Большой бюджет для маленькой такой компанииМихаил Мурашов Первоисточник: Кадровый менеджмент Министр без портфеля — явление вполне нормальное. Определение HR-бюджета просто: это расходы на персонал компании, которые планируются заранее и соотносятся с общими задачами, стоящими перед бизнесом. Так происходит в идеале. На практике же зачастую оказывается, что затраты на персонал определяются не системно, а по мере необходимости, недостаточны либо, наоборот, раздуты. Традиционными являются жалобы менеджеров по персоналу на то, что руководство держит их в черном теле, урезая расходы и не давая развернуться в полной мере. Недостаток бюджета и, как его следствие, невозможность осуществить задуманные программы, является распространенной причиной высокой текучести кадров среди специалистов по персоналу. Как это ни парадоксально, но даже полное отсутствие продуманной политики работы с персоналом и экономия на нем является в определенном смысле стратегией компании. Задержки зарплаты, наем дешевых низкоквалифицированных сотрудников, отсутствие социальных льгот иногда кажутся решением вопроса HR-бюджета. В таких компаниях он просто не нужен. Однако подобные случаи становятся все более редкими. Летом 2004 года компания Begin Group провела опрос российских менеджеров по персоналу, посвященный планированию HR-бюджета в их компаниях. В опросе приняли участие 79 человек, из которых 13 предоставить информацию отказались. 21 человек представлял компании размером до 200 сотрудников, 22 - от 200 до 1000 сотрудников, 23 - более 1000 сотрудников. Результаты исследования доказали то, что эмпирически можно было предположить заранее: отдельный HR-бюджет имеется только в 76% компаний, а планирование деятельности службы персонала производится в 87,2% организаций. Hаличие отдельного бюджета HR-службы Данные результаты также закономерны: если в сравнительно небольшой компании HR-менеджер так или иначе может обойтись без отдельного бюджета, то в крупных корпорациях это уже связано со значительными проблемами (еще раз подчеркнем, что в целом отсутствие продуманной политики расходов на персонал несовместимо с успешным бизнесом). Примерно половина респондентов отметили, что в их HR-бюджет закладывается обычно 4-5 статей, остальные упомянули про 10-15 статей. При этом минимальное число статей - 3, максимальное - 15. Наиболее распространенными статьями являются: подбор и обучение персонала, корпоративные мероприятия, корпоративная культура, оценка персонала. Кроме них, назывались также такие статьи, как: адаптация новых сотрудников, стажировки посторонних специалистов и студентов в компании, мотивация персонала, командировки, привлечение внешних консультантов, охрана труда, увольнение, представительские расходы, работа с вузами, оборудование рабочих мест, благотворительность. Опрос принес и неожиданные результаты: по словам HR-менеджеров небольших и средних компаний, выделенного им бюджета было скорее достаточно для решения кадровых проблем. Лишь 3,8% респондентов (в большинстве своем представители крупных компаний) назвали выделяемые им средства недостаточными. По всей видимости, столь незначительная цифра свидетельствует скорее не о достаточном бюджете, а о нежелании респондентов признавать имеющиеся проблемы. Но даже в том случае, когда средств, выделенных HR-департаменту, на первый взгляд достаточно, о благополучии ситуации можно говорить далеко не всегда. Причина здесь кроется в том, что отвоеванные «с боем» финансы расходуются не на те нужды, которые требует бизнес. Ситуацию комментирует Вадим Афанасьев, директор учебно-консалтингового центра ИЭФ «Синергия»: - HR-бюджет во многих компаниях России, вне зависимости от их величины, имеет важнейшую характерную черту: он принимается без полноценного системного подхода к деятельности предприятия. HR-бюджет должен обеспечивать реализацию потребностей компании в развитии собственного персонала. В действительности же можно проследить такую тенденцию: в бюджет включаются «интуитивные» статьи, что истощает его и лишь питает рынок слабых провайдеров. В рамках сильно ограниченного бюджета HR-менеджер вынужден для оправдания своей позиции в компании создавать иллюзию активной деятельности, приобретая дешевые продукты. Зачастую они не отвечают потребностям компании в обучении персонала и не являются профильными в специализации сотрудников. В результате вместо подбора ключевого персонала покупаются не соответствующие потребностям компании тренинги, а вместо вдумчивого консалтинга -корпоративные