Рискуют женщины По уровню предпринимательской активности россиянки уступают только филиппинкамВ развивающихся странах женщины становятся предпринимателями заметно чаще, чем в развитых, утверждают исследователи международной организации Global Enterpreneurship Monitor. Многие из них просто не видят иных карьерных перспектив и возможностей для самореализации. Но и на ниве руководства собственным бизнесом успех ожидает далеко не всех. GEM наблюдает за предпринимательской активностью по всему миру с 1999 г. и ежегодно публикует результаты наблюдений. В опросах 2006 г., опубликованных в начале марта, приняли участие 40 стран: 20 — с высоким среднедушевым доходом, 20 — с низким либо средним. В первой группе оказались развитые страны: США, Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция и др. Россия попала во вторую группу и оказалась в привычной для себя компании — вместе с Индией, Китаем, Бразилией, Словенией, Хорватией, Чешской Республикой и др. В ходе исследования в России специалисты “Левада-центра” по заказу ГУ-ВШЭ опросили 2000 взрослых трудоспособных граждан. Россия оказалась единственной страной мира, в которой доля женщин, стремящихся стать предпринимателями, заметно превосходит долю мужчин. Каждая пятая россиянка (22,58%) готова попробовать себя в роли владельца собственного бизнеса. Мужчины менее активны: лишь 18,4% готовы взять судьбу в свои руки. Да и по уровню предпринимательской активности женщин наша страна уступает только Филиппинам, где предпринимательство привлекает почти половину (41,02%) местных жительниц. Такие результаты были получены в ходе ежегодного опроса международной общественной организации Global Enterpreneurship Monitor (GEM). Пытаются многиеГлавный вывод исследователей GEM: вероятность стать предпринимателем в развивающихся странах намного выше, чем в развитых. В среднем почти каждый четвертый мужчина (24,89%) и каждая шестая женщина (16,54%) развивающихся стран считают себя потенциальными либо действующими предпринимателями. А в развитых странах — лишь 14,93% мужчин и 7% женщин. Данные по России заметно превосходят средние значения: предпринимательство близко по духу 44,55% мужчин и 35,81% женщин. В этих результатах не видит ничего удивительного Александр Чепуренко, директор по внешним связям Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), составитель российской части исследования. Есть несколько причин столь высокой предпринимательской активности россиянок, говорит Чепуренко. Специалисты GEM, напоминает он, выделяют два основных мотива начать собственный бизнес: кто-то стартует по необходимости, не видя других вариантов профессиональной самореализации (вынужденные предприниматели), а кто-то ухватывается за привлекательную возможность (целеустремленные предприниматели). Именно за такую возможность ухватилась 22-летняя Елена Масолова, основатель компании Smart-kniga. Эта компания появилась на свет в сентябре 2005 г., когда одноименный интернет-проект трех студентов ГУ-ВШЭ победил на внутривузовском конкурсе. Призовые деньги $3500 помогли зарегистрировать фирму, а признание профессоров и коллег укрепило уверенность в собственных силах. “Женщины быстро адаптируются к новым условиям и готовы принимать решения "здесь и сейчас", следуя интуиции, а не логике”, — говорит Масолова. Умение действовать “по наитию” часто становится залогом успешного бизнеса, добавляет она. Женская логикаВ России высок процент и вынужденных, и целеустремленных предпринимательниц, говорит Чепуренко. Российские женщины всех возрастных групп обладают высоким уровнем образования и квалификации, а также хорошими социальными связями. Они могли бы успешно делать карьеру, но хотели бы попробовать себя на предпринимательской стезе. Кроме того, в России много женщин в возрасте около 40 лет или чуть старше с неплохим образованием, например высшим техническим, которые не видят для себя перспектив на рынке труда. Им не остается ничего, кроме как попытать счастья в собственном бизнесе. И наконец, в нашей стране в отличие от многих развитых стран Западной Европы государство не сумело создать надежной системы социальной защиты женщин. У европейцев гораздо меньше побудительных стимулов задумываться о собственном деле: кто-то двигается по вполне четко очерченной карьерной траектории, а те, у кого карьера не складывается, могут рассчитывать на социальную защиту государства. В России у представительниц слабого пола нет ни той, ни другой возможности, говорит Чепуренко. Основным мотивом предпринимательницы Ольги Черниковой стало стремление к самостоятельности. Четыре года она руководит собственной фирмой по производству, росписи и художественной вышивке валенок “Русваленки”. “Мне было сложно — настолько, что приходилось и до сих пор приходится работать по 24 часа в сутки, — говорит она. — Впрочем, мужчины сталкиваются точно с такими же трудностями. В бизнесе не важно, женщина ты или мужчина, главное — иметь характер”. Получится не у всехЧтобы лучше проанализировать ситуацию, специалисты GEM разделили всех предпринимателей на две категории: начинающих (early stage: созданным ими компаниям меньше 42 месяцев) и состоявшихся (established: компании сумели продержаться на рынке дольше 42 месяцев). Их выводы отрезвляют. Далеко не все вышедшие на старт остаются на дистанции. Менее 4% мужчин и 2% женщин в развивающихся странах считают себя состоявшимися предпринимателями. Начинающих значительно больше: 14,58% и 10,65% соответственно. Лишь 13,36% опрошенных женщин и 26,15% мужчин в России называют себя владельцами стабильных бизнесов. В развитых странах разница между начинающими и состоявшимися предпринимателями совсем не высока. “Сегодня рынок настолько насыщен идеями и молодыми специалистами, что начинающему бизнесмену, не важно — женщина это или мужчина, сложно найти применение собственным силам, — считает Алла Мишина, владелица и гендиректор компании "Бернер Ист". — Если 15 лет назад можно было на голом энтузиазме и без образования стать успешным бизнесменом, то сейчас все по-другому. Если у вас нет богатого папы, лучше начать карьеру с позиции наемного менеджера”. К 1991 г. Мишина успела получить диплом геофизика и поработать по специальности. Убедившись в полном развале геофизики, стала искать применение собственным способностям. Случайно оказалась на ВДНХ, случайно подошла к стенду немецкой компании Berner (производитель пластиковых овощерезок для домашнего применения), увидела, с какими сложностями столкнулись немцы при демонстрации своего товара, и предложила им услуги. Уехав, немцы оставили Мишину в качестве своего полноправного представителя — так она стала гендиректором компании, а чуть позже — владельцем. Изменение ситуации на рынке останавливает не всех. Психолог Елена Пушканова может позволить себе вообще не работать и даже не заниматься домашним хозяйством. Но два года назад она создала кадровый центр “Позиция”, где работает генеральным директором. “Я считаю, что у каждого человека в жизни должна быть цель, он должен просыпаться с мыслью о том, что сегодня он чего-то добьется”, — говорит Пушканова. Полезные человеческие качества можно развивать разными способами, например занимаясь наукой или искусством, но Пушканова решила делать это через бизнес. “Я считаю, что женщинам тяжело в крупном бизнесе, а в малом и среднем тяжело только тем, у кого так называемый "женский" характер. Мешает именно он, а не внешние обстоятельства или мужской шовинизм. Если женщина обладает бойцовскими качествами, пробиться ей не так уж сложно”, — сказала она. |