Великолепные 77В мае 2005 года «Ф.» представил первый российский рейтинг быстрорастущих компаний. Результаты получились неоднозначными. Часть участников посчитали, что они занимают низкие позиции при отличных финансовых результатах. Тогда же прозвучали пожелания о корректировке методики рейтинга. Естественно, «Ф.» учел предложения представителей бизнеса. В новом проекте при подсчете результатов роста выручки введен поправочный коэффициент на величину продаж. Согласитесь, что увеличить выручку с 2 млрд до 3 млрд и с 200 млрд до 300 млрд рублей не одно и то же, хотя рост продаж будет одинаковым — 50%. Более подробно с поправочным коэффициентом можно ознакомиться в методике рейтинга (стр. 38). Кроме того, в этом году «Ф.» исключил из списка потенциальных кандидатов на участие в рейтинге сырьевые компании, производителей химических продуктов, фирмы, занимающие дистрибуцией и оптовой торговлей, а также «дочки» иностранных корпораций. Благодаря удачной ценовой конъюнктуре на нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, ряд химических продуктов компании, производящие подобного рода продукцию, могли бы полностью исказить список. Объем выручки у «Газпрома» или «Лукойла» таков, что с учетом поправочного коэффициента не возникает никаких сомнений в их лидирующих позициях в рейтинге быстрорастущих компаний. Оптовиков и дистрибьюторов «Ф.» исключил, чтобы проанализировать рост реального сектора экономики. Аналогично и с иностранными «дочками» — нам, прежде всего, интересны компании российского происхождения. Еще одно условие — ограничение по величине выручке. У компании — потенциального участника рейтинга объем продаж в 2004 году (и соответственно в 2005 году) составил не менее 1 млрд рублей. Конечно, ряд быстрорастущих компаний из-за этого условия оказались вне списка «Ф.», но зато верхушку рейтинга не оккупировали относительно новые компании. В первый год подобная структура только начинает вести дела и показывает выручку размером в несколько (десятков, сотен) миллионов рублей. Через год бизнес набирает ход, продажи вырастают, допустим, до миллиарда рублей, а рост составляет фантастические сотни процентов. Правда, в подавляющем большинстве случаев на третий год работы феноменальных результатов уже не будет. Хотя есть и исключения, например банк «Русский стандарт» или Новая перевозочная компания. Впереди — гиганты. В первой десятке рейтинга быстрорастущих компаний «Ф.» присутствует восемь компаний с выручкой не менее $1 млрд, а две из них, Сбербанк и АФК «Система», вошли в топ-20 прошлогоднего списка «Финанс-500». Компании хотя и являются колоссами в масштабе российской экономики, вполне «подвижны» — в 2005 году обе серьезно улучшили финансовые результаты. Опубликовав в конце апреля основные показатели финансовой отчетности, Сбербанк достаточно сильно удивил инвестиционное сообщество. Например, фактический доход от операций с ценными бумагами превысил прогнозные данные аналитиков Deutsche UFG в 3,3 раза. А рентабельность собственного капитала увеличилась до 28% (против 12% в 2004 году). На 2006 год эксперты прогнозируют значительный рост финансовых результатов крупнейшего российского банка. По оценкам аналитиков Deutsche UFG, процентные доходы увеличатся на 36%. В 2005 году эквивалентная выручка Сбербанка выросла на 44%, а абсолютное изменение данного показателя составило почти 96 млрд рублей. Не нужно говорить, что столь высокие результаты позволили банку занять в рейтинге первое место с большим отрывом от остальных компаний. Третья строчка принадлежит АФК «Система». Здесь неожиданностей не было — аналитики «Атона» отмечают, что опубликованные результаты соответствуют консенсус-прогнозу инвестиционного сообщества. Выручка многопрофильного холдинга в 2005 году увеличилась на «минимальные» 30%. Благодаря опережающему росту сегментов «Высокие технологии» (концерн «Ситроникс») и «Розничная торговля» (группа «Детский мир») продажи телекоммуникационного направления в консолидированной выручке снизились до 74% (против 78% в 2004 году). В конце 2006 — начале 2007 года «инкубатор IPO» планирует провести размещения акций еще двух «дочек» («Система-галс» и «Ситроникс»). Стоимость компании «Система-галс», работающей на