Главная страница --> Статьи

МСФО: не страшно, но накладн .. | Оптимизация структуры компан .. | Зачем компании внутренний ау .. | Интервью академика Российско .. | Революция корпоративной теле .. |


Значение и преимущества комплексной оценки персонала


А.И. Паринова, бизнес-тренер, организационный консультант, директор ООО "Центр Развития Персонала", г. Санкт-ПетербургН.В. Боровикова, канд. пед. наук, доцент кафедры Организационная психология РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург
Первоисточник: Журнал "Справочник по управлению персоналом" Что такое ассессмент-центр и каковы основные этапы его подготовки и реализации?
Может ли HR-менеджер самостоятельно применять его элементы в своей практике?
Какую информацию можно получить в результате проведения ассессмент-центра и как ее использовать?

В статье авторы подробно рассказывают о методе комплексной оценки персонала с использованием системы взаимодополняющих методик. Метод получил название "ассессмент-центр".Анализируются такие составляющие метода, как создание системы оценки, направленной на выявление потенциала сотрудников; проверка качеств работника различными упражнениями, тестами; оценка наблюдаемого поведения испытуемых, при этом оценку дают несколько специалистов, а фазы "наблюдения" и "оценки" разносятся во времени для достижения большей объективности.
Метод позволяет осуществлять отбор кандидатов на работу в организацию, проводить оценку потребности в совершенствовании управленческих качеств руководящих работников, выявлять сотрудников для последующего продвижения, разрабатывать кадровую политику фирмы и осуществлять внутриорганизационный контроль.
В публикации рассказывается о таких основных методиках ассессмент-центра, как психодиагностическое тестирование, биографическое интервью, деловые, ролевые, организационно-управленческие игры.
При этом даются общие правила проведения оценочных процедур, предусматривающие описание порядка работы, и правила поведения во время тестов и упражнений. Дана типология критериев при оценке персонала, методика составления каталога требований, предъявляемых к должности.
Выделены основные подходы к формированию критериев оценки персонала.
При обработке первичных данных используется количественный подход, при котором производится сопоставление оценок, полученных испытуемым по каждому критерию оценки, и качественный подход, при котором описывается поведение испытуемого по оцениваемым критериям и формируется итоговый портрет, тот или иной подход может использоваться в зависимости от целей оценки.
После проведения ассессмент-центра полученные данные об испытуемых анализируются. Проведение объективных процедур дает возможность определить сильные и слабые стороны каждого участника и использовать эту информацию для определения карьеры и дальнейшего развития.
Участники программы ассессмент-центра имеют возможность выразить свои интересы, цели и ожидания; принимать решения о дальнейшей карьере и жизненных целях на основе более широкой информации.
Таким образом, этот метод имеет ряд преимуществ как для организации, так и для конкретных участников.

Организации периодически оценивают деятельность своих сотрудников, их навыки, личностные и профессиональные качества с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей в профессиональном развитии.
Если эти оценочные процедуры проводятся регулярно, то они положительно сказываются на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Кроме того, результаты оценки позволяют принимать обоснованные решения о вознаграждении, продвижении, увольнении и развитии сотрудников.
Мировая практика выработала четыре основные механизма оценки персонала:
  • оплата труда;

  • трудовая карьера;

  • аттестация;

  • индивидуальное соревнование.

  • На смену произвольным (субъективным) оценкам приходит более взвешенная и разносторонняя оценка работников по результатам собеседований и их рабочим документам.
    Б. Галамбо в книге "Искусство управлять" анализирует два возможных, дополняющих друг друга, подхода к оценке работников. В основе первого лежат задачи и требования научного управления производством: акцент делается на оценке кадров с помощью подробного описания служебных обязанностей. Это, по мнению администрации, позволяет объективно оценить результаты, достигнутые работником.
    В данном случае собеседование не является обязательным.
    Второй подход основан на концепции "человеческих отношений". По мнению Б. Галамбо, "счастливый человек - производительный работник". В этом случае собеседования играют решающую роль, так как позволяют лучше узнать работника, определить трудности, с которыми он сталкивается, и наметить пути их устранения.
    Однако не каждый руководитель способен успешно вести беседу, поэтому многие из них прибегают к помощи специалистов.

