

Создаем финансовую службуЕлена Корнеева (финансовый директор группы компаний Carlo Pazolini) Первоисточник: Для успешного формирования финансового блока финансовый директор должен определить, какие функции будет выполнять ФЭС и какие подразделения войдут в ее состав. Затем необходимо разработать и утвердить документы, регламентирующие деятельность ФЭС и ее подразделений, а также должностные инструкции для каждого из сотрудников: в ходе согласования и утверждения этих документов снимаются многие вопросы, связанные с численностью сотрудников, требованиями к их квалификации, фондом оплаты труда. Универсального рецепта формирования финансового блока не существует. В каждой конкретной ситуации структура ФЭС и функции ее сотрудников будут зависеть от целого ряда факторов: специфики бизнеса, требований собственников и законодательства. Чтобы структура ФЭС была оптимальной, рекомендуется обсудить с руководством компании задачи финансовой службы, вытекающие из стратегических целей, возможность делегирования полномочий, необходимых для реализации этих задач, круг обязанностей сотрудников, а также систему оценки деятельности финансового блока и его руководителя1. Создавая финансовый блок, придется учитывать специфику бизнеса, традиции, сложившиеся в компании, – например, исполнение смежных функций сотрудниками, особенности организационной структуры. Безусловно, это несколько осложняет процесс адаптации начинающего финансового директора, но, к примеру, не зная специфики бизнеса компании, вы не сможете эффективно справиться даже с простыми задачами, стоящими перед ФЭС. Функции и подразделения ФЭС компанииРассмотрим задачи, которые придется решать финансовому директору. Именно из этого следует исходить, определяя функции финансовой службы компании и включая в состав ФЭС то или иное подразделение2. Финансовый контроллинг. Контроллинг можно охарактеризовать как систему определения целей, прогнозирования и планирования, установления механизмов и инструментов достижения поставленных задач, а также проверки того, насколько успешно они выполнены3. Эту работу, как правило, выполняет отдел финансового контроллинга, или планово-экономический отдел. При определении функций сотрудников этого подразделения следует помнить, что система контроллинга держится на «четырех китах»: учете, анализе, планировании и организации бизнес-процессов, относящихся к компетенции финансового директора. Казначейская функция. К компетенции казначейства компании обычно относится текущее управление денежными потоками, определение очередности платежей, порядка взаиморасчетов, валютообменные операции, а также контроль платежей и остатков на счетах компаний внутри периметра группы, если речь идет о холдинге. Чаще всего казначейство выделяется в отдельное подразделение в крупных и средних компаниях, в небольших фирмах соответствующие функции выполняют один или несколько сотрудников (например, менеджер по работе с банками). Привлечение финансирования. Для привлечения финансирования и выбора наиболее выгодного способа размещения временно свободных средств в рамках ФЭС может создаваться отдел финансирования (кредитный отдел). Однако во многих компаниях функция привлечения и размещения денежных средств нередко также находится в сфере ответственности казначейства. При этом деятельность данных подразделений не ограничивается только лишь выбором надежного банка и получением кредитов на приемлемых для компании условиях. Они нередко проводят работу по амещению кредитных линий на банковские гарантии с отсрочкой платежа, выпуску ценных бумаг (векселей и облигационных займов), внедрению факторинга, а также подготовительные работы по выводу компаний на IPO. Нормирование. Нормирование так или иначе затрагивает различные сферы деятельности компании. Это может быть нормирование затрат, показателей, характеризующих состояние оборотных активов, и пр. И если руководитель компании играет роль некоего ускорителя бизнеса, то финансовый директор – владелец процесса «нормирование» – выступает как ограничитель, поскольку его задача – не позволить компании шагнуть за пределы своих возможностей. В процессе нормирования функции подразделений ФЭС могут быть распределены по-разному. Например, за нормирование затрат может отвечать как бухгалтерия, так и отдел управленческого учета (нередко совместно с производственными подразделениями); за нормирование оборотных активов – тот же отдел контроллинга. Экспертиза инвестиционных проектов. Хотелось бы подчеркнуть, что разработкой инвестиционного проекта должен заниматься исключительно менеджер проекта, инвестиционный блок (например, отдел капитального строительства) или блок развития компании, а в компетенции финансового директора находится оценка того, насколько проект рискованный и какую прибыль он может принести компании в ближайшем или отдаленном будущем. В этом случае в лице финансового директора генеральный получает консультанта и одновременно контролера инвестиционной политики компании.
