Главная страница --> Статьи

Комментарий АССА по проекту .. | Единые стандарты. США и Евро .. | Учет операций в иностранной .. | Налоговиков уценили Федераль .. | Голубая кровь течет в каждом .. |


ГОСТ Р 6.30-2003. Следовать ли его рекомендациям?


С.А. РУМЯНЦЕВА,
старший преподаватель Центра компьютерного обучения при МГТУ им. Н.Э. Баумана
Первоисточник: Журнал "Справочник секретаря и офис-менеджера"

Оформление документов – одна из основных задач, которую решают секретари всех организаций. Каждый профессиональный секретарь должен внимательно изучить нормативные акты, устанавливающие правила оформления управленческой документации, в частности ГОСТ Р 6.30-2003. Требования настоящего стандарта являются рекомендательными, т. е. осуществляемыми на основе принципов добровольного применения.
Руководители многих негосударственных организаций (коммерческих структур) убеждены, что требования к оформлению документов “действовали только в советские времена” или “распространяются только на госструктуры, а мы – частная компания и применять их не обязаны”. Что делать в этой ситуации секретарю?



Действительно, в процессе работы у вас, секретарей, возникает закономерный вопрос: насколько целесообразно следование рекомендациям ГОСТа, в какой степени им следовать и как обосновать перед руководителем эту целесообразность? Рассмотрим данную проблему на примерах.

Необходимость проставления реквизитов – иллюзия или реальность?

Допустим, ваша организация получила такое письмо.


Примет ли руководитель организации это предложение? Вероятнее всего, сочтет его не имеющим юридической силы, поскольку:

  • серьезная организация высылает письма-предложения на бланке, который позволяет установить, что компания является официально зарегистрированным юридическим лицом, ведет хозяйственную деятельность и имеет свой офис;
  • письмо должно подписывать лицо, в чью компетенцию входит решение данного вопроса, т. е. полномочное принимать решения, из письма же не ясно, кто его подписал;
  • неизвестно, действует ли до сих пор это предложение, так как не проставлена дата отправления письма;
  • письмо составлено без соблюдения правил этикета, авторы не удосужились узнать фамилию и полностью указать должность адресата, видимо, они не уважают своих клиентов и, следовательно, могут нарушить свои обязательства;
  • неясно, к кому обращаться за дополнительной информацией, на чье имя писать ответ, если бы фирму заинтересовало предложение о закупке офисной мебели и т. д.
Итак, можно с уверенностью заключить, что подобное письмо руководителем серьезной организации рассматриваться не будет.
Немаловажно и другое: сколько времени займет у секретаря организации-получателя выяснение этих вопросов? Организация-отправитель, вероятнее всего, не сможет ответить ни на один из поставленных вопросов, поскольку об этом документе нет никаких записей (письмо не было зарегистрировано), следовательно – он не существует. Сравним с другим письмом.
Можно предположить, что, получив это письмо, руководитель организации рассудит следующим образом: «Возможно, следует обратить внимание на это предложение. Вероятно, ЗАО “Прогресс” является стабильным и надежным партнером, т. к. письмо:
  • оформлено на бланке, компания является официально зарегистрированным юридическим лицом, ведет хозяйственную деятельность и имеет свой офис;
  • подписано должностным лицом, полномочным принимать решения, в чью компетенцию входит и решение данного вопроса;
  • адресовано именно нашей организации;
  • зарегистрировано, следовательно, организация-автор приняла на себя ответственность за достоверность информации, это позволяет ссылаться на это письмо в дальнейшем;
  • доказывает уважение к потенциальному партнеру, т. к. составлено дипломатично и вежливо.
Кроме того, известно, на чье имя писать ответ».
Важно подчеркнуть, что это письмо оформлено в строгом соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003. Рассмотрим целесообразность применения реквизитов (обязательных элементов оформления официального документа – письма) подробнее ( таблицу).

