Чтобы продажи росли. Интерьвью с коммерческим директором компании Еpicor ScalaБеседу провела Светлана Сергеева Первоисточник: Интерьвью с коммерческим директором компании Еpicor Scala Деймон О'Нилл (DamonO'Neilty— коммерческий директор компании EpicorScalaв России и странах СНГ. До этого он был коммерческим директором ScalaBusinessSolutionsPolska, а еще раньше занимал должность вице-президента по развитию бизнеса в компании Baptie&CompanyInternationalMarketingSolutions. Грамотный подбор персонала для коммерческой службы служит залогом успешных продаж компании. На что нужно обращать внимание при формировании коммерческой службы, какими навыками должны обладать сотрудники этого подразделения? Надеемся, что мнение коммерческого директора компании EpicorScalaбудет вам интересно. ЖУК Деймон, слияние двух крупных компаний — Scala и Epicor — привело к изменению структуры управления. Какан модель была принята и почему? Д. П.: Компании очень разные. Scala— это шведская фирма, Epicor— американская. Если и Seala и изначально использовался клиентоориентированный подход, то сейчас, при слиянии компаний, этот подход расширяется: он фокусируется главным образом на клиентском бизнесе, на отделе продаж, на развитии и улучшении услуг, поддержке клиентов. Раньше в компании Scalaкаждый регион писал отчеты своему вице-президенту, управляющему директору, который в свою очередь тоже кому-то рапортовал, так что через какой-то промежуток времени инфор- мация доходила до самого президента. А сейчас выстроена линейная вертикальная структура: каждым отдел отчитыпает-ся непосредственно перед директором, поэтому все происходит намного быстрее. Проще говоря, горизонтальная структура заменилась вертикальной. Изменения начались сразу же после того, как официально было объявлено слияние — 14 июня 2004 г. Мы приняли американский стиль, так как он подразумевает более оперативную работу. Поскольку компания Epicorне вела такую обширную работу с Европой и с Россией, как Scala, мы удачно разделили сферы влияния. Теперь предстоит делиться опытом, но это будет происходить постепенно, мягко. ЖУК А что происходило с персоналом при слиянии? Д. Н.: Мы опять же действуем в рамках американского подхода: выясняем на сколько силен менеджер в данной позиции. Здесь учитываются именно личные качества человека, вклад, который он внес в развитие компании. Если оба руководителя остаются на своих местах, они делят полномочия: к примеру, предлагаются два проекта по развитию двух продуктов, двух направлений. Если принимается решение о том, что руководящую должность будет занимать один человек, вакансию займет тот, кто сильнее. ЖУК На какие характеристики, на какие ключевые факторы обращалось внимание при формировании команды отдела продаж? Д. Н.: Обычно менеджеры по продажам — весьма эмоциональные люди, достаточно яркие лидеры. С ними необходимо договориться, определить их самые сильные качества и создать профессиональную команду, члены которой не бу-дут мешать друг другу, а наоборот, помо-гут в случае надобности. Достигается так называемый мультипликационный эффект. И так как процесс продажи нашего продукта занимает 6-12 мес. от первого контакта до заключения сделки, необходимо учитывать все, что происходит с этой группой за столь длительный пери-од: направлять ее, что-то рекомендовать, сплачивать команду. Шесть месяцев — все-таки большое испытание. ЖУК Существует ли в компании какаято особенная методика формирования команды? Д. Н.: Специальной методологии нет. Мы используем интервью при рекрутинге, об-щение с человеком. Видим, как он себя ве-дет, оцениваем с этой точки зрения. По-скольку наш продукт неосязаемый — его 1 нельзя ни потрогать, ни увидеть, — специалист должен иметь опыт работы в IТ-сфе-ре, связанной с выпуском аналогичных продуктов либо оказанием схожих услуг. Необходимо, чтобы человек знал техноло-гии, бизнес-процессы, потому что при об-щении с потенциальными заказчиками придется не только описывать наш про-дукт, по и понимать, что говорит клиент, какие у пего потребности. Для этого чрез-вычайно важно высшее образование; очень ценится опыт в областях производства, логистики, управления финансами. Если говорить о продажах, мы достаточно уверены в своем продукте, у нас очень много клиентов. Соответственно, нам нужны продавцы, которые умеют грамотно рассказать о преимуществах продукта и контролировать сам процесс продаж. ЖУК В IТ-индустрии не так много хороших специалистов с широким уровнем знаний, да и те в основном заняты. Есть ли у Вас своя служба персонала, которая занимается поиском и отбором кандидатов? Д. Н.: Мы не ставим жестких условий насчет того, что человек должен иметь опыт работы в области IT. Но он должен понимать концепцию и иметь опыт продаж каких-либо услуг. Здесь требуется особое умение: услуги, в отличие от товаров, «не потрогаешь». Если менеджер имел опыт успешных продаж, его достаточно легко обучить продавать корпоративные информационные системы. Людей мы ищем самыми разными способами: даем объявления в газетах, журналах, в Интернете, сообщаем о вакансиях во время проведения различных акций, используем