Главная страница --> Статьи

Проблемы занятости женщин в .. | ФАС против крупных ритейлеро .. | «На поводке — так на поводке .. | Тактичный стратег Владелец « .. | Актуальные вопросы деятельно .. |


Трудовая книжка: что изменилось?



Профессор кафедры трудового права Российской академии правосудия
Журнал "Справочник кадровика"

dfghghgf

С 1 января 2004 г. работникам, впервые поступающим на работу в соот-ветствии с заключенным трудовым договором, оформляются тру-довые книжки нового образца. При этом трудовые книжки ранее установленных образцов (1938 и 1974 гг.), а также трудовые книжки колхозников остаются действительны и обмену на новые не подлежат.

Образцы новых бланков трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку были утверждены приказом Минфина России № 117н только 22 декабря 2003 г., после чего началось их изготовление Объединением государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков (ГОЗНАК). В связи с этим многие организации не смогли своевременно приобрести новые бланки трудовых книжек и вкладышей в них и продолжали в начале 2004 г. оформлять документы старого образца. Конечно, не по вине работников кадровых служб организации оказались в начале года без новых бланков трудовых книжек, но вместе с тем следует отметить, что работать со старыми бланками, ставшими недействительными с 1 января 2004 г., уже нельзя.

Бланки образца 1974 г. подлежат уничтожению по соответствующему акту.

Как показывает практика, некоторые работники, поступившие на работу впервые в начале 2004 г., "успели" уволиться с первого в своей жизни места работы, получив заполненную трудовую книжку старого образца. Для выхода из этой ситуации можно посоветовать таким работникам запастись копиями приказов о приеме на работу и увольнении с работы для внесения (в виде исключения) информации об их стаже по первому месту работы в трудовую книжку образца 2003 г., оформленную на новом месте работы. При возникновении у работника каких-либо сложностей и недоразумений из-за старого бланка трудовой книжки можно обратиться в организацию, выдавшую такую книжку, за справкой об отсутствии бланков нового образца в соответствующий период.

В действующих Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225 (далее -Правила), и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.03 № 69 (далее - Инструкция), сделана попытка разделить вопросы заполнения и ведения книжек, т. е. отдельно рассмотреть организацию работы с этим документом и порядок внесения в него соответствующих записей. В целом такой подход представляется целесообразным, хотя четкого разграничения названных вопросов не получилось, и работники кадровых служб, заполняющие, например, раздел трудовой книжки "Сведения о работе", должны пользоваться как Правилами, так и Инструкцией.

В соответствии с п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. В сложившейся практике такой приказ обычно издается в небольшой организации, где штатным расписанием не предусмотрена не только кадровая служба, но и должность специалиста по работе с персоналом. Трудовые книжки в такой организации могут вести бухгалтеры, секретари, менеджеры и другие, совмещая эту работу с основной деятельностью по трудовому договору.В крупных организациях, имеющих в своей структуре кадровые службы, как правило, вместо издания приказа о назначении ответственного за работу с трудовыми книжками включают соответствующую информацию в должностные инструкции работников этой службы. Такую практику можно признать оправданной, т. к. прием на работу специалиста кадровой службы, должность которого предусматривает ведение трудовых книжек, оформляется приказом. Издание дополнительного приказа о назначении такого работника ответственным за ведение трудовых книжек представляется излишним.Приводим пример приказа о назначении ответственного за работу с трудовыми книжками (применяется в небольших организациях).

Работа с трудовыми книжками, как и с другими документами кадровой службы, начинается с момента их приема-передачи в связи со сменой работника, ответственного за ведение кадрового делопроизводства. При этом составляется акт по результатам проверки фактического наличия кадровой документации, в т. ч. трудовых книжек, включая невостребованные книжки уволенных работников.

Принимая трудовые книжки, работник, ответственный за их ведение, должен позаботиться о наличии в организации запасных бланков трудовых книжек и вкладышей в них, даже если в настоящий момент они не требуются для оформления впервые поступающих на работу. Об обязательности такого запаса бланков говорится в п. 44 Правил: ''Работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладышей в нее".

Сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка согласно п. 41 Правил должны быть внесены в приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. Эта книга ведется бухгалтерией (кассиром) по установленной в постановлении Минтруда России от 10.10.03 № 69 (приложение 2) форме, включающей 12 граф вместо ранее предусмотренных 13.Нередко приходится слышать от работников кадровых служб, что специалисты бухгалтерии, перегруженные своей работой, отказываются от учета и хранения бланков трудовых книжек и вкладышей в них, считая это функцией кадровиков. Следует подчеркнуть, что в п. 41 Правил прямо сказано, что приходно-расходную книгу по учету бланков ведет бухгалтерия организации. В связи с этим главный бухгалтер должен контролировать наличие у кассира данной учетной книги установленной формы, а также своевременность и правильность ее заполнения.

Приходно-расходная книга по учёту бланков трудовой книжки и вкладыша в неё

Следует обратить внимание на установленный Правилами порядок выдачи из бухгалтерии бланков трудовых книжек и вкладышей в них лицу, ответственному за их ведение. Бланки выдаются по заявке работника кадровой службы.

По окончании каждого месяца в бухгалтерию должен представляться отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель в соответствии с п. 47 Правил взимает с него плату, размер которой определяется расходами на их приобретение. Плата за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них не взимается при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (п. 34) и в случае неправильного первичного заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, а также в случае их порчи не по вине работника (п. 48).

Можно ли оформлять работникам трудовые книжки и вкладыши в них без взимания платы?Несмотря на то что такой порядок работы с трудовыми книжками не предусмотрен в постановлении Правительства РФ, его вполне можно практиковать, включив в правила внутреннего трудового распорядка организации.Заполняемые кадровой службой трудовые книжки и вкладыши в них, а также трудовые книжки, предъявляемые работниками при приеме на работу, должны быть зарегистрированы в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (приложение 3 к постановлению Минтруда России от 10.10.03 № 69).

Книга учёта трудовых книжек и вкладышей вних

Согласно п. 41 Правил книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации и скреплены сургучной печатью или опломбированы. Необходимость заверения этих книг для исключения фальсификаций в записях не вызывает сомнений, однако применение сургучной печати или пломб вызывает определенные трудности и неудобства при ведении названных книг. Практика работы кадровых служб показывает, что для заверения учетных форм и в кадровых службах, и в бухгалтериях используют оттиск печати организации, что представляется вполне оправданным.



Похожие по содержанию материалы:
Оценка эффективности стратегического менеджмента организации ..
Последний писк бизнеса ..
Проблемы и тенденции внедрения международных стандартов аудита в России. ..
Новая экономика: зарубежный опыт и российская специфика ..
Проблемы занятости женщин в бизнес-среде: стереотипы и текущая ситуация ..
ФАС против крупных ритейлеров. Норма ..
«На поводке — так на поводке» ..
Тактичный стратег Владелец «Каскола» переквалифицировался в наемного менеджера ..
Актуальные вопросы деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации Интернет-интервью с Нач ..
У Сергея Пугачева проснулся аппетит Структура сенатора купила французскую гастрономическую сеть Hedi ..
Оригинальные идеи для корпоративного праздника ..
Трудности перехода ..
Мы пойдем другим путем! Нестандартный подход к стандартным маршрутам ..


Похожие документы из сходных разделов


Учимся продавать с помощью писем


Первоисточник: WorldEconomy.Ru

Консультант и эксперт в области продаж Мишель Николс рассказывает читателям журнала Businessweek о том, какую опасность для установления деловых связей могут представлять неграмотно подготовленные письменные послания

Я начну свой рассказ с одной очевидной истины ..
читать далее


Никогда в жизни не привыкну к вашей бюрократии

Станислав Мных
Первоисточник: Журнал "Секрет фирмы"

«Я трижды пытался запустить в России сеть Carrefour»

Эрик Блондо родился в 1962 году. Закончил Высшую школу инженеров сельского хозяйства и институт делового администрирования во Франции, также имеет диплом MBA университета Paris Dauphine. Его менед .. читать далее


Через тернии к маркетингу

Ропало Виталий - Руководитель направления "Напитки" Группы компаний "Стоик"
Первоисточник: Журнал "Управление компанией"

    Интервью с руководителем направления <Напит ..
читать далее