Национальный cовет по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО выносит на обсуждение проект изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.98 № 34н).Национальный cовет по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО выносит на обсуждение проект изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.98 № 34н). Приглашаем экспертов и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении проекта. Вы можете отправить свои замечания до 15 февраля 2007 года по электронному адресу Сегодня порядок признания и оценки отдельных объектов учета, в частности, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов, предусматривается в Положениях по бухгалтерскому учету (далее - ПБУ), утвержденных приказами Министерства финансов РФ, и, одновременно, в подразделе «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности» раздела «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34н (далее – Положение). Таким образом, порядок учета одного и того же объекта учета регулируется двумя нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти. При этом между требованиями указанных нормативно-правовых актов существуют различия в правилах учета одного и того же объекта. Следует отметить, что внешне одинаковые по своему статусу акты Министерства финансов РФ, относящиеся к одной и той же «иерархической ступеньке», поставлены в определенную соподчиненность друг другу. Согласно пункту 3 Положения, «Министерство финансов РФ на основании Закона "О бухгалтерском учете" и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета». Таким образом, роль ПБУ в общей системе издаваемых Минфином РФ нормативных документов определяется отдельными предписаниями, включенными в Положение. В этой связи существует правило, согласно которому в случае, если ПБУ вступит в противоречие с Положением, то на практике может быть возможность руководствоваться именно предписаниями Положения. До тех пор, пока данные предписания не будут отменены (изменены), такая "внутренняя соподчиненность" будет сохранять юридическую силу. Однако, существует и другая частная юридическая норма, согласно которой, если имеет место юридическая коллизия, нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее первого. Поэтому нормы более поздних по времени принятия ПБУ могут иметь приоритет над нормами Положения. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации было бы отказаться от описания правил оценки и признания объектов учета, составления и представления бухгалтерской отчетности в Положении, которое является нормативным документом, направленным, в первую очередь, на регламентацию организационно-технических аспектов ведения учета и подготовки отчетности. Но действующие нормы подраздела «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности» Положения регулируют порядок бухгалтерского учета отдельных объектов, в частности, незавершенных капитальных вложений, незавершенного производства, расходов будущих периодов, капитала и резервов, который другими нормативно-правовыми актами, в том числе и ПБУ, сегодня не регулируется. Поэтому полное исключение из Положения вышеуказанного подраздела (без внесения дополнений и изменений в другие нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету) приведет к пробелу в бухгалтерском законодательстве и, соответственно, к затруднениям в практике учета и подготовке отчетности. С целью устранения существующей коллизии и исходя из вышеизложенного предлагается включить в пункт 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации норму, четко оговаривающую порядок применения требований настоящего Положения в части признания и оценки статей бухгалтерской отчетности, следующего содержания: «Настоящее Положение не применяется в части признания и оценки объектов бухгалтерского учета и статей бухгалтерской отчетности, признание и оценка которых регулируются другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету». |