Целесообразность применения реквизитов документа
Состав реквизитов документа Пример Обоснование Примечание
Наименование организации (реквизит 08) ЗАО "Прогресс" Позволяет установить организационно-правовую форму и наименование организации-автора документа

Реквизит, придающий документу юридическую силу

Справочные данные об организации Весенняя ул., д. 65,
Москва, 123456.
Тел.: (095) 123-45-67, факс: (095) 123-45-68.
E-mail: progress@progress
Указывает средства коммуникации, которыми располагает организация-автор, что дает возможность организации-отправителю выбрать оптимальное средство связи с ней
Код организации

(реквизит 04)

ОКПО 0224578

Идентифицирующие признаки организации-автора. Позволяют установить, что организация-автор документа зарегистрирована государственными органами как юридическое лицо, является хозяйствующим субъектом и поставлена на учет в налоговом органе

Основной государственный номер юридического лица (реквизит 05) ОГРН 1037700480795
Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (реквизит 06) ИНН/КПП 7706022150 / 772001001
Дата документа

(реквизит 11)

20.04.2004

Позволяют доказать факт существования официального документа. Устанавливают
ответственность организации-автора за достоверность
информации и подлинность документа. Обеспечивают
ведение организацией-автором информационно-поисковой
и справочной работы

Реквизит, придающий документу юридическую силу

Регистрационный номер

документа (реквизит 12)

01-20/527
Адресат (реквизит 15) Генеральному директору ЗАО "Каскад"

Б.В. Морозову

Обеспечивает правильность адресации и, как следствие, гарантию доставки
Заголовок к тексту

(реквизит 18)

О приобретении офисной мебели Позволяет оптимизировать процедуры регистрации документа (как отправляемого организацией-автором, так и поступившего адресату) и определения исполнительской принадлежности (без детального изучения текста документа)
Текст документа

(реквизит 20)

Текст Основной реквизит документа. Позволяет установить цели и причины (мотивы) создания документа, проанализировать зафиксированные факты, ситуации, выводы, просьбы, предложения автора

Реквизит, придающий документу юридическую силу

Отметка о наличии приложения (реквизит 21) Приложение: в 1 экз. Дает возможность получателю проверить наличие и содержание прилагаемых материалов
Подпись (реквизит 22) Коммерческий директор

(подпись) Е.П. Грачев

Позволяет определить, подписан ли документ должностным лицом, в чью компетенцию входит решение данного вопроса, полномочным принимать решения

Реквизит, придающий документу юридическую силу

Отметка об исполнителе (реквизит 27) Л.М. Трушина

765-43-21

Позволяет установить лицо, являющееся автором текста документа. Дает возможность оперативно регулировать возникающие вопросы, обращаться за дополнительной информацией и уточняющими сведениями

Таким образом, требования нормативных актов, определяющих состав реквизитов организационно-распорядительного документа (в нашем примере – письма), обусловлены практической целесообразностью применения.


Расположение реквизитов на бланке

Однако требования ГОСТ Р 6.30-2003 определяют не только состав реквизитов, но и их расположение на бланках формата А4, т. к. ГОСТ Р 6.30-2003 включает в себя формуляр-образец организационно-распорядительного документа.


ФОРМУЛЯР-ОБРАЗЕЦ – это модель построения документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты. Конструкционная сетка формуляра-образца определяет зоны расположения реквизитов организационно-распорядительной документации (ОРД)




ЗОНА ДОКУМЕНТА – то часть площади унифицированной формы документа установленного размера, предназначенная для заполнения определенными реквизитами


Вы уже знаете, насколько целесообразно применять в документах реквизиты. Представленное в последнем примере письмо, казалось бы, содержит все необходимые реквизиты. Но можем ли мы быстро и правильно извлечь из него информацию?
Проанализируем расположение реквизитов в этом письме и ответим себе на вопрос: насколько необходимо располагать каждый реквизит документа в отведенной для него зоне?

Итак, возможно, что этот документ позволяет установить наименование, адрес и телефон офиса организации-автора, уровень полномочий лица, принявшего решение, фамилию исполнителя документа, средства связи, которыми можно воспользоваться для уточнения сведений письма и т. д. Однако можно ли с уверенностью утверждать, что:
  • коды, присваиваемые при государственной регистрации, принадлежат именно ЗАО “Прогресс”;
  • исполнителем письма является Л.М. Трушина и звонить ей следует по телефону 765-43-21;
  • письмо подписал именно коммерческий директор Е.П. Грачев, а не другое лицо, например Л.М. Трушина;
  • письмо было зарегистрировано, 20.04.2004 – это дата регистрации, а 01-20/527 – регистрационный номер и т. д.?
Вероятно, ответ будет отрицательным. Ведь для того чтобы осмыслить зафиксированную информацию (обнаружить заголовок к тексту, необходимый при регистрации входящего документа и передачи его по принадлежности; отметку о наличии приложения; справочные данные организации-автора и т. д.), будет затрачено в два раза больше времени, чем на аналогичные действия, осуществляемые при обработке предыдущего письма, все реквизиты которого расположены в соответствии с рекомендациями ГОСТа.


