Запрет на рекламные расходыВ современных условиях успешное развитие бизнеса без рекламы просто невозможно. А потому бухгалтерам довольно часто приходится иметь дело с учетом одноименных расходов. Однако, как оказалось, весь их труд может враз стать напрасной тратой времени. Причина такого поворота событий кроется отнюдь не в трактовках Налогового кодекса. Все дело в рекламном законодательстве, за соблюдением которого следит Федеральная антимонопольная служба. Некая фирма разработала дорогостоящий рекламный проект, частью которого являлся видеоролик с участием музыкантов из рок-группы. Вроде на первый взгляд ничего не предвещало провала. Однако после недолговременного проката по телевидению клип попал под строгий взор антимонопольной службы. Оказалось, что ее представителей насторожил сюжет: ночью, на крыше новостройки, артисты исполняют популярный хит. В результате ролик запретили как незаконный, так как он якобы призывал совершать противоправные действия. Чиновников возмутило, что музыканты в рекламе устраивают ночью на крыше жилого дома концерт и беспокоят жителей, мешая им спать, что приравнивается к мелкому хулиганству и нарушению общественного порядка (п. 1. ст. 20.1 КоАп). И это, к сожалению не единственный пример, когда средства, которые фирма тратит на разработку и распространение маркетинговых инструментов, как говорится, «вылетают в трубу». Преступление и наказаниеАнтимонопольная служба, можно сказать, «смотрит в оба» и неустанно следит за качеством рекламной продукции. Чиновники просматривают плакаты вдоль шоссе, телеканалы, изучают печатные СМИ. Цель работы – выявить недобросовестную рекламу. Дело против «нечистоплотной» фирмы ФАС может возбудить как по собственной инициативе, так и при обращении госорганов, нередко – по заявлению конкурентов. Пожаловаться вправе и любой гражданин. Например, в случае, когда фирма разместила рекламный плакат откровенного содержания и признаки нарушения, так сказать, налицо. В борьбе с «неправильной» рекламой антимонопольщики используют: – социологические опросы граждан; – заключение филологов и психологов о смысле слогана; – вердикты лабораторий, в которых исследуется рекламируемая продукция. Если компания задумала ролик, используя сопоставление с конкурентной продукцией (например, указала, что ту, другую, необходимо выбросить), тогда ей следует быть готовой к признанию такого клипа недобросовестным. В случае когда компания-конкурент еще и понесла убытки от такой антирекламы, она имеет полное право возместить потери, полученные из-за упущенной выгоды (п. 2 ст. 38 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Кроме того, пострадавшая фирма может потребовать возмещения репутационного вреда. Суд может принудить нарушителя за свой счет опубликовать контррекламу (опровержение), определив при этом форму подачи такой информации, место и сроки. Эксперты также непременно установят, имеют ли место бранные слова, ведь вето наложено и на нецензурные выражения. Аналогичная ситуация и со сведениями, используемыми в рекламе, которые не соответствуют действительности. Итак, получив «жалобное» письмо, антимонопольная служба рассматривает «рекламное» дело, выносит соответствующие решение и сообщает о нем компании, рекламирующей свой товар (п. 27 постановления правительства от 17 августа 2006 г. № 508). В случае выявления тех или иных нарушений ФАС непременно обяжет фирму прекратить распространение недобросовестной рекламы. Компания должна выполнить это требование в течение пяти дней (п. 4 ст. 36 Закона № 38-ФЗ). Кроме вышеуказанного запрета, служба может наказать и штрафом, размеры которого колеблются от 400 до 5000 МРОТ (ст. 14.3 КоАП). Будем спорить?Чиновники отмечают, что 80 процентов решений антимонопольщиков исполняются организациями безо всяких споров. Неудивительно, ведь бороться с таким авторитетом в суде довольно сложно. Однако некоторые смельчаки все же решаются оспорить заключение ФАС. Делается это путем направления арбитрам заявления в течение трех месяцев со дня наложения запрета на рекламу (п. 1 ст. 37 Закона № 38-ФЗ). Эксперты журнала «Расчет» отмечают, что решение антимонопольной службы продолжает действовать и в условиях судебного разбирательства. В этой области тоже есть своя статистика: 95 процентов дел выигрывает ФАС – у нее самый высокий показатель побед среди всех органов исполнительной власти. Компаниям следует запастись вескими аргументами в свою защиту, иначе потраченные на рекламный проект деньги окажутся выброшенными на ветер. |