

Оплата труда, как часть функции управления персоналомПервоисточник: Писать вводные статьи всегда трудно. Читатель ждет от тебя практических рекомендаций, а автору необходимо дать исходные (часто академические) пояснения по теме, которые вероятно читатель знает уже давно. Однако вводная статья по вопросам оплаты труда необходима. На протяжении многих десятилетий, компании СНГ разделяли функцию оплаты труда и функцию управления персоналом. Отделы труда и заработной платы и отделы кадров благополучно существовали раздельно, управляемые разными заместителями первого руководителя по функции (экономики и персонала соответственно). Между тем, во всем мире это единая, функциональная среда. Поэтому, мы и начнем с изучения взаимосвязей этих функций. Что делают в сегодняшних системах управления менеджеры по управлению персоналом? Какую роль они играют в своих организациях? И где функция оплаты труда стыкуется с системой управления персоналом? Ответы на эти вопросы, изменились существенно, за последние 25 лет. От общественного деятеля (организатора пикников, слушателя жалоб) и простого фиксатора кадровых данных, менеджеры по персоналу постепенно переходят в разряд равноправных членов управленческой команды, составляющей основу верхнего звена управления компанией. Это не приняло еще повсеместный характер, но сдвиги видны и очевидны. Однако, что является триггером данных изменений? Компании СНГ постепенно переключаются от чисто производственных, на ориентированных на клиента. Это происходит болезненно, медленно, часто с попытками вести двойную арифметику в философии управления, но это происходит. Представители класса новых собственников, пусть пока интуитивно в большинстве своем, начинают понимать, что для того, чтобы быть гибкими, и реагировать на изменяющиеся потребности клиентов, необходимо уделить внимание отбору и найму лучших людей. Переключение на философию компании, ориентированную на клиента однозначно означает, что люди неожиданно становятся самым ценным продуктом компании. Иными словами отбор и найм, трудовые отношения, подготовка и повышение квалификации, оплата труда, гарантии и компенсации быстро переходят в разряд первоочередных забот и размышлений верхнего звена управления. В малом бизнесе, задачи управления персоналом чаще всего являются компетенцией первого руководителя или линейного руководителя. Эти руководители, которые ранее были наставниками или друзьями своих подчиненных, становятся перед лицом вынесения суждений по результатам работы последних. Данный фактор вызывает большие трудности морального порядка, иными словами создает проблему адаптации первых руководителей к их новой миссии в контексте управления персоналом. Эта миссия многоаспектна ( 1) и не все линейные руководители в состоянии справиться с ее реалиями.
Оплата труда является одним из существенных элементов внутрифирменного бюджета. Материальная и моральная мотивация персонала в последние годы принимает все более сложные формы. Существующую ситуацию нельзя сводить просто к выплате наличных, или получению дополнительных отпускных выплат и путевок на курорты от лица компании. Программы оплаты труда, которые начали вводиться в начале перестроечного периода, постепенно перестают удовлетворять администрацию многих компаний СНГ. Низкая эффективность этих программ определяется рядом причин:
При такой ситуации персонал компании начинает тяготиться установленными системами оплат, ибо они слабо признают их персональные усилия и замыкаются на стоимости жизни - уровне инфляции. Работодатели, также без энтузиазма рассматривают данные системы оплаты, ибо последние слабо связаны с бизнес - целями вдоль всей организации. Независимо от того, что происходит с доходами компании, затраты на оплату труда растут с заранее прогнозируемым интервалом, а когда невозможно поддерживать конкурентный уровень себестоимости, начинаются сокращения. Данный феномен подрывает лояльность работников и ведет к атмосфере цинизма и недоверия в компании. Однако каковы должны быть в этом контексте основные принципы эффективных программ оплаты труда? Мы указали ранее недостатки существующих систем, которых следует избегать. С другой стороны, каковы должны быть шаги менеджмента компании для достижения успеха? Несколько лет назад наша компания принимала участие во внедрении системы оплаты труда, крупной производственной компании США в области высоких технологий в г. Хьюстон, штат Техас. Руководство компании решило сформулировать принципы системы оплаты труда и цели разрабатываемой системы. Обе эти составляющие были зафиксированы в политике по оплате труда, разработанной группой стратегического планирования компании. С разрешения нашего клиента мы приводим фрагмент данной политики, а также вопросник, который был роздан всем работникам компании для анонимного заполнения. Именно результаты обработки данного вопросника явились основой для формирования указанной политики в области оплаты труда. Принципы системы оплаты. К чему мы идем:
Недостатки существующей ситуации:
Руководство компании решило, что система оплаты труда разрабатывается для:
Очевидно, что заложенные в систему оплаты принципы, предполагают творческий и гибкий подход к ее созданию. Особенно нелегкая задача - коммуникация этих принципов, т.е. доведение их до персонала компании. Ни одна система оплаты труда не будет внедрена, если работники организации "не купят" ее. Поэтому необходим прямой маркетинг системы оплаты и эта задача ложится на менеджеров по персоналу. Работники компании должны понять цели системы оплаты и влияние этих целей на них самих. А теперь упомянутый выше вопросник.
3. Как Вы оцените свою компанию и свое подразделение по следующим вопросам? Используйте шкалу от 1 до 5, где 1 - самый высокий балл:
4. Какие, на Ваш взгляд результаты труда адекватно вознаграждаются в Вашей компании и подразделении. Рассматривайте это в терминах устных благодарностей, роста заработка, положительных оценок и аттестаций, признания заслуг. Используйте шкалу от 1 до 5, где 1 - самая высокая оценка.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что функция управления персоналом не существует более в корпоративном вакууме. Это составная часть компании, а не просто административная регистрационная работа. Эта функция должна играть проактивный характер, иначе она никогда не догонит те изменения, которые имеют место на рынке и в структуре рабочей силы. А так как программы оплаты труда являются связующим звеном многих кадровых функций, имеет смысл подробно изучать их потенциал. Этим вопросам и будут посвящены статьи нашего журнала. |