Главная страница --> Статьи

ВТБ продадут весной И его ак .. | Зарплата не должна быть тайн .. | Из Москвы в Сочи за 500 рубл .. | Как и по каким причинам один .. | Как торговать конфискованным .. |


Несовпадение адреса: старая песня о главном

А. Смирнов, юрист
Федеральное агентство финансовой информации

Жизнь организаций, чей реальный адрес не совпадает с указанным в Едином государственном реестре, становится все сложнее и сложнее. Наступление на них ведется по всем фронтам - им отказывают в открытии счета, признании расходов, зачете НДС. Руководителям таких организаций грозят штрафами и отстранением от должности. В то же время расхождение юридического и фактического адреса вовсе не противоречит действующему законодательству.

Главное, чтобы директор был на месте

Суть проблемы заключается в том, что согласно статье 54 Гражданского кодекса местонахождением организации признается адрес ее государственной регистрации. Причем последняя, согласно все той же норме Гражданского кодекса, проводится по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа компании (директора, генерального директора, президента и т. п. (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»)).

В свою очередь местонахождение постоянно действующего исполнительного органа указывается в Едином государственном реестре юридических лиц (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Соответственно в случае, например, переезда директора, об изменении его расположения надо в течение трех дней сообщить в налоговую (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Как видим, в ЕГРЮЛ попадают данные о том, по какому адресу располагается лишь директор, а не сама организация. Значит, если руководитель находится по тому адресу, который указан в реестре, то никакого нарушения нет. При этом не важно, где расположены бухгалтерия компании, производство и т. п.

Если босс сменил адрес

Предположим, что руководитель фирмы не находится по адресу, указанному Едином госреестре. В таком случае формально компанию могут привлечь к ответственности на основании статьи 14.25 КоАП. Однако при применении этой нормы нужно обратить внимание, что она предусматривает наказание за два разных нарушения:

  1. –  несообщение в инспекцию о смене местонахождения руководства;
  2. –  сообщение заведомо ложных сведений.

Первое нарушение имеет место в том случае, если компания не сообщила в инспекцию о смене адреса, по которому располагается директор. А второе – если фирма при регистрации передала в инспекцию неверные сведения.

Другими словами, для привлечения к ответственности важно доказать – что реально на момент регистрации фирмы директор находился по иному адресу. Однако в большинстве случаев это недоказуемо. Ведь между подачей сведений и проверкой, как правило, проходит достаточно много времени. Выходит, что оштрафовать организацию, чей юридический адрес не совпадает с фактическим можно лишь за несообщение сведений о том, что она сменила местонахождение.

В то же время на практике наложить подобный штраф также почти не возможно. Дело в том, что оштрафовать нельзя, если с момента совершения нарушения прошло два месяца (ст. 4.5 КоАП). Точнее, два месяца и три дня. Именно таков минимальный срок, который складывается из трех дней, отведенных на сообщение о смене адреса, и двух месяцев, отпущенных на привлечение к ответственности.

Здесь заметим, что непредставление документов не является длящимся нарушением, а значит, срок давности отсчитывается не с момента обнаружения проступка, а с даты его совершения. Правильность такого подхода подтверждает и Президиум ВАС. Так, в постановлении от 31 января 2006 г. № 10196/05 суд указал, что если для исполнения той или иной обязанности установлен четкий срок, то его несоблюдение и образует нарушение. А значит, срок давности привлечения к ответственности, начинает течь сразу же после окончания времени, отведенного на выполнение обязанности.

Более того, фактически это подтверждают и сами налоговики ( письмо Управления МНС России по г. Москве от 2 июня 2003 г. № 11-10/29190).

НДС

Проблемы с НДС у организаций, чей фактический адрес отличается от юридического возникают из-за того, что статья 169 Налогового кодекса требует указывать в счете-фактуре адрес (как поставщика, так и покупателя). Соответственно, обнаружив, что реквизит в документе не совпадает с адресом, указанным в ЕГРЮЛ, инспекция снимает вычеты. Возможна и обратная ситуация, когда фирма лишается вычета из-за того, что в счете-фактуре указан тот же адрес, что и в ЕГРЮЛ, а не фактический адрес. Где же искать истину в таком случае?

