Аудит в несвободном плавании Получат ли аудиторы право на саморегулируемые организацииПоправки в закон об аудиторской деятельности, поступившие в Госдуму еще в апреле 2005 года, могут быть рассмотрены во втором чтении на пленарном заседании 17 октября. Правда, пройдут ли они очередное чтение, неизвестно. Ведь поправки ко второму чтению откладывались уже около семи раз. Изначально отмена лицензирования аудиторской деятельности, предусмотренная законопроектом, планировалась с 1 января 2006 года. За прошедшее время Дума уже дважды переносила этот срок, вначале на 1 июля 2007 года, затем лицензирование было продлено еще на один год. Вместо лицензирования будет введено обязательное членство аудиторов в профессиональных объединениях. С 1 июля 2008 года ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратят силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, входящие в единое общероссийское аудиторское объединение, не вправе будут осуществлять аудиторскую деятельность. Но, самое главное, как считают разработчики законопроекта, принятие поправок позволит ослабить государственное регулирование аудиторской деятельности и усилить влияние саморегулирования в профессиональном аудите. Ведь часть государственных функций регулирования в области аудиторской деятельности будет передана пока еще не созданному единому общероссийскому аудиторскому объединению и саморегулируемым профессиональным аудиторским объединениям. Согласно поправкам государство отныне возьмет на себя функции нормативно-правового регулирования, координацию и выработку стратегии развития профессии, а все остальное - обучение, повышение квалификации аудиторов, выдача разрешений на право заниматься этим видом деятельности отойдет к аудиторскому сообществу. Одновременно будут ужесточены требования к аудиторам и аудиторским организациям. Для этого будут утверждены единые федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам. А аттестация аудиторов будет проводиться единым общероссийским аудиторским объединением в форме квалификационного экзамена. В случае аннулирования квалификационного аттестата аудитора, последний автоматически исключается из единого реестра аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, который ведет единое общероссийское аудиторское объединение. Новый законопроект, по мнению авторов, введет жесткий контроль, но не со стороны государства и чиновников, а со стороны самого профессионального сообщества. Однако, похоже, самим аудиторам инициативы правительства, а именно оно внесло в Думу данный законопроект, пришлись не по душе. Законопроект вызвал большое количество споров. Особенно много дискуссий было по норме, устанавливающей минимальное количество участников профобъединений. Проектом предусмотрен высокий порог для создания таких организаций - 1500 аудиторских компаний или 3000 аудиторов. Принятие этих требований, по оценкам экспертов, приведет к тому, что на рынке останутся три-четыре саморегулируемых профобъединения, а цены на услуги могут возрасти в 2-3 раза. Мнения участников рынка разделились: одни считают, что данная поправка приведет к неоправданной монополизации этого рынка и слишком высоким ценам, другие, что это поможет исключить из своих рядов недобросовестных аудиторов. Споры идут, рассмотрение законопроекта постоянно откладывается, а очередной срок отмены лицензирования и создания саморегулируемых организаций стремительно приближается. Даже если депутаты примут законопроект на осенней сессии, вряд ли аудиторы успеют создать и зарегистрировать свои саморегулируемые организации. Вот и получается, что хотя аудиторы и говорят об избыточном контроле государства в своей деятельности, на деле никто с этим контролем расставаться не хочет |