Очевидно, что подобным образом можно проанализировать состав и оформление и других реквизитов ОРД: грифов утверждения и согласования, виз согласования, отметки о заверении копии, отметки об исполнении документа и направлении его в дело, отметки о поступлении документа в организацию и т. д.

***

Таким образом, основными аргументами в пользу рекомендаций ГОСТ Р 6.30-2003 являются их обоснованность и целесообразность, поскольку соблюдение установленных правил позволяет создавать документы, обладающие юридической силой; способствует их оперативному прохождению, обработке, анализу содержащейся в них информации и, в конечном итоге, принятию качественного управленческого решения.
У нас в стране существует многолетняя традиция применения стандартов на ОРД, закрепившая основные правила оформления документов, – первые стандарты на ОРД были введены еще в 1972 г. Поэтому правила оформления документов могут рассматриваться как обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством.
Обеспечить выполнение требований, рекомендуемых ГОСТ Р 6.30-2003, в конкретной организации можно в том случае, если делопроизводственная служба разработает локальный (собственный) нормативный акт (положение о документационном обеспечении управления, инструкцию по делопроизводству, правила оформления управленческих документов и т. д.), регламентирующий стандартные правила оформления организационно-распорядительных документов.


Целесообразно включить в организационный документ формуляры или унифицированные формы документов, образцы, примеры и т. д.

В современных организациях для создания управленческих документов, в том числе и организационно-распорядительных, применяются компьютерные технологии. Поэтому альбом унифицированных форм документов (формуляров, образцов) следует иметь не только в традиционном (бумажном) виде, но и на электронных носителях информации в виде шаблонов.





Похожие по содержанию материалы:
Разъяснения о размере МРОТ ..
Крах трансатлантического автомобильного альянса Chrysler попал во временное владение к финансовым ин ..
Состоялась пресс-конференция «Учет.Налоги.Право» на тему «Результаты Всероссийского исследования нал ..
Xerox ..
Комментарий АССА по проекту стандарта для малого и среднего бизнеса ..
Единые стандарты. США и Европа унифицируют бухгалтерскую отчетность ..
Учет операций в иностранной валюте и валюта отчетности в соответствии с МСФО ..
Налоговиков уценили Федеральная налоговая служба будет работать по новым критериям ..
Голубая кровь течет в каждом ..
Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления в 2006 году ..
За три месяца россияне легализовали полтора миллиарда рублей ..
EFRAG предлагает по-иному взглянуть на ответственность менеджеров ..
Кадры решают Бизнес предъявил требования к демографической политике государства ..


Похожие документы из сходных разделов


Названы лучшие специалисты кадровой сферы 2006 года

Журнал "Кадровое дело"

29 марта 2007, невероятно теплый для этого времени года в Москве вечер, уютное арт-кафе «Дуровъ» на Павловской улице, двухуровневый нарядный зал, приглушенный свет, легкая приятная музыка, и все прибывающие гости…

Так начинался праздничный вечер, посвященный чествованию лучших кадровы .. читать далее


Ритейлер потребительской электроники Circuit City уволил сотрудников, чья зарплата превышала рыночный эквивалент

HRM

Представители компании Circuit City сообщили о том, что за последнее время было уволено несколько тысяч сотрудников, чья зарплата превышала рыночный диапазон компенсаций, предусмотренный за эту работу. Теперь HR службы компании прилагают огромны .. читать далее


Госдума предлагает новые механизмы разрешения корпоративных конфликтов

Агентство Бизнес Новостей

Госдума 6 апреля приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов): ("за" - 346). Законопроектом вводится понятие "корпоративные споры", перечень которых дополняется спорами .. читать далее