Организация и ведение бухгалтерского и налогового учета. Данная функция не требует особых пояснений. Отметим только, что ответственность за представление налоговой, финансовой и статистической отчетности в контролирующие органы лежит на главном бухгалтере. Его действия сосредоточены на том, как правильно рассчитать налоги в рамках действующей системы налогового учета. Финансовый директор отвечает за формирование учетной и налоговой политики, которые тесно связаны с налоговым планированием. При этом работа финансового директора сравнима по сложности с работой сапера на минном поле. Если он привел свое предприятие к успеху и не «взорвался», значит, учел все юридические и финансовые тонкости при формировании финансово-правовой схемы деятельности компании ( ниже). Один из вопросов, который нельзя считать однозначно решенным, – определение уровня подчиненности главного бухгалтера. Главный бухгалтер, следуя закону о бухгалтерском учете, должен подчиняться генеральному директору. Если же исходить из логики управления, то его непосредственным руководителем является финансовый директор. Еще более усложняется ситуация, когда бизнес-структура состоит из нескольких юридических лиц, поскольку это подразумевает наличие нескольких главных бухгалтеров. Могу предложить достаточно простое решение. Ничто не помешает вам поставить во главе отдела бухгалтерского учета и отчетности не главного бухгалтера, а руководителя отдела бухгалтерского учета и отчетности. И тогда вопроса о том, кто кому подчиняется, просто не возникнет. Следует ли помимо отдела бухгалтерского учета и отчетности создавать специальный отдел налогового планирования или же соответствующие функции будут выполняться сотрудниками бухгалтерии, – не так принципиально. Все зависит от того, насколько велика сама компания, суммы налоговых платежей, каков объем договорной работы. Разработка и внедрение финансово-правовой схемы деятельности компании. За реализацию этой функции отвечает как финансовый блок компании, так и юридический. Иногда компании формируют договор-но-коммерческий отдел, но так или иначе финансовая служба принимает активное участие в договорной работе4. «Смежные» функции. Имеются еще две спорные функции, за ведение которых может отвечать финансовый директор, – внедрение информационных технологий и внутренний контроль (аудит). Многие компании включают в состав финансового блока службу информационных технологий. Это вызвано тем, что финансовый директор нередко является основным инициатором автоматизации бухгалтерского, налогового, финансового и управленческого учета. На мой взгляд, информационные технологии играют настолько важную роль в формировании бизнес-процессов компании, причем не только финансовых, что более эффективно выделить IT-подразделение в отдельный блок, подчиненный непосредственно генеральному директору. Что касается внутреннего контроля, то во многих компаниях соответствующая служба отвечает за анализ предпринимательских рисков и контролирует процедуры управления по всем аспектам деятельности компании. Поэтому, для того чтобы оставаться беспристрастным, это подразделение должно подчиняться непосредственно генеральному директору. Однако в компаниях, где кредит доверия финансовому директору высок, функция внутреннего контроля делегируется ФЭС. Таким образом, отдел внутреннего контроля (или контрольно-ревизионное управление) становится составной частью ФЭС. Несколько иначе обстоят дела с внутренним аудитом. Тенденция такова, что внутренний аудит затрагивает в том числе и деятельность любого топ-менеджера компании, и ни финансовый директор, ни генеральный не являются здесь исключением. Поэтому соответствующее подразделение обычно напрямую подчиняется совету директоров или собственнику компании. Структура ФЭС, разработанная с учетом всего вышесказанного, представлена на 1 на с. 72. 