Как влюбить сотрудника в работу
Сотрудник отдела маркетинга одной известной в Петербурге компании как-то пожаловался: "Сидят мои девчонки целыми днями в "асе", получают свои 200$ и ничего им от работы больше не надо..." На мой вопрос, что можно было бы, по его мнению, изменить, он ответил так: "Думаю, что руководитель должен быть сам заинтересованным и радостным человеком, этому научиться негде. Т.е. навыкам можно, а изнутри чувствуешь - неправда, он так не чувствует. И это лицемерие развращает людей, нет искренности. Терпеть не могу этих руководителей из больших компаний с их прогнозируемыми целями: все искусственно, все неправда, все ложь. Зачастую все это "руководство" - это попытка самоутвердиться за чужой счет, на чужих костях, скрыть свое внутреннее шатание и брожение в уме и душе, свою неуверенность и страхи. И цели чужие - а зачем стараться-то? на чужие цели что ли горбатиться, на счастье чужого дяди? А девчонки-то работают, и хорошо работают, только на свои какие-то цели, - на то, что им интереснее…" Интерес к работе Интерес к работе как частный случай познавательного интереса базируется на потребности в новых впечатлениях, новой информации. Это эмоционально-познавательное отношение к деятельности. Интерес вырастает из потребности знать, ориентироваться в окружающем мире, и побуждает личность к активности. Переживание состояния интереса можно разбить на 4 стадии:
Для того, чтобы завладеть вниманием подчиненных, направить его на решение Ваших (не их) насущных проблем, зародить к выполняемой ими работе настолько мощный интерес, что они сами хотели бы участвовать в осуществлении Ваших идей, в рабочее и нерабочее (что приятнее) время, требуется нечто большее, чем формальное обустройство организации "по правилам". Если подчиненный не чувствует в руководителе личной компоненты, харизмы, необъяснимого логикой "горения", то и поведение его будет выстраиваться на формальной основе, Вами же заложенной. И зазвучит в ответ на распоряжение шефа старинное "Мой рабочий день до 18.00" или убийственное "А у меня обед!" Потрудитесь и создайте интригу, - нечто, делающее обычную работу сверхпривлекательной. Основное свойство сверхпривлекательности предмета (деятельности, события) - это занимательность (игровой процесс, наглядность, образность). Это всё то, что усиливает положительные эмоции, взывает к детскому во взрослом человеке. У детей 4-6 лет есть увлекательнейшая игра: мена. В ответ на просьбу дать приятелю желаемое нечто, ребенок, "как большой", спрашивает: "А ты мне что???" Как правило, не имеет большого значения ценность получаемого взамен. Важнее - принцип, справедливость. Интерес от самого факта получения нового предмета взамен старого оправдывает любые нестыковки реальных стоимостей, а принцип справедливости обосновывает сделку априори, ведь самое главное в игре - получаемое в результате удовольствие. Интерес от игры в мену перерастает в удовольствие обладания новым предметом, и вот уже ребенок с видом успешного и хитроумного дельца несется домой, упиваясь счастьем, рассказывать о своей невероятной удаче. Прибыль от такой немонетарной мотивации значительная: здесь и радость общения, и наведение мостов и укрепление контактов со сверстниками. Удовольствие от процесса игры перерастает в прибыли будущих удовольствий, из которых едва ли не главное - ощущение себя личностью, с интересами которой считаются. И у сотрудника есть свои игрушки: он обогащен личным временем, силами и умениями, и если Вы хотите, чтобы он расстался с ними в Вашу пользу, необходимо найти способ удовлетворения его потребностей или активизировать ту, которая выгодна вам. Вот коды этой игры: Код первый. Код второй. Код третий. Мягкое воспитание Если у человека уже есть собственные осознанные желания, он не желает играть в детские игры, и его интересы входят в противоречие с корпоративными, нужно использовать принуждение. Увы, одного убеждения недостаточно, какими бы благими ни были Ваши цели, и сколько бы сил не тратилось на предупреждение противоречий. Бизнес жесткая вещь, и тех, кто не разделяет всеобщую веру и рубят сук, на котором сидят, можно просто отлучить от кормушки. Это малоприятное для обеих сторон средство, и руководитель теряет массу энергии при его реализации: все-таки легче чувствовать себя "великодушным благодетелем", "любимцем своего народа" чем "бессердечным тираном", "тоталитарным фюрером", "исчадием зла". Поэтому, чтобы избежать репрессий и прочих непопулярных мер, нужно уделить огромное внимание объективным закономерностям развития компании в момент разработки корпоративных стандартов и норм. А уже принятые правила игры должны непрестанно популяризироваться, рекламироваться, вводиться в сознание как неотъемлемый элемент картины мира Вашей фирмы. Резюмируя - максимум внимания к подводным течениям в недрах своего народа в момент подготовки Закона, и максимум чёткости и непреклонности в момент его внедрения и реализации. Одним словом, "гни свою линию" воспитания масс. Ну и как её гнуть, интересно? - Через мягкое воспитание или жесткое насаждение (по вкусу) выгодной Вам Организационной Культуры: - Литература (эпос, мифология) и кино, архитектура и дизайн, внутрикорпоративные праздники и ритуалы - вся эта "обёртка" фирмы оказывает ненавязчивое, незаметное, но мощное влияние на сознание персонала. - Внутрикорпоративная "пресса". Любые виды публикаций: приказы, должностные инструкции, доступные для общего пользования описания структуры организации и бизнес-процессов, новости компании на корпоративном сайте, доски соревнований - всё то, что является напоминанием о правилах жизни в организации и возможных путях развития отдельной личности в рамках компании. - Возвышение авторитета "конституции" фирмы через идеологическое подкрепление, "освящение" её миссии (не зря она пишется высокопарным языком). Это достигается через проведение корпоративных референдумов, ритуальных выборов, голосований и обсуждений, - не только и не столько для того, чтобы привлечь сотрудников к решению конкретных вопросов, но и затем, чтобы повысить лояльность через создания чувства причастности к мистерии создания Закона, по которому предстоит жить. Создание закона Первобытное общество - племя, где все работоспособные трудятся, а нетрудоспособные (старики, дети, калеки) занимаются искусством, воспитанием детей и т.