Три сигнала о проблемахМори Стетнер Первоисточник: Мори Стетнер (Morey Stettner) - опытный специалист по вопросам межличностных коммуникаций. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского. Проблемы редко возникают в течение одного дня. Обычно кризисному взрыву предшествует постепенное накопление сигналов. Эти индикаторы могут варьироваться от едва воспринимаемых изменений в поведении людей до откровенно красных флажков, предупреждающих об утраченных заказах на продажи или о высокой текучести сотрудников. Сигналы нарастающих проблем могут быть самыми разными, но, как правило, они делятся на три категории:
Изменения в общении с людьмиЕсли вы проводите много времени с коллегами, начальниками и сотрудниками, то очень быстро привыкаете к их манере говорить и слушать. Вы даже научитесь заканчивать друг за друга начатые предложения, понимать жесты и использовать определенные сокращения — в повседневном общении все это часто очень удобно. Если вы замечаете, что тон или стиль ваших разговоров начинает изменяться к худшему, это может означать, что в чем-то затаилась проблема. Приведем некоторые примеры.
Подобные перемены в стиле общения сами по себе ничего не говорят о предстоящих трудностях. Но когда вы замечаете утрату товарищеского отношения или открытости у человека, ранее излучавшего искренность и доброжелательность, вполне возможно, это говорит о том, что что-то происходит не так. Вероятно, это не имеет ничего общего именно с вами и поэтому никак не повлияет на вашу работу. Тем не менее, мысленно отметив, когда и где такой человек начал общаться с вами по-другому, вы получаете информацию, свидетельствующую, что вам, может быть, следует повнимательней отнестись к некоторым вопросам. Нарушение привычных норм поведенияВы, возможно, порой сетуете на однообразие и из-за этого на предсказуемость некоторых действий в вашей повседневной рабочей жизни, но статус-кво приносит с собой определенную стабильность и предсказуемость. Скучные ритуалы в офисе, вроде выслушивания по понедельникам с утра разглагольствований ваших коллег о выступлениях их любимых спортивных команд, — это своего рода знак, что все остальное идет нормально. Когда вы впервые замечаете серьезные изменения в коммуникативном стиле коллеги по работе, запишите день, время и предложение, а то и два, о такой ситуации в своем дневнике. Продолжайте записывать свои наблюдения по мере того, как для этого появляется повод. Вы можете обнаружить, что, как правило, коммуникабельный, энергичный, веселый сотрудник общается с вами более сдержанно после еженедельных заседаний руководства, что, возможно, свидетельствует об угнетающем действии таких заседаний на этого человека. Изменение в привычных нормах поведения может означать появление повода для беспокойства. Например, обычно пунктуальный поставщик начинает отвечать на ваши обращения через несколько дней, а не через несколько часов, как ранее, а в прошлом надежный субподрядчик начинает заниматься вашими проблемами только тогда, когда предельный срок их выполнения истек. На моем семинаре один из участников, менеджер, рассказал, что он использовал первый час своего трудового дня (с 7.00 до 8.00 утра) для «предельной концентрации на работе». Это хорошо срабатывало до тех пор, пока его не начали беспокоить сотрудники, приходившие к нему пораньше, чтобы обсудить вопросы, связанные с работой. «Именно тогда у меня возникло чувство, что, возможно, у нас назревает какая-то проблема морального плана, — сказал он. — И действительно, через несколько месяцев мои утренние попытки сосредоточиться пошли насмарку, я узнал, что нашу компанию собирается поглотить другая структура и что это приведет к массовым увольнениям». Появление новых правилКогда в вашей организации новые правила вводятся в одностороннем порядке, это может означать, что где-то произошел сбой и ситуация нуждается в исправлении. Правда, никаких гарантий, что новые правила смогут решить проблему, нет. Когда ваш исполнительный директор объявляет о новых мерах контроля качества на степень соответствия заданным параметрам или агентство по надзору требует, чтобы ваша компания составляла более строгие финансовые отчеты, следует проанализировать, что привело к этому и что лежит за такими действиями. Что преследуют новые правила? Какая проблема могла бы возникнуть без введения таких правил? В какой мере эти правила на самом деле не допускают возникновения такой проблемы? Необходимость в новых правилах может вскрыть гораздо более серьезные недостатки в работе вашей организации. Поэтому более внимательно отнеситесь к появившимся правилам, чтобы понять, что за ними стоит. Резюме
|