1«Классическая» структура ФЭС Регламенты для финансового блокаОпределившись с функциями и структурой ФЭС и согласовав их с руководством, следует зафиксировать полученный результат в документах, регламентирующих деятельность финансовой службы, ее подразделений и сотрудников. Помните: что сделано, но не задокументировано, не сделано вовсе. О каких документах идет речь? Это набор положений, правил, инструкций, регламентирующих бизнес-процессы, владельцем которых является финансовый директор, причем как базовые (бюджетирование, учет, привлечение финансирования, проведение платежей; регламентируются соответственно бюджетной, учетной, кредитной политикой, порядком проведения платежей, составления финансовой отчетности), так и связанные непосредственно с управлением персоналом ФЭС. Последние часто называют HR-процессами. В процессе разработки, согласования и утверждения документов, регламентирующих эти процессы, снимаются многие вопросы, связанные с количеством сотрудников финансового блока, с требованиями к их квалификации, с фондом оплаты труда. При изменении требований к функциональным обязанностям сотрудников со стороны руководства компании регламентирующие документы, утвержденные ранее, позволят свести к минимуму потенциальные конфликты, изменить штатную численность и пересмотреть заработную плату.
К набору документов, регламентирующих HR-процессы, относятся: – Положение о финансовом блоке (департаменте, управлении, службе и т.д.); Можно считать, что вам повезло, если кадровая служба компании работает как должно: разрабатывает корпоративные регламенты и должностные инструкции, проводит планомерное обучение персонала, исправно выплачивает компенсации и пр. В этом случае финансовый директор просто использует уже внедренные стандарты. А что если в компании система управления персоналом отсутствует или носит формальный характер? Вопрос риторический. Остановимся подробнее на том, какие документы предстоит подготовить финансовому директору.
2 Структура ФЭС в российских условиях Положение о финансовом блокеПри выстраивании системы документов, регламентирующих базовые процессы управления персоналом финансового блока, финансовый директор начинает с разработки положения «верхнего уровня», то есть Положения о финансовом блоке. Рассмотрим его составляющие. 1. Организационно-функциональная структура финансового блока. Довольно удобно представить организационную структуру в виде блок-схемы ( 1 на с. 72) с обязательным указанием названий отделов, количества действующих штатных единиц, категории «Резервная». 2. Структурная и штатная численность финансового блока5. Обычно представляется в виде таблицы с обязательным указанием названий отделов, должностей, количества действующих штатных единиц, категории «Резервная» ( таблицу на с. 76). 3. Основные цели и задачи финансового блока. В данном разделе регламента обычно дается описание целей, сформулированных с учетом стратегии развития компании, и задач, которые необходимо решить финансовому блоку для их достижения. Задачи определяются для каждого отдела. 4. Матрица функций. Это таблица, в которой по вертикали расположены функции финансового блока, а по горизонтали – организационные звенья, то есть руководители и ключевые сотрудники отделов ФЭС. На пересечении строк и граф делается отметка (кто за что отвечает). Матрица функций дает представление о возможной загрузке отделов и позволяет оптимально сгруппировать функции по подразделениям. 5. Порядок взаимодействия сотрудников финансового блока. Обычно выделяют внутренний порядок взаимодействия – между отдельными сотрудниками и (или) структурными подразделениями компании и внешний – с отдельными лицами (например, особо крупными клиентами) или государственными (коммерческими) организациями. Порядок взаимодействия разрабатывается с учетом организационной структуры компании в целом, функций и задач других ее подразделений, сложившихся принципов и традиций. 6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций. В данном разделе подробно прописывается процедура подачи апелляции или выражения несогласия по цепочке «генеральный директор – финансовый директор – руководитель отдела – рядовой сотрудник». Это касается любых вопросов и предложений (полученное задание, принимаемое решение, несоразмерная компенсация, поощрение или наказание), в том числе инновационных, которые могут возникнуть и у сотрудника, и у его непосредственного руководителя. 7. Система показателей, позволяющих оценить работу финансового директора и финансового блока. Этот раздел включает перечни и описание показателей, при выполнении которых работа финансового директора и его подчиненных признается успешной. Показатели должны быть конкретными и измеримыми. 8. Заключительные положения. В данной части закреплены порядок согласования и утверждения Положения, срок его действия, процедура внесения изменений, ознакомления сотрудников с Положением и процедура его хранения. Положение о финансовом блоке в обязательном порядке cогласовывается с кадровой службой компании и утверждается генеральным директором.
