Корпоративное управление и прозрачность предприятий в системе новой экономикиАНЖЕЛА КОТЛЯРОВА, начальник отдела отчётности предприятий департамента корпоративного управления МЭРТ Первоисточник: В информационную эпоху развития экономики большое значение как основной составляющей приобретает стратегическая обратная связь - информирование, коммуникация. Движение материальных ресурсов как в национальном, так и в международном масштабе все больше зависит от информации, на основе которой разные группы людей (инвесторы, кредиторы, клиенты, поставщики, служащие) принимают экономические решения. Достижение высоких темпов роста и конкурентоспособности российских компаний требует постоянной инвестиционной активности и доступа к альтернативным источникам финансирования. Вместе с тем одним из необходимых условий сколько-нибудь серьезного увеличения инвестиций в российские компании инвесторы, и прежде всего зарубежные, считают существенное улучшение корпоративного управления. По различным экспертным оценкам, только за счет улучшения корпоративного управления капитализация российских компаний может повыситься на 20-40%. Ключевым фактором выхода на новый уровень корпоративного управления является прозрачность бизнеса для инвесторов. Важнейшая задача на текущем этапе развития российской экономики - проведение реформ, способных обеспечить прозрачность экономических субъектов. Ключевую роль в этом процессе играет реформирование сферы корпоративной отчетности. При этом надо иметь в виду всю цепочку, включая: - подготовку и проверку отчетности ответственными службами компании, одобрение советом директоров и собранием акционеров; - проведение независимого аудита финансовой отчетности, публикацию информации и обработку ее аналитиками; - принятие решений инвесторами и заинтересованными пользователями. Инвесторам необходима уверенность в том, что информация, поступившая из компаний, является полной, точной и заслуживающей доверия. Руководство компаний, независимые советы директоров и независимые аудиторы должны исполнять обязанности по обеспечению наивысшего качества информации. Задача инвесторов и других заинтересованных сторон - осуществить качественный анализ поступающей к ним информации. Большая ответственность лежит на разработчиках стандартов и регулирующих органах, которые формируют инфраструктуру и определяют роль большинства участников цепочки корпоративной отчетности. Правительством Российской Федерации осуществляются меры, направленные на формирование полного перечня требований к компаниям, привлекающим инвестиционные ресурсы, в отношении их открытости. Для обеспечения гарантии качества финансовой информации о российских предприятиях, сопоставимости ее с информацией об иностранных аналогах, правительством осуществляется применение Международных стандартов финансовой отчетности. Независимым экспертом, подтверждающим должное следование стандартам, в целом ряде случаев должен выступать внешний аудитор. Ужесточаются требования по раскрытию информации государственным регулятором финансовых рынков. Кроме традиционной финансовой информации, все большее значение приобретает раскрытие нефинансовой информации, характеризующей потенциал и стратегию развития компании, в том числе в сфере корпоративного управления. Позитивным фактором является наличие в компании систем внутреннего контроля и управления рисками. Минэкономразвития РФ в сфере корпоративного управления использует комплексный подход, предусматривающий, с одной стороны, работу по совершенствованию (уточнению и дополнению) законодательства, непосредственно регулирующего деятельность компаний, и, с другой стороны, реализацию инициатив по модернизации самой системы государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность (в основном по упрощению, а также обновлению используемых технологий). Так, готовятся поправки в законодательство об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, товариществах, бухгалтерском учете и финансовой отчетности, оценке собственности компаний. Вместе с тем министерством разработаны поправки к закону о лицензировании, предусматривающие существенное сокращение лицензируемых видов деятельности, подготовлен и находится в Государственной думе законопроект о саморегулируемых организациях. Готовятся отраслевые (в области оценки собственности, аудиторской деятельности) законопроекты, предусматривающие формирование новой вертикали регулирования, состоящей из Правительства РФ, негосударственной регулирующей организации, и саморегулируемых профессиональных организаций. Большое значение имеет повышение роли саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. Наряду с императивными мерами государственного регулирования, направленными прежде всего на общественно значимые компании, необходимо развивать инструменты косвенного регулирования, в том числе методологическое и информационное содействие, стимулирование лучшей практики. Такая стратегия позволит совершенствовать корпоративное управление ценой меньших усилий и затрат для развивающихся предприятий и предприятий среднего бизнеса. В перспективе это облегчит для них выход на финансовый рынок и использование современных инструментов внешнего финансирования, присущих рыночной экономике. Минэкономразвития РФ проводит работу по методологическому содействию предприятиям в становлении внутренней системы сбора, контроля и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений: Экспертно-консультационным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития РФ разрабатываются методические рекомендации по управленческому учету. В соответствии с одной из ключевых концепций административной реформы о презумпции невмешательства государства в предпринимательскую деятельность Минэкономразвития РФ проводится работа, направленная на оптимизацию системы представления и устранение избыточных форм отчетности компаний. Предполагаются проведение исследования компонентов системы учета и отчетности предприятий и выработка предложений по упрощению требований к содержанию и порядку предоставления отчетности компаний в государственные органы. Большое значение имеет повышение роли саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. В будущем эффективная система регулирования не может быть обеспечена без серьезной ревизии форм участия общества и неправительственных организаций в общей системе регулирования, без формирования институтов общественного контроля и мониторинга. Для этого уже сегодня необходимы инициативы профессиональных и предпринимательских объединений по разработке стандартов, этических норм профессиональной и предпринимательской деятельности, организации обмена опытом, взаимодействия с государственными органами, зарубежными профессиональными организациями. Рынок ценных бумаг #19(274) 2004 |