праздники. Анна Матвеева, старший тренер-консультант компании CBSD, отмечает, что HR-менеджер должен четко понимать стратегию компании для того, чтобы сверстанный им бюджет был не только реалистичным, но и давал возможность организации решать насущные вопросы. «Я часто сталкиваюсь с тем, что менеджер по персоналу не может ответить на вопрос о миссии своей компании и обижается на него. Между тем многие ответы заключены уже в этом понимании», -отмечает она. Однако это, к сожалению, не единственное упущение. «Бюджет надо использовать с максимальной отдачей, - продолжает Анна Матвеева. -Я и мои коллеги иногда наблюдаем такую картину: в аудиторию, запыхавшись, вбегает человек и усаживается на свободное место. Во время перерыва выясняется, что он прибежал на «чужой» тренинг. То есть человек абсолютно не был подготовлен к предстоящему мероприятию». Подобную проблему отмечают представители всех тренинговых компаний: нередко, как только у организации появляются деньги, она начинает обучать первых попавшихся сотрудников. При этом средств не хватает на другие, действительно насущные нужды. Между тем при составлении бюджета, а значит, и планировании программы работы с персоналом на следующий год, HR-менеджер должен учитывать множество факторов. «Техническая сторона этого процесса, то есть подсчет затрат по тем или иным статьям, сложностей не вызывает. Намного сложнее связать в единое целое конкретные мероприятия по развитию персонала, затраты на обучение и мотивацию и те стратегические цели и задачи, входящие в стратегическую карту целей компании, которые будут решены успешно только в результате нужного обучения и грамотной системы мотивации. Именно на этом этапе планирование бюджета становится стратегически ориентированным процессом, а не планированием мероприятий «от достигнутого», - комментирует Вячеслав Неудачин, директор компании «Атомик-консалт». Анна Матвеева выделяет множество критериев, которые должны учитываться при составлении бюджета. Так, например, в зависимости от этапа жизнедеятельности компании будет меняться как ее стратегия, так и направления развития персонала. После периода роста на первый план выйдут вопросы повышения внутреннего качества, постоянного совершенствования, а значит, компания будет вкладывать деньги в развитие персонала уже по-новому. Другой пример: система компенсаций в организации должна рождаться также не сама по себе, а с учетом ее потребностей, возможностей и экономической ситуации в стране. Поэтому HR-менеджер совместно с руководителем компании должен определить стратегию компенсаций. Они могут быть чуть выше и чуть ниже рыночного уровня или равняться ему. Главное - чтобы эта стратегия была осознанной. В таком случае для компании не будет проблемой, например, высокая текучесть кадров вследствие низкого уровня зарплаты. Отдельным вопросом, волнующим HR-менеджеров, является урезание сверстанного ими бюджета. На сколько процентов урезается предложенный вами бюджет? По мнению специалистов, урезать грамотно сверстанный бюджет руководству компании и финансовым службам очень сложно. «Вряд ли можно отказаться от каких-то статей, если их необходимость аргументирована. Если весь бюджет встроен в единую бизнес-систему компании, то спорить тут не с чем, разве что с расценками на те или иные мероприятия», - считает Вячеслав Неудачин. Анна Матвеева отмечает, что в случае необходимости сократить бюджет обязательно должны быть учтены приоритеты, а не урезаны все статьи «по чуть-чуть»: - Можно провести следующую аналогию. Под строительство дачных домиков было выделено 100 участков, по одному на каждый дом. Однако средств на одновременную постройку не хватает. Есть два варианта: либо ежегодно возводить по десять домов, либо строить все сразу «по чуть-чуть». То есть в первый год на каждый участок кладется по одному бревну, во второй еще по одному, а на третий год выясняется, что все бревна уже сгнили. Так же происходит и с финансированием HR-npoграмм: в условиях недостатка средств лучше развивать какое-то одно приоритетное направление, чем браться за все сразу, не доводя ничего до конца. Итак, понятия «большой» и «маленький» HR-бюджет очень относительны. Даже при большом HR-бюджете компания не обязательно решит свои бизнес-задачи, а маленький бюджет вполне может помогать ей ежегодно продвигаться на шаг ближе к поставленной цели. Секрет здесь кроется не в количестве нулей, а в мастерстве специалиста по персоналу и успешности его сотрудничества с топ-менеджерами компании. Кадровый менеджмент, октябрь 2004 |