Положение об отделе ФЭСК разработке положений об отделах, входящих в состав ФЭС, финансовый директор привлекает руководителей отделов и делегирует им часть своих полномочий. Регламент деятельности каждого из подразделений ФЭС формируется отдельно и обычно состоит из следующих частей: 1. Общие положения. Здесь указывается, что данный отдел является структурным подразделением финансового блока компании, прямо подчиненным финансовому директору; прописывается порядок создания и ликвидации отдела; закрепляется непосредственное подчинение сотрудников руководителю отдела. Здесь же дается ссылка на регламентирующие деятельность отдела документы (регламенты основных бизнес-процессов). 2. Структура отдела. В первом пункте этого раздела обычно содержится информация о том, что структура и штатная численность отдела, а также изменения, вносимые в организационно-функциональную структуру и штатную численность, утверждаются приказом генерального директора исходя из условий и особенностей деятельности компании по предложению руководителя данного отдела и согласованию с финансовым директором. Во втором пункте представлена блок-схема отдела с обязательным указанием названий и количества должностей, включая категорию «Резервная». 3. Основные функциональные обязанности сотрудников отдела. В соответствии с Положением о ФЭС и задачами подразделения указываются основные обязанности его сотрудников, направленные на реализацию поставленных перед отделом целей. 4. Права и ответственность сотрудников. В этом разделе подробно изложены права, а также закреплена ответственность каждого из штатных сотрудников отдела за выполнение возложенных на него должностных обязанностей. 5. Контроль и проверка деятельности отдела. Эта часть регламентирует порядок проведения ревизии деятельности отдела, здесь же приведена система контроля и даны критерии оценки. 6. Заключительные положения. Аналогично Положению о финансовом блоке. Нужно учесть, что в ходе согласования положений о ФЭС и ее отделах первоначальная структура финансового блока, его задачи и функции могут претерпеть изменения. Бывает, что некоторые функциональные обязанности одного сотрудника или отдела диссонируют с общими функциями и требуют «перемещения» в другие отделы или создания нового подразделения. Это нормально, поскольку вся работа по созданию регламентов проводится еще и с целью оптимизации структуры финансового блока.
Должностные инструкции6Должностные инструкции сотрудников компании – важная, но весьма больная тема. С одной стороны, все подчеркивают их значимость и полезность, с другой – должностные инструкции довольно часто «не работают». Зачем же нужны должностные инструкции и как заставить их «работать»? Приведем несколько аргументов. Должностные инструкции позволяют финансовому директору минимизировать конфликты, связанные с тем, что руководитель «расходится» с подчиненным в определении обязанностей последних. Основной смысл должностных инструкций – в придании большей прозрачности трудовому процессу. То есть инструкции должны описывать прямые обязанности специалиста, сферу его компетенции, критерии оценки эффективности работы, ответственность. И если в них все это отражено и, более того, соответствует действительности, то руководитель получает отличный инструмент управления персоналом, значительно облегчающий решение таких важнейших проблем, как, например, адаптация и мотивация персонала, уменьшение или увеличение заработной платы.
