Главная страница --> Статьи

«Особенности применения МСФО .. | Хочу все знать .. | Послезавтра .. | Звезды в рекламе и как без н .. | Монополия здравого смысла .. |


Банковский маркетинг



Первоисточник: ИА Клерк.ру

По данным исследователей, за 2006 год увеличилось не только количество банков-рекламодателей, но и ассортимент рекламных предложений: при среднерыночном росте рекламных бюджетов на 23% увеличение банковских затрат на рекламу в текущем году составило 51%. О причинах этого, а также о тенденциях в маркетинге и рекламе банковского сектора в России корреспондент «Клерк.Ру» Александр Саполнов беседует сегодня с Арсением Сольдау, президент брендингового агентства Soldis.

Арсений, с чем, по вашему мнению связано увеличение затрат на рекламу в банковском секторе?

Справедливо будет назвать, как минимум, три определяющих тренда, которые определили в конечном итоге рост рекламных бюджетов в банковском секторе. Во-первых, в связи с ростом благосостояния у людей растет интерес к банковским услугам, а значит, данный вид сегмент рынка бурно развивается, что сопровождается соответствующей рекламной поддержкой. Во-вторых, отмечена тенденция к росту доверия к банкам и банковским услугам. Это вызвано жестким контролем со стороны государства, введением гарантий для вкладчиков и другими мерами государственного регулирования. Это повышает привлекательность банковских услуг для граждан, а значит, создает предпосылки для дальнейшего роста этого бизнеса.

Другая важная причина состоит в том, что инфраструктура банковских услуг в нашей стране достигла того состояния, что она становится привлекательной для крупных мировых финансовых структур. Происходят интеграционные процессы, и часть рекламных бюджетов определена необходимостью повышения привлекательности собственно банковского бизнеса.

Какой маркетинговый потенциал вы видите в сфере банковских услуг?

Величайшей особенностью России, просто Клондайком для будущего развития, является то, что удивительным образом из поля зрения финансовых маркетологов выпало более 80% представителей потенциальной целевой аудитории. Десять с лишним лет во всех брифах – исследовательских, креативных, медийных и т.д. - они писали: «Молодые люди, мужчины и женщины, 25–35, доход выше среднего, менеджеры и управленцы...». В итоге вне поле зрения оказалось огромные новые потребительские классы: чиновники, self-employment, высококвалифицированные «синие воротнички». Шутки шутками, но как вы думаете, где в Москве работает «мужчина 30 лет с зарплатой в 34 000 рублей?». Машинистом в метро! А покажите хоть одну банковскую рекламу, где было бы обращение к тем, кто зарабатывает своими руками?

С другой, клиентской, стороны есть встречное непонимание и неприятие коммерческих банков. Во-первых, психологическое недоверие. Респонденты в наших исследованиях так и говорили: «А как я туда зайду? Там все так чистенько, солидно, ухожено. Вдруг меня оттуда погонят?». Потенциальные потребители твердо уверены, что им предлагают сыграть в кошки-мышки, где им априори отведена роль мышек.

Сломать это можно именно за счет коммуникаций, при том, не сужая это только до тональности рекламы, а на всех уровнях: от знака и фирменного стиля, до содержания каждой листовки.

Во-вторых, мы с удивлением отметили в своих исследованиях, что даже у не самых обеспеченных слоев по факту не сформулирована идея бережливости. Даже случайно образовавшаяся ненужная сейчас сумма в размере $500 или $1000 не рассматривается как повод сходить в банк, открыть или пополнить свой счет. Скорее, ей будут придуманы внеплановые и не сильно необходимые траты. На худой конец ее положат под матрац. Банк даже не рассматривается в качестве надежного и постоянного – «копеечка к копеечке» – накопителя.

Таким образом, задачи финансового маркетинга в настоящий момент ещё и в том, чтобы начать формировать нормальную банковскую культуру у населения.

Есть ли какие-то серьезные ограничения в поиске новых нестандартных подходов в маркетинге банковских услуг?

Принято говорить, что банковский бизнес консервативен. Это стало банальностью и общим местом, и никто почему-то не хочет задумываться, почему по всему миру банки активно меняют свои форматы и далеко не всегда неудачно. Да, провалился проект виртуального банка: чисто онлайн без единого офиса, зато огромное количество интерактивных сервисов и супервыгодные предложения ввиду того, что всё fat-free (от агнл. «обезжиренный»). Потребители оказались не готовы полностью перейти от живого человеческого общения.

Но при этом вопреки скептикам создан и успешно развивается  банк, оперирующий с огромными массами клиентов суммами от нескольких долларов или даже центов! А его автор недавно даже был отмечен Нобелевской премией. Поэтому разговор идет, скорее, не о том, что банковский сектор консервативен и не гибок. Речь, скорее идет о том, что он очень чувствителен к ошибкам и просчетам в попытках его как-то модернизировать и изменить.

Например, очень интересными и успешными получаются эксперименты с банковскими пластиковыми картами как по их оформлению, так и по способам применения - дисконты в определенных магазинах, пропуска в клубы или на мероприятия или даже на работу и т.д. - в духе Ли-Лу из «Пятого элемента»: «Мультипасс».