Сразу скажем, что в обоих ситуациях претензии налоговиков незаконны. Подтверждает это и многочисленная судебная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июня 2006 г. по делу № А56-45272/2005, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2006 по делу № А66-7721/2005; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. № А19-19438/05-20-Ф02-2224/06-С1 по делу № А19-19438/05-20). Избежать же претензий можно, если четко следовать правилам, прописанным в постановлении правительства от 2 декабря 2000 г. № 914. Там сказано, что адрес продавца и покупателя указывается именно в соответствии с учредительными документами. А в отношении грузоотправителей и грузополучателей прописываются почтовые реквизиты. Соответственно если счет-фактура в части адресов заполнен именно так, как требует постановление № 914, то законных поводов для отказа в вычете у инспекции не будет.

 Налог на прибыль

По налогу на прибыль, основные проблемы у «организаций с юрадаресом» возникают также из-за оформления. Дело в том, что для подтверждения расходов необходимы документы (ст. 252 НК), в которых, как правило, требуется указать адрес. Соответственно, при расхождении сведений о нем в реестре и фактического местонахождения, налоговики могут отказаться признать расходы.

Выход в данном случае точно такой же как и в ситуации со счетами-фактурами – указывать в документах именно тот адрес, который занесен в ЕГРЮЛ. Ведь именно этот адрес по Гражданскому кодексу определяет местонахождение компании. Хотя, как отмечают суды, основная цель указания адреса – идентификация налогоплательщика. А значит, если указанный адрес (пусть даже он и не соответствует тому, что в ЕГРЮЛ) позволяет добиться этой цели, то расходы будут считаться документально подтвержденными.



Похожие по содержанию материалы:
Алишер Усманов заработал 72 миллиона долларов на акциях Сбербанка ..
15 февраля 2007 года в Лондоне состоялось первое заседание рабочей группы Совета по МСФО по учету ар ..
Сколько будут стоить доллар и евро ко Дню знаний (1 сентября 2006 года)? ..
Лидеры банковского страхования - 2006. Итоги проекта БО ..
ВТБ продадут весной И его акции предложат народу ..
Зарплата не должна быть тайной ..
Из Москвы в Сочи за 500 рублей ..
Как и по каким причинам один человек способен разрушить команду ..
Как торговать конфискованным товаром Депутаты и чиновники пока не договорились ..
Козленок-вампир наносит ответный удар ..
В Таиланде полностью запретили рекламу алкоголя ..
CPA Australia за устранение различий с МСФО ..
Банк России затрудняется назвать сроки окончательного завершения приведения российского бухучета и о ..


Похожие документы из сходных разделов


Доллар пошел на взлет Но это продлится недолго
Олег Митяев
ИЗВЕСТИЯ.РУ

В новом году курс американской валюты неожиданно для многих пошел в гору. После окончания праздников "американец" отобрал у рубля уже 20 копеек, подорожав до 26,53 рубля. "Известия" выясняли, что происходит с "зеленым" и долго ли это продлится.

В четверг на мировых рынках .. читать далее


Этапом из Твери

Журнал "Деловые люди"

Небывалый размах борьбы с коррупцией в отдельно взятом городе России: на скамью подсудимых отправлена половина депутатов Тверской городской думы – 15 из 31. Следствие завершено, дело передано в суд. Четверо представителей «Единой России», трое из партии «Родина», бывший коммунист и семеро независимы .. читать далее


Деньги любят красоту

4pMARKETING

Внешторгбанк, а точнее, ВТБ, не первая и не последняя кредитная организация, проводящая полноценный ребрэндинг. За последние полтора года целый ряд банков и финансовых структур заявил о переименовании своего бизнеса или об изменении логотипа. Это явление специалисты связывают прежде всего с активным ростом с .. читать далее