    Что такое ассессмент-центр?
    Крупные компании создают специальные программы оценки потенциала своих сотрудников с помощью метода, получившего название ассессмент-центра (от англ. assessment center - центр оценки) - это метод комплексной оценки персонала, основанный на использовании системы взаимодополняющих методик. Этой "комплексностью" он и отличается от двух других методов, названных выше.
    Центр оценки ориентирован на реальное рабочее поведение оцениваемых сотрудников и учитывает особенности требований к занимаемым ими должностям. Суть метода состоит в том, чтобы создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого работника, в которых проявлялись бы имеющиеся у него важные профессиональные качества. Степень их выраженности оценивается подготовленными специалистами.
    На основании этой оценки делаются заключения о пригодности человека к данной работе, о его готовности к продвижению по службе, о необходимости проведения индивидуальных психологических консультаций, психокоррекции или социально-психологического тренинга.
    Метод реализуется на практике поэтапно:
  • создается система оценки, направленная на выявление потенциала сотрудников;

  • проводится испытание работника, проверка его качеств различными упражнениями, тестами;

  • оценивается наблюдаемое поведение испытуемых, а не предположения о стоящих за ним причинах;

  • несколько специалистов дают оценку каждому участнику;

  • фазы "наблюдения" и "оценки" удалены друг от друга во времени для достижения большей объективности.

  • Ассессмент-центр позволяет осуществлять отбор кандидатов на работу в организацию, проводить оценку потребности в развитии и совершенствовании управленческих качеств руководящих работников. С его помощью можно выявить сотрудников для последующего продвижения, разработать кадровую политику фирмы и осуществлять внутриорганизационный контроль.

    Методики ассессмент-центра
    Для проведения ассессмент-центра используется несколько методик. Назовем основные:
  • психодиагностическое тестирование;

  • биографическое интервью;

  • деловые и ролевые игры;

  • организационно-управленческие игры.

  • Психодиагностическое тестирование - метод, позволяющий получить информацию о качествах, существенно влияющих на поведение человека в организации и обеспечивающих его профессиональную эффективность.
    С его помощью возможны описание и оценка актуального эмоционального состояния работника, механизмов адаптации, источников проблем в индивидуальной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Можно определить потенциальные возможности оцениваемого, соотнести результаты разных кандидатов между собой и с общими и групповыми нормами.
    Биографическое интервью - метод, при котором информация о профессиональных целях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личностных качествах исходит от самого оцениваемого. Это позволяет достигнуть максимальной объективности итоговой оценки. Биографическое интервью помогает оценить достижения и неудачи участника, прояснить реалистичность и профессиональную направленность его целей, ориентированность на профессиональный рост и продвижение по службе, круг общих интересов.
    Ситуации коллективной деятельности моделируют деловые и ролевые игры. В ходе их собирается информация о поведении человека в тех или иных ситуациях, об особенностях взаимодействия людей в группе при решении общей для них задачи. Оцениваются коммуникативные и организационные навыки участников, способности к аргументации своей точки зрения, системность, динамичность и гибкость мышления, креативность.
    Организационно-управленческие игры моделируют управленческие ситуации, позволяющие оценить наличие у сотрудников навыков выработки решений по стратегии развития компании и ее подразделений. Игра основывается на реальных проблемах данной организации, обсуждение которых важно в данный момент. Это дает возможность оценить управленческие способности кандидатов, а также предлагаемые ими конкретные программы действий.