рекрутинговые агентства. ЖУК А что, по-Вашему, важнее: образование или опыт? Д. Н.: Конечно, важно и то и другое. Образование дает необходимый фундамент. В Америке хорошее образование предполагает изучение философии, социологии, географии, чтобы человек понял, как правильно вести бизнес. Когда продавец-профессионал общается с людьми, ему важно не только знать, какой продукт нужен клиенту, но и попять, что вообще важно для него в жизни. Разумеется, поскольку мы работаем с разными странами, важно и знание местных особенностей. Инструменты руко- водства, которыми мы пользуемся, вызывают в одной стране один эффект, а в другой —другой. Соответственно, менеджеры обмениваются опытом, ищут компромиссные решения, потому что у каждого свое видение ситуации, особенно если у них разные национальности, образование, воспитание. За счет этого потенциал развития компании больше: всегда есть несколько вариантов работы. ЖУК I Если взять рынок IT, каковы особенности подбора персонала в России? Д. Н.: Бизнес и бизнес-процессы в России отличаются от западных: они сложнее. Уровень овладения компьютерными технологиями не всегда позволяет быстро, просто и доступно объяснять какие-то вещи. Поэтому продавец прежде всего должен позаботиться о том, чтобы ему доверяли. Когда идет предпродажная подготовка — переговоры, презентации, — продавец показывает продукт на своем ноутбуке, и клиент должен верить как продавцу, так и компании в целом. Человек, демонстрирующий возможности продукта, должен быть очень уверенным, хорошо знать продукт. Иногда клиент вообще не понимает, о чем речь, и приходится несколько раз растолковывать ему одно и то же. Так что продавцу, кроме всего прочего, необходимо терпение: требуется много времени для того, чтобы обсудить все детали, выслушать клиента, рассказать ему о продукте и наладить обратную связь. ЖУК Предусмотрено ли в компании дополнительное образование для людей, пришедших к вам на работу? Есть ли какая-то программа адаптации сотрудников на новом месте? Компания EpicorScala— результат слияния двух наиболее активных игроков на рынке программного обеспечения интегрированных систем планирования корпоративных ресурсов (ERP). управления взаимоотношениями с заказчиками (СRМ) и управления цепочками поставок (SCM) дня предприятии среднего размера во всем мире -компании ScalaBusinessSolutionsи EpicorSoftwareCorporation. Сегодня в EpicorScalaработают 1500 сотрудников. Д. Н.: Естественно, когда человек к нам приходит, мы ему оказываем помощь по полной программе, делаем все возможное, чтобы он комфортно себя чувствовал. Ему читают двух-трехнедельный курс по продукту, рассказывают, какие- существуют ключевые бизнес-процессы и как их реализовать, каковы основные этапы продаж. У нас есть буклеты; кроме того, специалисты фирмы делятся с новичками своим опытом. Человека обязательно предупреждают, что, так как мы американская компания, у нас достаточно серьезное отношение к тому, чтобы выполнялись все квоты и были соблюдены все условия контракта. Обучающиеся менеджеры по продажам проводят презентации для коммерческого отдела, для других сотрудников: тренируются, показывают, что у них получается, и люди отмечают: здесь ты не сделал акцепт на том-то, здесь не учел того-то... Мы понимаем, что необходимо поощрять людей, воспитывать в них индивидуальность, инициативность. Когда менеджер наставляет новичков, он говорит им: «Будьте лучше меня». Тогда у человека есть стимул работать: он видит, что его ценят, дают ему свободу и, соответственно, добивается хороших результатов. ЖУК У вас есть свой тренинг-центр? Д. Н.: Да, у нас есть академия Scаlaи целый штат консультантов. Но их работа заключается в обучении клиентов. Когда люди покупают продукт, наши консультанты читают им курс по его использованию. Занятия проводятся в Академии народного хозяйства. Иногда на таких лекциях присутствуют и продавцы-новички. ЖУК Существует ли проблема текучести кадров в российском представительстве? Д. Н.: С проблемой текучести мы, по счастью, не сталкивались. Когда к нам приходит кандидат на вакансию, он уже в процессе собеседования показывает презентации, мы достаточно подробно рассказываем о продукции — и человек сразу понимает, интересно ему сотрудни- чество с нами или нет. Если он приходит на работу, то ему приходится вкладывать в нее слишком много сил, чтобы потом легко уйти. ЖУК Какие проблемы Вы считаете глобальными для IT-отрасли, в частности для коммерческих отделов компаний? Д. Н.: С точки зрения управления основная проблема — найти хороших людей, профессионалов. Состояние рынка (акта- вен он или пассивен в настоящее время) не так важно, потому что у нас есть хороший продукт, которым мы по праву гордимся: он имеет спрос и заслужил хорошие отклики у наших клиентов. Но уметь продать его — непростая работа: тут требуются и терпение, и выдержка, и понима ние, и много других качеств. Нам важно найти людей, которые соответствовали б этим требованиям, и удержать их, потом; что как только человек становится успеш ным, «спрос» на него повышается, появля ются альтернативные возможности. ЖУК 09(40) 2004 |