Главная страница --> Статьи

«Вытягивает» профессиональны .. | Интервью директора сводного .. | Особенности защиты экономиче .. | Срочно заключите договор В Т .. | Спонсорство + Кейс = принцип .. |


Коммерческая тайна предприятия



Первоисточник: КАДРОВИК.РУ

Нередко при заключении трудового договора от сотрудника требуется соблюдение такого условия, как неразглашение коммерческой тайны предприятия. Какую же информацию можно отнести к конфиденциальной? Как документально оформить данную обязанность работника?

Практически на каждом предприятии существуют локальные нормативные акты, основанные на нормах трудового права (ст. 8 ТК РФ). Один из таких документов – Положение о коммерческой тайне (далее – Положение), которое разрабатывается, как правило, юристами и работниками отдела кадров компании, а утверждается ее руководителем. Именно работодатель является обладателем полученной в рамках трудовых отношений информации, составляющей коммерческую тайну предприятия (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»), и поэтому обязан принимать меры к охране необходимых сведений.

В ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определен перечень данных, являющихся общедоступными, которые не могут составлять коммерческую тайну. Например, сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, в документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах; о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о перечне лиц, имеющих право действовать от имени организации без доверенности.

Этот перечень не является закрытым, поскольку в отношении иных подлежащих раскрытию сведений Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ ссылается на другие нормативные акты. Принимая на работу сотрудника, который будет иметь доступ к закрытой информации, работодатель должен под расписку ознакомить его с действующими в фирме локальными нормативными актами, имеющими непосредственное отношение к трудовой функции данного работника (ст. 68 ТК РФ; ст. 11 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ), в том числе с Положением. Оно может содержать перечень конфиденциальных сведений, который устанавливает руководитель исходя из специфики работы компании.

1. Производственная деятельность:

- сведения о структуре производства, запасах сырья, материалов; о финансах и готовой продукции;

- данные об объеме перевозок, о транзите грузов, транспортных расходах;

- сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения.

2. Управление в компании:

- сведения о подготовке, принятии и об исполнении руководством предприятия отдельных решений по производственным, коммерческим, организационным и иным вопросам;

- данные о планах инвестиций, закупок и продаж;

- сведения о необъявленных официально планах вывода на рынок новых товаров, продуктов и услуг;

- информация о направлениях маркетинговых исследований и результатах изучения рынка, содержащая оценки состояния и перспективы развития рыночной конъюнктуры;

- сведения о рыночной стратегии компании;

- данные о применяемых фирмой методах продаж;

- информация о регионах сбыта готовой продукции;

- сведения о новых продуктах, выводимых на рынок до официального представления продукта.

3. Партнеры:

- сведения о заказчиках, подрядчиках, поставщиках, клиентах, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках и других партнерах деловых отношений, а также о конкурентах, которые не содержатся в открытых источниках (справочниках, каталогах и др.);

- данные о фактическом состоянии расчетов с теми или иными партнерами;

- информация о торговых агентах (дилерах), об условиях взаимодействия с ними; о целях, задачах и тактике переговоров с деловыми партнерами;

- сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами;

- данные о методах расчета и структуре выходных цен, идентификации и защиты продуктов предприятия от всевозможных подделок;

- информация о размерах предоставляемых скидок конкретным клиентам; о целях, задачах и программах перспективных разработок.

4. Безопасность организации:

- сведения о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации, шифрах;

- информация, составляющая коммерческую тайну предприятий-партнеров и переданная предприятию на доверительной основе;

- данные об информационной системе компании и о применяемых способах информационной защиты.

Работник, допустивший разглашение коммерческой тайны предприятия, несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством. К нему могут быть применены меры дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения (пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ; «В курсе правового дела», N 12 (16), 2005).

Утверждение в организации такого локального нормативного акта, как Положение о коммерческой тайне, призвано сохранить конфиденциальность информации, позволить ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг и уберечь предприятие от значительных экономических потерь.



Похожие по содержанию материалы:
Банкиры и банкротство. Смогут ли российские банки выстоять против иностранных "дочек" ..
Отчетный апокалипсис ..
«Я знаю, что такое свобода, и легко даю ее другим» ..
15 секретов памяти. Как не забыть самое важное? ..
«Вытягивает» профессиональный стандарт ..
Интервью директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андре ..
Особенности защиты экономических интересов российских компаний во внешней торговле ..
Срочно заключите договор В Трудовом кодексе уточнены почти 300 статей ..
Спонсорство + Кейс = принцип маркетинга Avaya ..
Искусство безопасной рекламы ..
Рекламное агенство и наружняя реклама, или орфографический словарь рекламиста ..
Роль МСФО в управлении финансами организаций ..
Эволюция отчетности ..


Похожие документы из сходных разделов


Организационные особенности системы бухгалтерского учета Франции

Поленова С.Н., к.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета МУПК
Первоисточник: Журнал "Финансовый менеджмент"

Развитие и совершенствование рыночных отношений в России невозможно без изучения, анализа, теоретического осмысления и применения в практической деятельности мирового передового опыта в области бухгалтерс .. читать далее


К обратной глобализации


Первоисточник: ЭКСПЕРТ РА

О том, какими видятся тенденции в российской корпоративной отчетности сквозь призму нашего рейтинга, «Эксперту» рассказывает партнер PricewaterhouseCoopers Александр Чмель

— PricewaterhouseCoopers давно наблюдает за нашей работой по составлению рейтинга. Как за эти годы изменилось .. читать далее


ГААП и МСФО станут ближе

Василя Плеханова
Первоисточник: Журнал "Консультант"

Когда перед российской компанией встает вопрос о переходе на международную отчетность, то, как правило, рассматривается одна из двух систем - МСФО или ГААП  США (1). Поскольку требования американских и европейских ст .. читать далее