    Общие правила проведения центра оценки
    Любые процедуры в центре оценки направлены на сбор максимально полной диагности ческой информации, сведений об актуальных возможностях испытуемого.
    В процессе оценки условия работы всех испытуемых должны быть уравнены. Необходимо снизить воздействие всех объективных факторов, которые могут повлиять на результат.
    Важно получить достоверную информацию о поведении испытуемого в обычной ситуации. Поэтому необходимо максимально снизить "эффект экспертизы", когда оцениваемый ведет себя не так, как вел бы в реальной жизни, а старается понравиться, угадать ожидания эксперта.
    Перед каждым тестом или упражнением должна быть дана очень точная и строгая инструкция, которая может включать в себя:
  • описание порядка работы (этапов упражнения, правил фиксации результатов, состава материалов, которые должны быть сданы в конце упражнения, и т.д.);

  • правила поведения во время проведения упражнения (временной регламент, перечень средств, которыми можно пользоваться, когда и как можно задавать вопросы, можно ли прерывать работу и т. д.).

  • Не рекомендуется прерывать работу испытуемых и просить их отвлечься на выполнение какой-либо иной процедуры (если это специально не предусмотрено для оценки определенных качеств).В процессе заполнения тестов целесообразно проводить наблюдения за тем, как работают участники испытания. Это дает возможность собрать дополнительную информацию о психологических и деловых качествах.

    Подготовка к реализации ассессмент-центра
    Подготовка проекта "Ассессмент-центр", как и любого другого, подразумевает проведение работы по определению целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, перспектив кадровых проектов и решений в конкретной организации.
    Анализ деятельности и формирование критериев оценки позволяют достичь более глубокого понимания особенностей деятельности оцениваемых сотрудников, специфики организационной культуры и схем взаимодействия, используемых в организации. После того как формируются критерии оценки и разрабатывается шкала наблюдения, предстоит проектирование программы центра оценки. Проектирование заключается в конструировании процедур оценки и завершается созданием организационного плана реализации программы, описанием требований и ограничений. Также необходимо провести обучение наблюдателей-оценщиков) навыкам наблюдения, подготовить их к работе в рамках центра оценки.
    После этих мероприятий происходит собственно реализация программы центра оценки, т. е. проведение запланированных процедур с целью сбора персональной кадровой информации. Анализ полученных данных включает подведение итогов, обобщение результатов, оформление итоговых материалов.
    Рассмотрим подготовительные этапы ассессмент-центра более подробно.

    Составление каталога требований
    Основным материалом для составления каталога требований, предъявляемых к той или иной должности, являются результаты интервью с менеджерами, имеющими достаточный опыт работы в организации.
    В качестве вспомогательной методической базы для проведения интервью используются различные стандартные описательные схемы. Одна из подобных схем приведена ниже.
    1. Функциональные требования:
  • управление и руководство;

  • коммуникация;

  • профессия.

  • 2. Квалификационные требования:
  • техники управления;

  • опыт руководства (опыт работы в должности, стаж работы руководителем, стаж работы в организации);

  • профессиональные знания (уровень профессиональной подготовки, продолжительность и качество обучения).

  • 3. Организационные требования.
    Определяется стиль руководства. Прежде всего он зависит от типа организации и от соответствующего данному типу способа включения индивидуума в организационную деятельность.
    Результаты оценки позволяют составить профиль требований, предъявляемых к конкретной должности.
    Профили, полученные для отдельных должностных позиций, сводятся затем в каталог требований.

    Формирование критериев оценки персонала
    На этом этапе выделяют несколько основных подходов к формированию критериев оценки:
  • по конечному результату (анализируются возможные результаты труда, ожидаемые от сотрудника на конкретном рабочем месте);

  • по идеальной модели личности (анализируется "психологический портрет" и изучаются черты успешного сотрудника);

  • через изучение требований должности (анализируется сама работа, либо изучаются регламентирующие ее нормативные документы, возможно применение различных методов профессиографии);

  • на основании экспертной оценки, которая дается компетентными сотрудниками.