Помимо прочего должностные инструкции требуют их соблюдения не только работником, но в той же степени и работодателем. Все, что руководитель спрашивает с подчиненного сверх написанного в инструкции, должно оплачиваться дополнительно. Если предусмотрены какие-либо права сотрудника, их придется обеспечить. Должностные инструкции дисциплинируют руководителя: их несоблюдение или игнорирование неизбежно приводит к дискредитации его в глазах подчиненных. А поскольку финансовый директор играет одновременно две роли: руководителя – с одной стороны, и наемного сотрудника – с другой, то должностные инструкции способны защитить и его собственные интересы. Подробная должностная инструкция включает, как правило, следующие пункты:
В итоге получается довольно длинный и детальный документ, однако подробности позволят в дальнейшем строить взаимоотношения с сотрудниками на качественно ином уровне. Должностная инструкция должна быть согласована с непосредственным и прямым руководителями (то есть с руководителем отдела ФЭС и финансовым директором), кадровой службой и утверждена генеральным директором. После того как работник ознакомится с ней, подтвердив этот факт своей подписью, один экземпляр инструкции обязательно вручается ему, а не сдается «в архив». Только в этом случае можно ожидать какого-либо эффекта от данного документа. О важности мотивацииНаиболее актуальной задачей при разработке системы мотивации сотрудников ФЭС является создание прозрачной и четкой системы управления вознаграждениями и неденежными компенсациями7. Безусловно, за реализацию этой задачи отвечает, прежде всего, кадровая служба, но финансовый директор не устраняется от этой работы. Его роль сводится к выполнению следующих действий: – обеспечение взаимосвязи между схемой выплаты вознаграждений и компенсаций, позицией, занимаемой сотрудниками, и долгосрочным бюджетом компании; После завершения этих работ финансовый директор имеет право требовать от кадровой службы положения о системе мотивации для своего персонала. Перечисленные выше положения - далеко не полный перечень всех возможных документов, регламентирующих процессы по управлению персоналом в финансовом блоке. Но это тот необходимый минимум, который создает основу системы управления. В дальнейшем разработанные документы будут пересматриваться, модифицироваться в ходе развития компании, постановки новых задач и целей. Однако должным образом разработанная и внедренная в жизнь система регламентов поможет финансовому директору «приподнять» себя над текущими операциями, не даст увязнуть в водовороте бесконечных цифр, позволит влиять на принятие управленческих решений в компании и подготовит финансовую службу к выполнению стратегических задач бизнеса. А умение сочетать стратегическое мышление и тактическое руководство - главное качество современного финансового директора. 1) Также об этом статью «Первые шаги финансового директора в новой компании» («Финансовый директор», 2006, № 1, с. 70 или на сайте www.fd.ru). - Примеч. редакции. 2) О структуре и функциях ФЭС также статьи «Структура ФЭС: опыт практиков» («Финансовый директор», 2004, № 2, с. 86), «Организация работы финансовой службы в холдингах» («Финансовый директор», 2004, № 5, с. 12). Эти статьи также на сайте www.fd.ru. - Примеч. редакции. 3) Подробнее о системе контроллинга также статью «Автоматизация контроллинга на Красноярском заводе комбайнов» («Финансовый директор» 2004, № 9, с. 62 или на сайте www.fd.ru). - Примеч. редакции. 4) Подробнее об этом статью «Что должен знать финансовый директор о договорной работе» на с. 38. - Примеч. редакции. 5) Подробнее об этом статью «Как рассчитать оптимальную численность ФЭС» («Финансовый директор», 2006, № 11, с. 78 или на сайте www.fd.ru). - Примеч. редакции. 6) Об этом также статью «Разработка должностных инструкций для ФЭС» («Финансовый директор», 2005, № 4, с. 68 или на сайте www.fd.ru). - Примеч. редакции. 7) Подробнее об этом статью «Как мотивировать сотрудников ФЭС» («Финансовый директор», 2004, № 10, с. 72 или на сайте www.fd.ru). - Примеч. редакции. Журнал "Финансовый директор" №2 (февраль) 2007 |