительством РФ принято Постановление N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости", которым предусмотрено следующее: 1. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. 2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением. 4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. II. Полномочия5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия: 5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением: 5.1.1. трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; 5.2. осуществляет контроль за: 5.2.1. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; 5.2.2. приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 5.2.3. регистрацией инвалидов в качестве безработных; 5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее; 5.3. регистрирует: 5.3.1. граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; 5.3.2. в уведомительном порядке отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства; 5.4. оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги: 5.4.1. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 5.4.2. информирование о положении на рынке труда; 5.4.3. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; 5.4.4. психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; 5.4.5. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 5.4.6. организация проведения оплачиваемых общественных работ; 5.4.7. организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; 5.4.8. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; 5.4.9. содействие самозанятости населения; 5.4.10. выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников; 5.4.11. содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности; 5.4.12. содействие в разрешении коллективных трудовых споров; 5.4.13. организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров; 5.5. осуществляет: 5.5.1. проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях; 5.5.3. принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; 5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию; 5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике; 5.5.7. реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; 5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую; 5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу; 5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; 5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; 5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, по их мобилизационной подготовке; 5.11. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы; 5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 5.14. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности; 5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. 6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности; 6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; 6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности; 6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении; 6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; 6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда. 7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах и государственных учреждениях службы занятости, находящихся в ее ведении). III. Организация деятельности8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости: 9.1. распределяет обязанности между своими заместителями; 9.2. представляет министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации: 9.2.1. проект положения о Службе; 9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы; 9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы; 9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы; 9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы; 9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении; 9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы; 9.2.8. предложения о присвоении почетных званий и награждении отличившихся работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы; 9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов; 9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости; 9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 9.7. назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры; 9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. 10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. 11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва. Таким образом, в настоящее время практическая деятельность Федеральной инспекции труда осуществляется с учетом вышеизложенных положений, предусмотренных вышеназванными постановлениями Правительства РФ N 156 и N 324. Государственные надзорыГосударственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами Федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы. Они занимаются особым кругом вопросов, связанных с охраной труда, здоровья и безопасностью труда работающих в соответствующей отрасли народного хозяйства. Надзорно-контрольные органы можно условно разделить на две категории. Первую составляют федеральные надзоры, занимающие самостоятельное положение в структуре органов исполнительной власти, - Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Ко второй относятся надзорно-контрольные органы, входящие в систему министерств на правах структурных подразделений: органы, состоящие в Министерстве энергетики РФ, которые занимаются вопросами энергетического надзора в России, и санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения РФ, ведающая вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в России. Правовой статус надзорно-контрольных органов устанавливается Правительством РФ. Так, Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 г. N 841, Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности - постановлением Правительства РФ от 22.04.2002 г. N 265, Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации - постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 г. N 938, Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ - постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. N 554. Для выполнения задач и осуществления своих функций государственные надзоры наделены определенным кругом полномочий, в том числе властных. Госатомнадзор России вправе: выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; выдавать тем же лицам предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности (п. 6 Положения). Должностным лицам всех государственных надзоров Российской Федерации предоставлено право наложения денежного штрафа на руководителей организаций (их заместителей) за административные правонарушения в соответствующей области народнохозяйственной деятельности в порядке и размерах, установленных КоАП РФ. Ведомственный контрольВ соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Например, согласно п. 6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2000 г. N 777 (с изм. и доп.), министерство разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере его деятельности, и контролирует их исполнение. Участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений и контроле за их исполнением в организациях, входящих в систему министерства. Осуществляет разработку и утверждение отраслевых правил по охране труда, целевых программ улучшения условий и охраны труда, контролирует их выполнение государственными унитарными предприятиями и учреждениями, находящимися в ведении министерства. Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде работников на муниципальных унитарных предприятиях закреплены Законом РСФСР от 06.07.1991 г. "О местном самоуправлении" (с изм.). Администрация (районная, городская, сельская, поселковая) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, в том числе о труде, а также охрану прав граждан в данной сфере. Предъявляет в суд требования о признании недействительными актов органов исполнительной власти и организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, работающих на вверенной им территории (ст. 54, 65 и 76 Закона). Общественный контрольОбщественный контроль за соблюдением трудового законодательства предусмотрен главой 58 ТК РФ "Защита трудовых прав работников профессиональными союзами". В статьях 370 - 378 ТК закреплены права и полномочия профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. В определенной мере права профсоюзов конкретизированы Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп.). Согласно ст. 19 названного Закона, профессиональные союзы и состоящие в их ведении инспекции труда осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, где работают члены данного профсоюза. Профессиональные союзы имеют право:
Территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов создаются профсоюзные инспекции труда для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Примерное положение о профсоюзной инспекции труда (профсоюзной правовой инспекции труда) утверждено постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 30.05.1996 г., Положение о технической инспекции труда - постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 22.11.2000 г.16 . На их основе соответствующим профсоюзом, территориальным объединением (ассоциацией) организаций профсоюзов принимаются свои положения о профсоюзной инспекции труда (о профсоюзной правовой инспекции труда) и технической инспекции труда. Профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК РФ. Частью 5 этой статьи предусмотрено, что профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, согласно ч. 6 ст. 370 ТК, имеют право:
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Вышеизложенные права конкретизированы в Типовом положении об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда, утвержденном постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 16 июня 1994 года. В частности, Типовым положением предусмотрено, что уполномоченный профкома по охране труда имеет право: контролировать соблюдение в подразделениях законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда; проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также разработанных на основании результатов расследования несчастных случаев; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятий о состоянии условий и охраны труда, произошедших несчастных случаях на производстве; обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии несчастных случаев на производстве, и др. Вопросы организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива изложены в Рекомендациях, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30. Защитная функция профсоюзов не ограничивается проведением проверок соблюдения законодательства о труде. Согласно ст. 371 ТК РФ, работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Кодексом. Например, ч. 5 ст. 73 ТК работодателю предоставлено право с учетом мнения выборного профсоюзного органа в целях сохранения рабочих мест при массовом увольнении работников вводить режим неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев. Статьей 99 ТК допускается привлечение к сверхурочным работам по инициативе работодателя с письменного согласия работника и в некоторых случаях с учетом мнения представительного органа работников. Дополнительно к установленным Трудовым кодексом в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций могут включаться иные случаи, когда при вынесении решений работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, как это предусмотрено ст. 372 ТК РФ. Защитная функция профсоюзов реализуется также и в форме обязательного участия их выборного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК). Его участие обязательно при решении вопросов: о возможном сокращении численности или штата работников (ч. 1 ст. 82 ТК); об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением численности или штата организации, из-за недостаточной квалификации или вследствие неоднократного неисполнения такими работниками без уважительных причин трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 82 ТК). Увольнение работников по указанным основаниям производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Оно должно быть в письменной форме представлено работодателю в течение 7 рабочих дней с момента получения проекта приказа о предстоящем увольнении работников, состоящих членами профсоюза. Не представленное в семидневный срок мнение или немотивированное мнение работодатель может не учитывать. Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа установлен ст. 373 ТК. Частью 3 ст. 82 ТК РФ предусмотрено, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника по подпункту "б" п. 3 ст. 81 ТК, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа. В случае несоблюдения работодателем этого требования результаты аттестации будут считаться недействительными. В организации коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ч. 4 ст. 82 ТК). В соответствии со ст. 365 ТК РФ органы Федеральной инспекции труда в 2002 году продолжали активно взаимодействовать с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, профсоюзами и другими органами и организациями. Из общего количества проверок (более 255 тыс.) совместно с органами прокуратуры проведено свыше 11 тыс., с органами Госгортехнадзора - около 4 тыс., Госэнергонадзора - 3,5 тыс., с органами по труду субъектов РФ - 19,5 тыс., с профсоюзами - 14,5 тыс., с другими органами - около 12 тыс. проверок. Например, государственная инспекция труда в Иркутской области и Межведомственная комиссия по охране труда совместно с областным Комитетом по труду обследовали 10 городов и районов области: Усолье-Сибирское, Саянск, Усть-Илимск, Черемхово и др. Трижды бригада выезжала в Братский регион. По результатам комплексных проверок мэрам 18 городов и районов направлена информация для принятия мер по устранению нарушений трудового законодательства, выданы предписания для ликвидации задолженности по оплате труда и для устранения нарушений по охране труда. Совместно с прокуратурой Киренского района проведены проверки индивидуальных предпринимателей Плакиной, Марковой, Лукьянова и Кузаковой. За выявленные грубейшие нарушения трудовых прав работников виновные предприниматели привлечены к административной ответственности. Государственной инспекцией труда в Кемеровской области совместно с областной администрацией проведено совещание по вопросам о состоянии охраны труда, промышленной безопасности и противоаварийной защиты на предприятиях угольной отрасли Кузбасса и задачах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Обращение участников опубликовано в областной газете "Кузбасс". В Промышленновском районе по результатам совместной с пожарным надзором и управлением сельского хозяйства района проверки проведено заседание коллегии "О состоянии охраны труда и пожарной безопасности в хозяйствах и на предприятиях района". В Юргинском районе совместно с прокуратурой, администрацией города и района были организованы и проведены проверки ряда организаций, которыми в 11 сельскохозяйственных организациях выявлены существенные нарушения законодательства об оплате труда. Результаты совместных проверок рассмотрены на совещании у прокурора города. После вмешательства проверяющих в 4 хозяйствах долги по зарплате были погашены полностью, 7 виновных руководителей привлечены к административной ответственности. Заключенные с рядом российских профобъединений соглашения, совместные письма в регионы о взаимодействии (с ФНПР, Конгрессом российских профсоюзов, Нефтегазстройпрофсоюзом России, СОЦПРОФом, ЦК Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятии, ЦК профсоюза "Торговое единство", Российским профсоюзом работников рыбного хозяйства, ЦК профсоюза работников оборонных отраслей промышленности, Росуглепрофом, Всеросийской конфедерацией труда, Конфедерацией труда России, Общероссийским объединением профсоюзов "Российская конфедерация транспортников" и др.) позволили более системно и целенаправленно проводить эту работу. Аналогичные совместные с республиканскими советами профсоюзов, с федерациями профсоюзов и др. профобъединениями документы приняты и в большинстве субъектов Российской Федерации. К примеру, в рамках соглашения между государственной инспекцией труда в Кемеровской области и Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса в 2002 году проведено около 300 проверок. Руководство инспекции неоднократно принимало участие в заседаниях коллегии технических инспекторов труда профсоюзов (гг. Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово). В Республике Марий Эл совместно с профсоюзом работников аграрно-промышленного комплекса были проверены СПК "Нива", ОАО "Тепличное" Медведевского района, ОАО "Параньгинский агропромтранс", ОАО "Параньгинское РТП", ООО СПК "Марисола" Сернурского района и др. В целях обеспечения законности, повышения эффективности деятельности органов Федеральной инспекции труда в истекшем году руководством были осуществлены комплексные проверки работы 14 подведомственных госинспекций труда в субъектах Российской Федерации, по результатам проверок приняты меры организационного и дисциплинарного характера. Однако в целом же, по данным Минтруда РФ, одной из причин, которая мешает эффективности контроля - это отсутствие согласованных действий между различными проверяющими службами. |