За монополии платят всеИгорь Артемьев Первоисточник: К большому сожалению, у нас таких расчетов не проводилось. У нас, я имею в виду не только антимонопольные органы, но и общенациональные экономические исследования. В США считают, что общество теряет ежегодно от действий монополий 20% ВВП. Можно предположить, что в нашей стране этот показатель будет еще выше. Но, повторяю, что серьезного, глубокого, экономико-математического анализа на этот счет не проводилось. Мы только можем говорить о показателях естественных монополий в продажах, проценте реализованной продукции в том же ВВП. Эта доля составляет только по естественным монополиям порядка 20%. Почти 20% бюджета России формируются «Газпромом», до 30% другими естественными монополиями. Это такие бюджетоформирующие отрасли, которые формируют до 35% бюджета страны. Какие отрасли российской экономики наиболее монополизированы (или, скорее, в каких отраслях существуют ярко выраженные картельные отношения между субъектам рынка)? Их влияние на отрасль (доля рынка)? Монополизм широко распространен на товарных рынках, в сырьевых и производящих отраслях. Это металлургия, газовая и нефтяная отрасли, многие отрасли машиностроения, особенно тяжелого. Конечно, у нас есть основания говорить, что есть и согласованные действия, картельные сговоры. Однако из-за пробелов в законодательстве дела по сговорам – самые трудные. Часто в судах от нас требуют письменных протоколов, подтверждающих наличие сговора. Но никто таких документов на практике не подписывает! Поэтому мы сейчас в новом проекте закона уточняем понятием согласованных действий и сговора. Кроме того, осознавая всю социальную опасность нарушений антимонопольного законодательства, мы предлагаем существенно увеличить штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Предполагается введение оборотных штрафов: за картельный сговор штраф составит 4% от оборота компании за прошлый год, за злоупотребление доминирующим положением – 2%. Это будет уже серьезно, поскольку сегодня максимальный размер штрафа составляет 15 тысяч долларов. Столько компании – нарушители антимонопольного законодательства могут заработать за один день. Каковы прямые и косвенные потери от монополий и картелей в смежных отраслях, у потребителей товаров и услуг этих монополий (картелей)? Потери значительные. Несмотря на то, что сами компании- нарушители извлекают прибыли, отрасли, потребляющие их продукцию, несут убытки. Например, монополизация рынка каустической соды и хлора Единой торговой компанией привела к тому, что цены на данную продукцию повысились в 2 – 2,5 раза. Так, дополнительные расходы ОАО «Сяський ЦБК» после повышения цен на каустическую соду с 2700 рублей за тонну в 2003 году до 6200 рублей в 2004 году составили 7735 тысяч рублей. Расходы ОАО «Архангельский ЦБК» - 11485 тысяч за тонну. Это существенно. Другой пример. Сейчас мы ведем в суде дело против «Северстали», которая вместе с Магнитогорским металлургическим комбинатом одновременно повысила цены на трубные заготовки - штрипс. Повышение цен они объясняют большими инвестициями в свое техническое перевооружение. Это, конечно, замечательно, но надо понимать, что это производится за счет потребителей. Другие отрасли - трубная, газовая промышленность, жилищно-коммунальный сектор и, в конечном счете, граждане несут убытки. Смежные отрасли не смогут произвести те инвестиции, которые необходимы были для развития экономики. Получается, что 70% инвестиций идут в монопольные сектора за счет недоинвестирования других секторов, менее монополизированых. Косвенными потерями можно назвать такие, что монополия не только повышает цены, сокращает производство, она и навязывает невыгодные условия договоров, снижает качество продукции. Каковы последствия монополизации рынков (последствия от картельных сговоров) для экономики и социальной сферы? Прежде всего, это поддержание высоких темпов инфляции. Есть расчеты, которые говорят о том, что вклад цен производителей в общий уровень инфляции и вклад в повышение тарифов естественных монополий в темпы инфляции в России достаточно высок, он может быть даже больше, чем так называемые монетарные факторы, т.е. действие местных властей, действие Центрального Банка, увеличение денежной массы. Эти денежные факторы иногда оказываются менее значимы, чем элементарное повышение цен монополистами. Сегодня при росте цен производства на 10%, только за первое полугодие цены на продукцию черной металлургии повысились на 60%, на нефтепродукты – почти на 40%. Федеральная антимонопольная служба вела расследование и доказывала согласованность действий монополистов на этих рынках. Насколько эффективна поддержка различных отраслей средствами бюджета при осуществлении промышленной политики в условиях существования картелей? (Примеры: сезонное повышение нефтяными компаниями цен на ГСМ и удобрения в период посевной и уборочной: «схема» распределения через аукционы участков под застройку в Москве и других крупных городах России и т.д.) Это очень болезненный вопрос, потому что по правилам Всемирной Торговой организации, куда Россия стремится, и по правилам Европейского Союза, с которым Россия намерена поддерживать более тесные отношения, вопрос предоставления государственной помощи очень жестко регламентирован. Зачастую в поддержке народного хозяйства или отечественного производства могут скрываться элементарные действия чиновников в сговоре с крупнейшими компаниями. Эти деньги уходят на поддержку этих монополистов, что не способствует экономическому росту и не повышает нашей конкурентоспособности за рубежом. И мы в проекте нового антимонопольного закона впервые пытаемся прописать вопросы предоставления государственной помощи. Мы считаем, что должен существовать закрытый, ограниченный перечень видов государственной помощи, которая на законных основаниях может быть оказана хозяйствующим субъектам. Такая поддержка может быть оказана при стихийных бедствиях, или, например, это поддержка депрессивных регионов. В Европе любые виды государственной помощи должны быть согласованны с антимонопольным органом, который следит за соблюдением конкуренции и предоставлением всем равных возможностей. Мы знаем, что у нас и муниципалитеты, и субъекты Федерации любят злоупотреблять госпомощью, и это ведет к блокированию конкуренции, замедлению экономического развития. Последний пример – на прошлой неделе мы выиграли в суде дело против Правительства Москвы по факту предоставления необоснованных льгот ОАО «Московская нефтяная компания» при получении земельных участков под строительство автозаправочных станций. Отдав все участки под застройку АЗС одной компании, Московское Правительство нарушило ст.7. Закона «О конкуренции», ущемив права других участников рынка. Мы выдали предписание устранить нарушение законодательства, но Московское Правительство с нами не согласилось и пошло в суд. Суд вынес решение в нашу пользу. Надеемся, что похожие ситуации в других регионах будут развиваться по этому же сценарию. 22 октября 2004 |