Инвестиции на троих Новый Банк Развития будет создан на базе ВнешэкономбанкаВ четверг вечером минэкономразвития направило в правительство законопроект "О Банке Развития" (БР), который сможет заняться финансированием крупных инвестиционных проектов в приоритетных стратегических отраслях экономики. Вчера об этом сообщила журналистам Анна Попова, директор департамента корпоративного управления минэкономразвития. По ее словам, до 15 декабря документ должен уйти в Госдуму. По мнению Анны Поповой, в феврале-марте законопроект должен пройти третье чтение в Госдуме, а уже к июлю будущего года Банк Развития должен быть сформирован. Уставной капитал БР составит 70 миллиардов рублей. Уже довольно четко вырисовываются основные контуры деятельности Банка Развития, который будет в корне отличаться от всех ныне действующих российских банков, как государственных, так и коммерческих. Он будет создан на базе Внешэкономбанка, возглавляемого председателем Владимиром Дмитриевым. Однако не факт, что он возглавит и новый банк. Впереди еще реорганизация банка с присоединением к нему Росэксимбанка и РосБР. Напомним, что о создании "супербанка", под крылом которого объединятся Внешэкономбанк, Росэксимбанк, РосБР, первым упомянул президент Владимир Путин, который заявил, что новый российский Банк Развития с уставным капиталом 2,5 млрд. долларов должен быть создан уже до конца года. Три государственных банка, которые войдут в объединение, сегодня находятся в "полуспящем состоянии" - доля их в банковской системе России ничтожно мала: всего лишь 1 процент активов, немногим более 1,5 процента капитала и 0,8 процента кредитного портфеля российских банков. Разумеется, при таких масштабах деятельности они не оказывают особого влияния на экономику страны. Объединенный же БР вполне сможет заняться долгосрочным финансированием крупных инвестиционных проектов в приоритетных стратегических отраслях экономики, куда из-за слишком высоких рисков, низкой рентабельности не пойдет частный капитал. При этом в качестве основного критерия финансирования проектов в законопроекте указывается их безубыточность. Отвечая на вопросы "РГ", предполагается ли участие БР в концессионных проектах типа строительства платных дорог и трубопроводов, Попова ответила утвердительно. И добавила, что Банк Развития, скорее всего, будет обслуживать деньги Инвестфонда, венчурных фондов, то есть выступать агентом при финансировании проектов этими структурами. Кроме того, сами проекты Банка Развития и основные критерии их отбора с трехлетней перспективой будут утверждаться в так называемом Ежегодном меморандуме о финансовой политике БР, который будет принимать правительство. Банку Развития не надо будет получать банковскую лицензию, он будет не поднадзорен Центробанку. Все контрольные функции возьмет на себя Наблюдательный совет, в который наряду с директорами от правительства войдут и независимые директора. Правда, по количеству и пропорциям состава директоров в Наблюдательном совете Банка Развития до сих пор идут споры. Минфин предлагает увеличить число директоров с 9 до 13 человек. Минэкономразвития твердо держится за цифру девять. Надо сказать, что в последнее время правительство и лично премьер Михаил Фрадков торопили основных идеологов документа, минэкономразвития и минфин, с согласованием ключевых позиций по созданию БР. Однако в правительство законопроект все-таки ушел с рядом разногласий. В частности, сказала Попова, минфин возражает против того, чтобы Банк Развития выполнял функции долгового агентства. По всей видимости, подчеркнула Попова, обслуживанием долгов займется новая структура - либо будет создано федеральное унитарное предприятие, либо отдельный орган власти, который так и будет называться Долговое агентство. Дискуссия по этому поводу продолжается. Кроме того, минфин отказывается прописывать в законе точную дату начала деятельности этого агентства с 1 января 2008 года. Пока неясно, в какой организационно-правовой форме будет создаваться Банк Развития. По словам Поповой, экспертам из минфина не по душе пришлась форма государственной корпорации, в рамки которой предлагает поставить БР минэкономразвития. При этом минфин настаивает, чтобы минэкономразвития обосновало плюсы и минусы деятельности БР в форме акционерного общества. Разногласия с минфином отмечены и по поводу предоставления лицензии Банку Развития как профессионального участника рынка ценных бумаг. Не согласен минфин и с тем, чтобы Банк Развития работал с физическими лицами, выдавал гарантии по субсидиарной ответственности РФ по привлечению кредитов, управлял пенсионными вкладами, спекулировал на рынке ценных бумаг. Вместе с тем оба министерства выступают за субсидиарную ответственность государства по облигациям, имитируемым БР, - это позволит Банку Развития привлекать денежные средства на выгодных условиях. |