Что ожидает “упрощенку“ в 2005 году?Беседовала Александра БАЯЗИТОВА Первоисточник:
В Госдуме обсуждается несколько законопроектов с поправками в главу 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения". На одни из них налогоплательщики возлагают большие надежды, ожидая новых возможностей для малого бизнеса. Другие явно не принесут ничего, кроме новых запретов. Чего же будет больше: плюсов или минусов? С этим вопросом мы обратились к Михаилу ОРЛОВУ, председателю экспертного совета комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ. - Какой из законопроектов, находящихся в Думе, на ваш взгляд, наиболее важен для "упрощенцев"? - Я думаю, что это поправка, которая даст "упрощенцам" право стать плательщиками НДС. То есть при переходе на упрощенную систему фирма должна будет выбрать: платить данный налог или нет. Если предпочтет первый вариант, то станет перечислять НДС в бюджет и принимать его к вычету, но при этом сохранит все остальные преимущества упрощенной системы. В противном случае организация будет применять спецрежим так же, как это делается сейчас. Это позволит малым предприятиям на равных конкурировать с фирмами, которые находятся на общем режиме. Ведь сейчас многие организации отказываются закупать товары у "упрощенцев" из-за того, что не могут принимать к вычету "входной" НДС. - И какие шансы на то, что эта поправка будет принята? - Сложно сказать. В прошлом году российское правительство поддержало аналогичный законопроект. В нем речь шла о том, чтобы дать право платить НДС сельхозпроизводителям. Тогда депутатам это предложение не понравилось, и они отказались исправить главу 26.1. Но многие депутаты перестали отрицательно относиться к подобной норме. Так что, полагаю, этот вопрос снова будет поднят. - А если сейчас покупатель получит от "упрощенца" счет-фактуру с НДС? Сможет ли он зачесть налог по такому документу? - О порядке применения налоговых вычетов сказано в статье 172 Налогового кодекса РФ. Там записано, что вычеты осуществляются на основании счета-фактуры и платежного документа. Это означает, что если покупатель товара или услуг получит счет-фактуру с выделенным НДС, то он имеет право принять налог к вычету. И даже когда контрагент выставил фальшивый счет-фактуру, покупатель по закону этого права не теряет. Ведь он не несет ответственности за своего партнера. Замечу, что с такой позицией соглашаются и судьи. - Проиндексируют ли максимальную сумму оборота, при которой возможно применение "упрощенки"? - Да. Планируется, что эта сумма будет повышена с 15 до 18 миллионов рублей. Соответственно повысится и сумма максимального оборота компании, позволяющая перейти на упрощенную систему. Если с 2005 года на спецрежим могут перейти предприятия, у которых оборот за 9 месяцев не превысил 11 миллионов, то с 2006 года такое право появится у фирм с доходом за 9 месяцев не более 13 миллионов рублей. А вот максимальную остаточную стоимость основных средств не увеличат, так как велик риск, что с помощью "упрощенцев" крупные организации смогут минимизировать налог на имущество. - Будут ли уточнены условия, при которых "упрощенец" обязан вернуться на общий режим? - В Госдуму уже поступил такой законопроект. В нем говорится, что если доля участия других организаций в уставном капитале "упрощенца" превысит 25 процентов или средняя численность работников станет больше 100 человек, то фирма должна перейти на общий режим налогообложения. Уверен, что такой закон будет принят уже на осенней сессии и вступит в силу с 1 января 2005 года. - Сейчас "вмененщики" не освобождены от бухучета. Поэтому организации, которые совмещают "упрощенку" и ЕНВД, вынуждены вести бухгалтерский учет в полном объеме. Планируется ли избавить их от этого? - Это серьезная проблема, и пока она не решена. Не думаю, что подобные поправки будут приняты. Ведь если освободить такие фирмы от бухучета, то неясно, каким образом бухгалтеры станут распределять доходы и расходы предприятия. И потом, баланс-то нужно составлять на организацию, а не на систему налогообложения. А правильно составить его, не ведя учет в полном объеме, на мой взгляд, невозможно. - Минфин предлагает отменить "упрощенку" для предприятий-посредников? - Совершенно верно, Министерство финансов хочет ввести для "упрощенцев" новые ограничения. Согласно предложенным поправкам, если организация заключает агентские договоры, договоры поручения или комиссии, она не сможет работать по "упрощенке". Но это правило совершенно не соответствует целям главы 26.2 кодекса, которая призвана упростить налогообложение для фирм с небольшими оборотами. Ведь подавляющее большинство торговых предприятий, применяющих "упрощенку", используют посреднические договоры. Я не представляю, как минфиновцы смогут доказать целесообразность таких поправок. - Но как-то Минфин объясняет эту меру? - Чиновники заявили, что многие малые предприятия представляют интересы крупных корпораций. Поскольку комиссионное вознаграждение сравнительно невелико, фирмы подпадают под "упрощенку". В то время как обороты компании, на которую они работают, довольно большие. Сотрудники Минфина почему-то узрели в таких операциях "серую" схему. Но это не так. Даже если "упрощенец" реализует товар по поручению крупной компании, то от НДС освобождено только его вознаграждение, а не стоимость продукции. - Наверное, и депутаты это понимают! - Конечно. Ведь покупатель крупной партии товара, как правило, заинтересован во "входном" НДС. Поэтому у "упрощенца" большую партию просто не купят. Получается, такая "серая" схема невыгодна. - Запретят ли применять "упрощенку" тем фирмам, которые являются участниками простого товарищества? - Такое предложение выдвигает Минфин. Но, я считаю, выполнение этого правила будет сложно проконтролировать. Ведь договор простого товарищества нигде не регистрируется и о таком соглашении знает только ограниченный круг лиц. А так как "упрощенцы" не ведут бухгалтерский учет, то и по учетным документам это не отследить. - Свои предложения есть и у налоговой службы. О них нам рассказывал начальник Управления налогообложения малого бизнеса Анатолий Мельниченко. Какова судьба этих поправок? - Фискальное ведомство подготовило ряд законопроектов с поправками в Налоговый кодекс. В частности, планировалось расширить перечень расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемую базу, позволить "упрощенцам" менять объект налогообложенияѕ Сейчас эти предложения проходят ряд межведомственных согласований, так что пока они не внесены на рассмотрение Государственной думы. Главбух № 21, 2004 |