рынке недвижимости, оценивается самим холдингом в $2-4 млрд. Аналитики пока называют более скромные цифры — $1-2 млрд. А концерн «Ситроникс», работающий в секторе информационных технологий и потребительской электроники, оценивается экспертами как минимум в $2 млрд. Акулы розницы. Кто растет быстрее всех? Все лидеры основных сегментов розничной торговли находятся в первой десятке списка «Ф.» — «Евросеть» (цифровые устройства), «Рольф» (автомобили), «Магнит» (продукты питания) и «Эльдорадо» (потребительская электроника). Торговая сеть «Евросеть» является безоговорочным лидером рынка мобильной розницы, опережая ближайшего конкурента — группу «Связной» более чем вдвое. Компания, создавшая себе репутацию скандальной рекламой и нестандартными маркетинговыми шагами, сделала ставку на экстенсивный рост — за последние два года количество салонов связи выросло в девять раз, соответственно выручка «Евросети» увеличилась в восемь раз. У крупнейшего продавца автомобилей в России — группы «Рольф» выручка, по данным управленческой отчетности, выросла на 85% (компания реализовала 110 тыс. автомобилей). В будущем группа сменит стратегию. Компания «Рольф», продающая автомобили марок Mitsubishi, Ford, Mazda, Audi, через 2-3 года планирует импортировать китайские машины. Впрочем, в группе увязывают начало сотрудничества с китайскими производителями с улучшением качества их продукции. «Магнит», лидер роста среди продуктовых сетей, весной 2006 года провел IPO на российских биржах (остальные три розничных лидера рейтинга пока остаются частными компаниями). Капитализация группы составляет $1,6 млрд. Эксперты объясняют успех «Магнита» региональной экспансией и правильно подобранным форматом «жесткого дискаунтера» (подробнее о продуктовых сетях на стр. 39). Еще одна компания, вышедшая из регионов, — «Эльдорадо». Пока столичные сети («М.Видео», «Техносила», «Мир» и не выдержавшая конкуренции «Партия») делили столичный рынок, «Эльдорадо» за счет других регионов создало крупнейшую сеть по торговле бытовой электроникой. В этом году компания провела то ли ребрэндинг, то ли рестайлинг. Эти слова вряд ли что-то скажут рядовому потребителю, зато они заметили изменение корпоративных цветов (на смену сине-желтому пришел красно-бело-черный стиль) и главного образа в рекламе (вместо шефа — человек в спортивном костюме со свистком). Финансы, медиа и развлечения. Параллельно с ростом бизнеса, ориентированного на конечного потребителя, бурно развиваются банки, прежде всего работающие на рынке кредитования частных лиц. Все девять банков, попавших в рейтинг быстрорастущих компаний «Ф.», можно отнести к активным игрокам на этом рынке — кого-то из-за величины активов (Сбербанк, Внешторгбанк), кого-то из-за динамичного развития (Импэксбанк, Абсолют-банк). Особо выделяется на этом фоне банк «Русский стандарт» (РС). У кредитной организации, подконтрольной Рустаму Тарико, и активы достаточно большие (на 01.03.06 РС находится на 11-й строчке рейтинга банков «Ф.»), и темпам развития позавидует любой банк — в 2005 году эквивалентная выручка выросла более чем вдвое. Эти результаты позволили РС занять 9-е место в списке «Ф.». Так как объем рынка частного кредитования продолжает увеличиваться, то нет никаких сомнений, что РС войдет в рейтинг быстрорастущих компаний по результатам 2006 года. Темп роста медиаотрасли не отстают от динамики развития банковского сектора. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2005 году рекламный рынок вырос на 28% до $5 млрд. Динамика телевизионного сегмента оказалась лучше — 37% (до $2,3 млрд). А продажи группы «СТС-медиа» выросли еще больше — на 50%. Компания, владеющая телевизионными каналами СТС и «Домашний», 1 июня провела IPO на NASDAQ. Исходя из заявленной цены размещения, капитализация «СТС-медиа» составила $2,1 млрд. А вот IPO представителя игорного бизнеса — холдинга Ritzio Entertainment Group отложено на неопределенный срок. В 2005 года выручка группы выросла в 2,1 раза до 19,7 млрд рублей. Однако по итогам 2006 года компания может показать и отрицательную динамику развития. Все зависит от дальнейшего развития игорного бизнеса, который законодатели хотят ограничить очень жесткими правовыми и финансовыми рамками. |