Управленцы в России: некоторые тенденцииЮ. Бевзенко Первоисточник: Не претендуя на исчерпывающий обзор тенденций послекризисного периода в управлении бизнесом, мы решили поделиться своими наблюдениями и результатами исследований, касающихся тех изменений, с которыми мы сталкиваемся в работе с высшими руководящими работниками и владельцами бизнеса. Вперед к цивилизации! Некоторые читатели могли бы предположить, что коль скоро автор статьи — представитель компании executive search, то и речь пойдет о компаниях-клиентах, скорее всего, иностранных, где изначально прописаны и структура, и бизнес-процессы. В связи с этим нужно с самого начала пояснить, что в данном материале рассматривались все компании, делающие бизнес на российском рынке. Сейчас мы находимся на определенном историческом этапе развития, который западными странами уже давно пройден. Поэтому, на наш взгляд, сравнения с иностранным бизнесом стран со зрелой экономикой неуместны, и надо трезво оценивать те достижения, которые есть у наших компаний, постоянно делая поправку на то, что нашему рынку чуть более 10 лет. Экономика становится рыночной уже не на словах. В массовом масштабе необходимость в реальных управленцах, умеющих организовывать и поддерживать прибыльный для собственников бизнес в относительно устойчивых условиях функционирования предприятия, появляется приблизительно с начала 2001 года. Получив заветное производство, владелец оказывается перед задачей долгосрочного планирования и управления в новых условиях, и зачастую вынужден нанимать того профессионала, который, в отличие от него самого, прекрасно умеет это делать, не «изобретая велосипеда». Однако если говорить о среднесрочной перспективе для России, ситуация, при которой владелец является одновременно и основным управляющим компании, как нам видится, останется актуальной, и это не всегда плохо. Более того, мы редко видим тех наемных руководителей, которые готовы по своему профессиональному мировоззрению быть собственниками. Мы уверены, что владельцы не должны использовать участие в капитале как формальную мотивацию таких управленцев. От тенденций к новым требованиям Если пока еще не весь персонал в российской компании рассматривается владельцем как один из полноценных ресурсов наряду с материальными активами и финансами, то наемных топ-менеджеров все чаще называют в числе ключевых конкурентных преимуществ. Владельцы начинают признавать возможность знания менеджером предмета в лучшей мере, чем они сами (например: «НК «ЮКОС», ОМЗ — Объединенные Машиностроительные Заводы). Отсюда — повышение требований при найме такого специалиста, особое внимание к успешно завершенным им проектам, придирчивый сбор рекомендаций. Мы выделили 7 основных кросс-индустриальных тенденций, которые заметны в экономике России конца 2002 — начала 2003 г. Каждая из них естественным образом повлияла и на рынок труда в целом, и на требования к управленцам в частности. Коротко обозначим эти изменения в таблице 1. Таблица 1 Основные тенденции в экономике и их влияние на рынок управленческих кадров1
Управленцы: типология Уверены, что каждый из читателей смог бы предложить свое ранжирование руководителей, и каждый был бы по-своему прав. Мы предлагаем наш вариант типологии с точки зрения специалистов, которые занимаются подбором руководящих кадров с начала девяностых годов. Было бы крайне интересно обсудить и дополнить этот список вместе с вами2.
