Зарплату вынули из сетки Бюджетники в разных отраслях будут зарабатывать по-разному
Разговоры об отмене ЕТС ведутся не первый год. Идея реформирования системы оплаты бюджетников родилась еще при Александре Починке в бытность его министром труда и соцразвития. Речь шла о том, чтобы, упрощенно говоря, "отделить" библиотекарей от медиков, а учителей от социальных работников. Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы требовали дифференцированного подхода и к принципам формирования оплаты труда. То есть предлагалось начислять зарплату бюджетникам не по ЕТС, уравнивающих всех и вся, а на основе так называемых "отраслевых систем". Напомним, тарифная сетка подразделяет всех работников бюджетной сферы на 18 разрядов. Такая система была удобна во времена высокой инфляции, так как позволяла оперативно индексировать зарплаты всем бюджетникам. Но у ЕТС имеются и отрицательные стороны. Мало того что это очень жесткая конструкция - если уж происходит повышение, то разом у всех вне зависимости от ситуации в каждой отдельно взятой отрасли. А потому каждая индексация требовала серьезных бюджетных расходов. Но главное, ЕТС не учитывает специфики профессий, приравнивая труд школьного учителя к работе врача районной поликлиники или циркового артиста. Формально с 2005 года в соответствии со 122-м законом единая сетка осталась действовать только на федеральном уровне. Регионам же было предложено придумать свои собственные системы. Однако "отвязаться" от единой сетки тогда так и не удалось: фактически большинство регионов, не утруждая себя разработкой дифференцированных схем оплаты, продолжали ориентировать на ЕТС и зарплаты бюджетников-регионалов. И вот правительство предпринимает очередную попытку. В нынешнем постановлении закреплены жесткие сроки - до 31 декабря 2008 года. Предлагается принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Главное, что новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций. Поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Зарплата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп планируется установить утверждаемый правительством базовый оклад. А все остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие. Закономерен вопрос: последует ли за пересмотром системы зарплаты ее обязательный рост? Это не самоцель, считают в минздравсоцразвития. Но, конечно, сама такая возможность логично следует из нового подхода к формированию заработков. Между тем в постановлении указано, что снижение уровня зарплаты невозможно. При таком раскладе выходит: чтобы поднять зарплату одним, придется сократить других. Для начала же в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования. Как пояснили "РГ" в минздравсоцразвития, суммы эти примерно одинаковы для всех федеральных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого. Теперь перед министерством Татьяны Голиковой стоит задача собрать предложения всех ведомств по базовым окладам, а также утвердить перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений - это опять не окончательный, а очередной шаг в реформе, которая пережила уже нескольких министров. Дальше настанет очередь окончательного перевода систем оплаты труда на новые рельсы и на региональном, и на муниципальном уровнях. Расчет на то, что регионы вслед за федералами должны будут вписаться в предложенный сценарий. |