  • Используются и другие подходы (например, игровое моделирование).
    В зависимости от специфики организации и условий труда сотрудников их деятельность может анализироваться по двум различным направлениям.
    Если организация создана недавно, то построить модель ее деятельности в целом и отдельных подразделений можно через проведение особой игротехнической процедуры. Данный вариант дает возможность проанализировать актуальное состояние организации и определить модель ее структуры, ориентированной в будущее.
    Если организация достаточно долго функционирует, сложились структура учреждения, основные типы деятельности, возникает задача их проанализировать, зафиксировать и, возможно, откорректировать.
    Провести подобную работу можно, используя процедуры, сложившиеся в рамках подхода "анализ деятельности", который осуществляется в два этапа:
  • обучение экспертов, т. е. тех сотрудников, которые привлекаются в качестве исследователей при анализе деятельности;

  • собственно анализ деятельности.

  • Для этого может быть использована карта наблюдения. Пример карты наблюдения, разработанной для оценки должностной позиции управляющего филиалом финской компании, приведен в Приложении.

    Обработка первичных данных
    В типовых программах центра оценки используется большое количество различных процедур, дающих подчас разноплановую информацию. Можно выделить два основных подхода к обработке первичных данных и получению на их основании кадровой информации - качественный и количественный.
    Количественный подход, при котором производится сопоставление оценок, полученных испытуемым по каждому критерию оценки. Для этого все результаты отдельных процедур переводятся в единую, т. е. общую для всех методов балльную шкалу.
    Качественный подход, при котором описывается поведение испытуемого по оцениваемым критериям и формируется итоговый портрет.
    Тот или иной подход может использоваться в зависимости от целей оценки и форм представления результатов.
    Для достижения высокой точности результатов центра оценки необходима серьезная подготовительная методическая работа, которая должна включать в себя:
  • ознакомление экспертов с результатами использования каждой процедуры в диагностических целях;

  • сопоставление результатов применения процедуры с результатами ранее апробированных методик, проверка диагностичности при оценке конкретных критериев;

  • выделение и баллирование индикаторов, создание методики и использование процедуры в рамках центра оценки.


  • Анализ полученной информации
    После проведения программ центра оценки данные об испытуемых, полученные в ходе проведения процедур, должны быть проанализированы, сопоставлены и скомпонованы.
    Можно выделить несколько этапов обработки информации:
    1. Первичная обработка результатов тестов, специализированных и групповых упражнений.
    2. Перевод полученных результатов в индикаторы по критериям оценки.
    3. Оценивание и перевод индикаторов в балльные оценки по критериям.
    4. Сопоставление балльных оценок, полученных по одному критерию в разных процедурах, формулирование итоговой балльной оценки и подготовка индивидуальных таблиц оценок.
    5. Содержательное описание уровня развития личностно-деловых качеств испытуемого, формирование общего заключения и рекомендации по дальнейшему использованию и развитию.
    6. Подготовка обобщенных материалов по группе оцениваемых ранжированных списков, карт распределения персонала.
    Отчет может быть подготовлен по следующей схеме:
    1. Методы, используемые в ходе проведения оценки:
  • Описание методики исследования личности Р. Кетелла.

  • Анализ критериев оценки согласно предъявляемым к должности требованиям.

  • Карта наблюдения поведенческих признаков.

  • 2. Социально-психологические особенности личности:
  • коммуникативные свойства;

  • эмоциональные характеристики личности;

  • интеллектуальные характеристики личности;

  • уровень самооценки;

  • профиль личности.

  • 3. Анализ включенного наблюдения (ролевые игры):
  • отношение к процедуре обследования;

  • эмоциональная и мотивационная сферы;

  • система ценностей;

  • коммуникативные навыки и стили общения;

  • профессионально важные и лидерские качества;

  • стратегии решения профессиональных задач и проблем;

  • сильные и слабые стороны в данном бизнесе.

  • Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является индивидуальной задачей, решить которую может только руководство самой организации, возможно, с помощью профессиональных консультантов.
    Так же как и система компенсаций, система оценки персонала должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, характеристики занятой в ней рабочей силы.
    В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки. Для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы.
    При выборе системы оценивания деятельности сотрудников необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планированию карьеры, профессиональному обучению, чтобы добиться синергетического эффекта и избежать конфликтов и противоречий.
    Преимуществ ассессмент-центра несколько:
  • валидная оценка индивидуального потенциала, не подверженная влиянию условий работы, оценок и склонностей руководства компании;

  • объективные процедуры, оценивающие всех участников по релевантным качествам или способностям с использованием эквивалентного стандарта;

  • возможность узнать индивидуальную мотивацию (потребности, ожидания, цели, интересы), используя стандартные процедуры вне привычного рабочего окружения;

  • возможность определить специфические сильные и слабые стороны каждого участника и использовать эту информацию для определения карьеры и развития;

  • формирование группы резерва людей с высоким управленческим потенциалом, которые после соответствующей подготовки могли бы занять управленческие должности с высокой вероятностью успеха.

  • Использование данного метода оценки имеет определенные преимущества и для участников:
  • равные возможности для демонстрации своего потенциала независимо от нынешних рабочих обязанностей и результатов труда;

  • лучшее понимание того, что делает менеджер и какие качества ему необходимы;

  • возможность выразить свои интересы, цели и ожидания в отношении карьеры в условиях, специально созданных для эффективного использования информации;

  • возможность узнать через обратную связь о своих сильных и слабых сторонах и общем потенциале для целей саморазвития;

  • возможность принимать решения о своих личных планах в области карьеры и жизненных целях на основе более обширной информации.


  • Приложение
    Карта наблюдения
    Описание оценочной шалы
    5 - проявляется всегда
    4 - проявляется в большинстве случаев
    3 - проявляется в половине ситуаций
    2 - проявляется редко
    1 - не проявляется
    Должностная позиция________________Представитель крупной финской компании в Санкт-Петербурге
    Ф.И.О оцениваемого кандидата _______________________________________________________________



    Журнал "Справочник по управлению персоналом", номер 6-2004


    Похожие по содержанию материалы:
    Анализ ликвидности и финансовой устойчивости российских предприятий: шаг в сторону снятия неопределе ..
    Принципиальный подход к определению причин ухудшения финансового состояния предприятия (организациии ..
    О текущей кредитно-денежной политике Рассказывает академик, вице-президентом РАН, член Совета по кон ..
    Банк Кипра вступил в АРБ ..
    МСФО: не страшно, но накладно ..
    Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности ..
    Зачем компании внутренний аудит? ..
    Интервью академика Российской академии наук Абела Аганбегяна агентству ПРАЙМ-ТАСС ..
    Революция корпоративной телефонии: Россия снова в хвосте ..
    Учимся продавать с помощью писем ..
    Леонид Шнейдман: российские правила бухучета останутся российскими ..
    Эти деньги - на 'чёрный день' Как потратить миллиарды из стабилизационного фонда? ..
    Способы удержания профессионалов в компании (На примере предприятия меховой отрасли) ..


    Похожие документы из сходных разделов


    Прошла аттестация. Что дальше?


    Первоисточник: Журнал "Кадровое дело"

    Итоги проведения аттестации сотрудников могут подсказать руководителю самые разные решения, от повышения по службе до увольнения за несоответствие занимаемой должности. Поощрение, конечно, не несет негативных последствий для подчиненного, чего не скажешь о понижении в должности и .. читать далее


    Как преодолеть сопротивление аттестации?

    И.О. Федорова,руководитель службы персонала компании "Кенгуру", г. Москва
    Первоисточник: Журнал "Справочник по управлению персоналом" Можно ли превратить аттестацию в эффективный механизм
    непрерывного развития сотрудников и повышения их мотивации?
    Как организовать работу с "проблемным" персоналом?

    ..
    читать далее
    Правила диагностики рабочих мест


    Первоисточник: Журнал "Справочник по управлению персоналом" (журнал Harvard Business Review, февраль 2002)
    Palmer Morrel-Samuels, President of Employee Motivation and Performance Assesment , University of Michigan Business School, USA



    Многие компании исследуют рабочие места с цел ..
    читать далее