Каковы сегодняшние тенденции в банковской рекламе в нашей стране? Отличаются ли они от Запада?

Если рассматривать глобальные тренды и более развитые в финансовом смысле рынки, а потом пытаться спрогнозировать, что будет актуально в этой сфере у нас, то нельзя не отметить две тенденции: во-первых, плавное нивелирование уникальных черт и особенностей почти всех банковских брендов и продуктов; во-вторых, непрекращающиеся попытки «развернуть» розницу (а мы говорим преимущественно о ней) лицом к потребителю.

Первая тенденция связана с тем, что по факту все предложения в банках уже примерно выровнялись и по набору продуктов, и по условиям, и по надежности операторов. В США, по данным исследования Relationships Monitor (измеряет взаимоотношения между брендом и потребителем в различных категориях и отраслях), это привело к тому, что доля тех, кому совершенно безразлично в какой банк зайти, примерно в полтора раза выше, чем в среднем по категории «услуги». При этом совершенно незначимыми оказались такие типы взаимоотношений, как: «Стоимость услуг» (а зачем? она у всех примерно одинаковая) или «Наличие приятных сюрпризов» (еще не хватало сюрпризов в финансовой сфере!).

Единственный способ для успешного маркетингового развития банкам остается только в разделе «Забота». Не «Обслуживание», а именно «Забота». Ее от банков хотят ощутить почти вдвое больше, чем от любых других организаций.

Специфика банковской рекламы обуславливается особенностью услуг в этой области – отсутствием их материально-вещественного воплощения, а также той ключевой ролью, которую играет такая категория, как доверие. Как это отражается на креативе? Приведите примеры эффективной рекламы какого-либо банка. На чем строилась здесь концепция?

Радикальную попытку «развернуть банк» лицом к частному вкладчику и внедрить клиентоориентированный подход мы могли наблюдать на примере рекламы «Альфа-Банк-Экспресс». По задумке кейс был отменный. И то, что «Большой» Альфа-Банк решил в итоге взять фирменный стиль и тональность из «Экспресса», лишний раз это доказывает. Но реализация оказалась провальной, что признало само руководство банка.

Тем не менее, тренд на общение с клиентом не через стойку-баррикаду и не по своим жестким нормативам, а, исходя из его потребностей, верен и, можно сказать, понимание этого неизбежно. Сложность тут, как и во всяком ритейле, связана с качеством работы персонала, и, что характерно, на всех уровнях. Но это не новость: маркетинг в сфере розничных продаж, вообще, наполовину это забота и заслуга службы HR.

Как можно произвести оценку эффективности рекламы банка?

Все зависит от бизнес-целей конкретного банка, маркетинговых задач и, соответственно, цели рекламной кампании – привлечение потребителей кредитов, повышение знания марки, программ по вкладам населения или привлечения стратегических инвесторов. В любом случае наиболее эффективным методом нужно признать проведение соответствующих исследований. И рост запросов на проведение маркетинговых исследований свидетельствует, что многие банки осознали, что оценку эффективности рекламы не возможно проводить на уровне «нравится – не нравится» маркетинговое послание совету директоров или родственникам акционеров. Сейчас все определяет мнение целевой аудитории, и на его изучение стоит тратить и усилия, и бюджеты.



Похожие по содержанию материалы:
Как связать систему оплаты и стратегию компании ..
Обмани меня нежно ..
«МСФО и международная конвергенция в финансовой отчетности» ..
«Учет финансовых инструментов: что делать с закладными?» ..
«Особенности применения МСФО ..
Хочу все знать ..
Послезавтра ..
Звезды в рекламе и как без них обойтись ..
Монополия здравого смысла ..
Многоликое лицо компании ..
Владимир Соловьев: «Поле битвы с олигархами досталось чиновникам-мародерам» ..
Поправки в закон об аудите будут приняты не скоро ..
Уровень зрелости организации ..


Похожие документы из сходных разделов


Принципы Эллы Стюарт

Максим Котин
Первоисточник: Журнал "Секрет фирмы"

Председатель совета директоров BBDO Russia Group работает в рекламе десять лет. За это время ей удалось превратить свою компанию в одну из самых именитых и успешных рекламных групп на российском рынке. Но в последнее время пришлось нелегко – нужно было не тольк .. читать далее


Работа: что я здесь делаю?

Е.В. Шубина
Первоисточник: Журнал "Справочник секретаря и офис-менеджера"

Е.В. Шубина, психолог, директор департамента образовательных программ Института профессионального тренинга

Иногда жизнь подкидывает нам поистине странные ситуации. Вы привычно про ..

читать далее
Иррациональное зерно Миновалова Как банкир средней руки создал одну из крупнейших солодовенных компаний в мире

Евгений Карасюк
Первоисточник: Еженедельник "Smartmoney"

Президент и владелец банка “Авангард” Кирилл Миновалов утверждает, что никогда не питал слабости к сельскому хозяйству. До 2001 г. он был чистым банкиром, без всякой примеси агрария. Но вот уже пять лет Миновалов минимум треть рабочего времени посвящает солоду .. читать далее