Есть ли пути для развития? Как консультанты в управлении карьерой, в ежедневном общении с наемными руководителями, описанными в пунктах 3 и 4, мы все чаще сталкиваемся с ситуацией тупика, в которую они, по их же мнению, попадают. Что же волнует управленцев с точки зрения их профессиональной карьеры и жизни? Во-первых, невозможность самореализации, уже не в плане применения формальных знаний и навыков, а в плане создания долгосрочного, возможно, пожизненного, предприятия, которое бы воплощало их внутренние потребности как личностей, учитывало их творческие способности и жизненные цели. Во-вторых, разочарование западной системой управления у менеджеров, работающих в иностранных компаниях, и наоборот, российским стилем у менеджеров, пришедших на большие задачи, поставленные локальными владельцами из иностранных компаний. В-третьих, позднее понимание того, что переход в более крупную (диверсифицированную) структуру не является гарантией интересной работы и избежания тех же проблем управления, коммуникаций и иных, с которыми они столкнулись в предыдущей компании. В итоге многие «звезды» (управленцы высшего звена с устоявшейся репутацией, подтвержденной историей профессионального успеха), как их принято называть у «охотников за головами», перешли в разряд «перекати-поле». Здесь нам видятся следующие причины такой ситуации:
На наш взгляд, многие менеджеры, осуществив головокружительный карьерный рост, не успели, тем не менее, набраться той жизненной философии, которая бы позволяла взглянуть на их успехи и возможности со стороны, абстрагироваться от условий одной организации, одной страны, одного этапа развития, как экономического, так и личного. Немногие понимают, что проблемы, которые они решают и которым нет конца, никогда и не кончатся, а только перейдут на новый уровень, станут глобальными, требующими все больше знаний для решения. Это, собственно, и является свидетельством непрекращающегося роста управленца, а никак не тупиком: с того, кому дано многое, многое и спрашивается. Взаимодействие с властью По примеру некоторых компаний с иностранным менеджментом, которые еще 10 лет назад создали у себя в российских подразделениях место для менеджера по связям с государственными органами, отечественные компании также переходят к цивилизованной форме взаимодействия с властью (насколько это, в принципе, возможно у нас в стране). Пока института профессиональных лоббистов у нас не существует, а есть лишь отдельные профессионалы, компании стараются решить вопрос двумя путями: наймом в штат менеджера по связям с государственными (властными структурами) и (или) участием в бизнес-ассоциациях, которые лоббируют интересы группы предприятий определенной индустрии на законодательном уровне. И в том, и в другом случае необходимы серьезные профессионалы, которые могли бы быть успешны как на корпоративном, так и на государственном уровне. Иностранцы в России Говоря об изменениях, коснувшихся управленцев, нельзя обойти вниманием и иностранных менеджеров в России. Здесь также есть видимые изменения. Во-первых, спрос на иностранных менеджеров в конце девяностых был несравнимо ниже, чем в начале «перестроечного» процесса, что понятно и объяснимо (например, в компании «ВРО Executive search & Consulting», процент заказов на иностранных директоров от общего числа заказов с 1999 по 2002 г. колеблется на уровне 5—7%, при том, что клиентскую базу наполовину составляют компании с иностранным менеджментом). Во-вторых, изменился состав специалистов, работающих в России. Если до середины девяностых иностранцы, которые приезжали к нам, в большинстве случаев, относились к разряду «avanturier» или тех, кто хотел спокойно досидеть до пенсии, то сейчас это не так (конечно, не все из тех, кто был в России в то время, вернулись на родину — многие так и осели здесь, обзаведясь семьями и открыв собственные компании). Мы видим, что приезжающие в последние годы менеджеры — это скорее молодые профессионалы глобального уровня, для которых Россия является одной среди прочих стран в их послужном списке, и от того, как они проявят себя здесь, существенно зависит следующий этап их профессионального роста. Россия для многих секторов индустрии стала одним из приоритетных рынков сбыта, организации локального производства, а, следовательно, и управление таким рынком поручается перспективным и знающим управленцам. Другими факторами возможного возвращения иностранцев в бизнес являются выход российских компаний на международные рынки, необходимость в раскрытии информации о бизнесе, а также бурное развитие новых секторов (например, сетевая розничная торговля). Все эти перемены приводят владельцев россий-ского бизнеса к необходимости приглашать иностранных директоров, которые либо владеют специфическим know-how в определенной отрасли, либо просто намного более эффективно, чем российские специалисты, справятся с задачей вывода компании на требуемый уровень управления и поддержания этого уровня. И здесь отрадно заметить то ключевое изменение, что иностранный директор уже не считается a priori лучше российского. Все решает вопрос прагматичного отношения к человеческим ресурсам: если кто-то может решить бизнес-задачу лучше, то возьмут на работу именно его. Интересующие вас вопросы 1 Первоисточник: аналитика компании «ВРО Executive search & Consulting». 2 координаты автора в конце статьи. Исследования для подготовки Опубликовано в номере:
|