д. Работает древний принцип: от каждого - по способностям, каждому по (скромным) потребностям. Племя накладывает обязанности и дарует защиту и блага. Некоторые организации и сейчас представляют собой своего рода племя, некую родовую общину. Корпоративная культура такого племени подразумевает наличие архаической философии, первобытного мировоззрения. Компания (племя) - одно целое, одна семья. Её окружают конкуренты (враждебные племена), от которых надо защищаться или вступать в борьбу за новые пространства. И фирма, и её соперники обычные люди, которые находятся под властью высших сил: правительство (боги, посылающие проверки, испытания, искушения, а временами - чудеса) и объективные экономические законы, - та загадочная и непредсказуемая стихия, которая не дает расслабиться и заставляет себя уважать Современный мир отличает от мира первобытного способ организации отношений: цивилизованными людьми мы считаем уже представителей тех культур, в которых есть письменность. Можно письменно зафиксировать отношения в виде законов, договоров, контрактов и "забыть" о них, в ходу не долговременная, а оперативная память. Чтобы можно было на нее рассчитывать, чтобы организация функционировала без сбоев, и существует бюрократическая система. Когда внутри фирмы возникает проблема, отвлекающая сотрудников от решения актуальных задач, связанных с внешней политикой фирмы (что и составляет смысл бизнеса - взаимодействие одного племени с другим, а не внутренние разборки), это сигнал о том, что не обустроен, зыбок ее фундамент, не оформлены законы, позволяющие бизнес-процессам протекать должным образом. Если представить себе организацию в виде колеса, то бюрократическая система является осью, вокруг которой всё вертится, без которой оно развалится на отдельные элементы. От этой "конституции", основного закона, идеи, миссии фирмы идут спицы - стандарты и должностные инструкции, составляющие основу делового мировоззрения каждого конкретного лица. Таким образом, у человека, включенного в эту структуру, появляется собственный базис, позволяющий ему иметь твердую почву под ногами и быть уверенным в координатах своего уникального места в компании. "Законодательно" утвержденное внутрикорпоративное мировоззрение сотрудника позволяет ему не задумываться о том, как ему надлежит реагировать на внезапно возникающие обстоятельства, у сотрудника освобождаются руки (читай: мозги) и он начинает действовать более эффективно. Можно легко создавать основу для формирования необходимых для свободной деятельности стереотипов делового поведения. Этой цели и служат внутрифирменные стандарты. Люди, как и все остальные живые существа, довольно быстро адаптируются к условиям существования. Задача руководителя - прояснить сотруднику эти условия. Испокон веков люди имеют склонность быть приверженными к религии, именно она задает ориентиры, помогающие верующему быстрее адаптироваться к гнетущей неопределенности непознанного мира, объясняет его через определенную философскую систему и дает вектор развития через систему заповедей. "Что наверху, то и внизу", и мы можем рассматривать любую организацию не как часть большого целого, а как некую малую вселенную. В ней есть некоторые Боги (создатели) и их Жрецы, проводники Высшей воли (руководители фирмы). У последних могут быть Наместники (для отдаленных от центра подразделений, отделов и т.п.). Во все времена цари-жрецы объясняли пастве мир на доступном ей языке, и выполняли эту работу не единожды, а непрерывно, на протяжении всего срока действия полномочий. А для увеличения "высшего" влияния на сознание подданных царь-жрец использовал дополнительный инструмент: систему контроля за соблюдением объявленных, хорошо понятных и воспринятых умом и сердцем законов. Роли, которые миллионы раз за тысячи лет отыгрывались представителями высших эшелонов власти многих государств, и сейчас, осознанно или бессознательно, проигрываются всеми, кто несет на себе бремя власти, вкушает ее сладость и несет за нее ответственность. При чем "дается" этот спектакль во всех сообществах людей - и на уровне государства, и на уровне любой, транснациональной или самой безвестной, фирмы, и на уровне семьи. Эти роли стары, как мир, и действенны, как законы природы. И не имеет значения, замечаете Вы это или нет, - как известно, незнание Закона не избавляет от ответственности. Важен только выбор наиболее эффективной роли: от режиссера постановки требуется лишь, памятуя, чем заканчивается тот или иной сюжет, вовремя внести разумные коррективы, меняя "неудачный" миф на более приемлемый, заменяя трагические развязки на "Happy-end". Народ любит своего царя, если он справедлив, и это значит, что помимо ролей Проводника высшей воли, Контролёра, Верховного Арбитра должна использоваться роль Благодетеля (при необходимости оборачивающаяся своей другой стороной, Карателем). В арсенале руководителя есть эти основные средства управления волей других людей, если он: |