Проектное финансирование: рецепт привлечения крупных инвестицийСергей Павленко - руководитель департамента проектов развития бизнес-единицы «Гидрогенерация» РАО «ЕЭС России» Первоисточник: Одна из характерных черт реализации проектов в электроэнергетике — их высокая капиталоемкость. Строительство новых мощностей требует сотен миллионов долларов США ежегодно, модернизация производства — десятков миллионов. Основное производство, как правило, невозможно без строительства и развития вспомогательной инфраструктуры. Целый ряд рисков, присущих и другим отраслям (колебания цен на продукцию, изменения политической ситуации и экологических стандартов и др.), в электроэнергетике усугубляется долгосрочным характером проектов и их высокой стоимостью. Период полной окупаемости и возврата инвестиций, например, в проект строительства крупной электростанции может составлять 15—25 лет. При этом существуют сложности с оценкой эффективности подобных проектов: денежные потоки генерирующих компаний подвержены долгосрочным колебаниям, в то время как исторические данные (долгосрочная ретроспектива) по конкурентному рынку отсутствуют. Поэтому весьма высока вероятность значительного изменения показателей окупаемости, рыночной стоимости активов и других условий, закладываемых в проект, что в ряде случаев может привести к его незавершению. Таким образом, возникает серьезная проблема поиска источников инвестиции и участников проекта. Нередко частные инвесторы не готовы полностью взять на себя перечисленные риски. Кроме того, реализация некоторых масштабных проектов сопряжена со значительными дополнительными расходами, которые являются их неотъемлемой частью. Примером могут служить проекты сооружения крупнейших гидроэлектростанций, которые требуют затрат на водохранилища, переселение людей из зоны затопления, подготовительные работы в этой зоне и т. д. Реализация крупных проектов исключительно из государственного бюджета не всегда приемлема: подобные рискованные расходы из средств налогоплательщиков-потребителей либо невозможны по политическим соображениям (как во многих развитых странах), либо бюджетных средств просто не хватает для обеспечения необходимого развития инфраструктуры и генерирующих мощностей в масштабе отрасли. Однако государство может способствовать реализации проекта путем либерализации налогового режима и предоставления частичной финансовой поддержки. Привлечение средств с финансового рынка, учитывая повышенные риски, ограничено чрезмерно жесткими условиями. При этом внутренний финансовый рынок далеко не во всех странах достаточно развит и емок, чтобы обеспечить необходимый объем средств. Доминирующее участие этого источника в электроэнергетике развивающихся стран является скорее исключением. В итоге условия предоставления кредитов, их объем оказываются непреодолимым барьером для «одиночных» инвесторов. Подобные проблемы в реализации инвестиционных проектов обуславливают необходимость применения сложных финансовых инструментов и схем, позволяющих аккумулировать ресурсы из разных источников и разделять риски. Одним из наиболее оптимальных вариантов является финансирование проекта с использованием широкого спектра инструментов: создание совместных предприятий, привлечение заемного и нового акционерного капитала, собственные средства, частичное бюджетное финансирование и лизинг. Такая совокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных ценностей для создания инфраструктуры промышленного и иного назначения под активы и денежные потоки компании, называется проектным финансированием, Методика проектного финансирования разработана специально для капиталоемких отраслей: электроэнергетики, телекоммуникаций, машиностроения, авиакосмической отрасли и др. Проектное финансирование обычно предоставляется особой компании, выделенной из структуры компании — владельцев проекта, и погашается только за счет средств, генерируемых активами в рамках проекта. Оно применяется с целью оптимального распределения связанных с реализацией проекта рисков, разделения обязанностей по реализации проекта среди специализированных исполнителей, обладающих необходимой квалификацией, опытом и ресурсами, а также для концентрации положительных эффектов, определяемых финансовой и юридической структурой проекта. Кредиторы, участвующие в проектном финансировании, как правило, имеют возможность в случае дефолта претендовать только на активы проекта, а не на средства компаний-владельцев (так называемое не рекурсивное финансирование). Помимо владельцев проекта, вносящих акционерный капитал, проектное финансирование предполагает участие кредиторов, подрядчиков, поставщиков оборудования, страховых компаний, управляющей компании, поставщиков сырья и покупателей готовой продукции. Принципами проектного финансирования являются: - четкое понимание и удовлетворение интересов акционеров и кредиторов (соотношение доходности и рискованности вложений на каждом этапе разработки проекта; ограниченный регресс на средства акционеров; четкое определение и обоснование порядка распределения и возврата средств; соотношение собственных и заемных средств является функцией денежного потока, а не стоимости активов); - тщательный анализ технико-экономического обоснования проекта, включая моделирование ожидаемых потоков денежных средств и факторов риска (успешность привлечения финансирования напрямую зависит от качества подготовки проекта); - привлечение финансирования и формирование капитала (при помощи акционерного капитала, долгового финансирования, размещения комбинированных долговых инструментом, применения лизинговых схем). Основные требования инвесторов к организации проекта обычно следующие: - прозрачность (понятный и четкий процесс организации и принятия решений); - система открытых тендеров (прежде всего доступ к информации для потенциальных инвесторов); - участие экспертов (в проекте должны участвовать признанные международные технические эксперты с соответствующим опытом; обязательным условием является отсутствие у них конфликта интересов); - участие инвесторов с начала процесса (вовлечение потенциальных инвесторов на старте для учета их интересов при структурировании проекта); - участие компании-организатора проекта на начальной стадии финансирования; - привлечение международных кредитных институтов для повышения доверия к проекту; - гарантии возвратности (наличие гарантий возврата инвестиций, в том числе в форме страхования). Для проектного финансирования характерно, что уже на стадии подготовки к переговорам с инвесторами четко определяются не только нормы доходности, но и объективные и субъективные риски проекта, включая их оценку и методы страхования. Все потенциальные кредиторы и инвесторы одновременно получают возможность ознакомиться с достоинствами и рисками проекта, что позволяет им согласовать единые параметры распределении рисков, размеры идивидуалного участия и условия предоставления кредитов. Наличие целой группы банков (фондов), вовлеченных в проект, практически исключает риск незавершения строительства по причине нехватки средств на последних этапах. Поскольку индивидуальная рисковая нагрузка проекта для каждого отдельно взятого банка (фонда) невелика (5—7% от всех рисков), объем предоставленных кредитов и требования к ожидаемой доходности по инвестициям для проектного фи нансиропания и несколько раз ниже по сравнению с обычным кредитованием. Стандартность и системность механизма проектного финансирования упрощает задачи по страхованию и хеджированию всех рисков проекта, включая политические и форс-мажорные риски, а также снижает реальные страховые премии. В результате большинство масштабных и дорогостоящих проектов по строительству рудников, крупных заводов, электростанций, трубопроводов, аэро- и морских портов, железных дорог и т. п. во всем мире осуществляются по схеме проектного финансирования. |