Главная страница --> Статьи

МСФО 2 «ЗАПАСЫ» УЧЕТ ЗАТРАТ .. | Наша цель – отчетность, на о .. | МСФО с доставкой в офис .. | Взять отпуск на год .. | Экономический эффект "влипан .. |


Харизматическое управление переговорами.



директор ЗАО «Советник-Н»,
психолог, организационный консультант,
консультант-преподаватель НОУ «ИПП»

По М.Веберу «харизма - незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других». Существует мнение, что влияние тем сильнее, чем больше его цели скрыты от тех, на кого оно рассчитано. Это действительно бывает правомерно там, где речь идет о воздействии на толпу.
Однако вне ситуаций взаимодействия с массовой аудиторией, в межличностном общении, харизматик пользуется предельно открытой демонстрацией своих целей. Харизматический стиль ведения переговоров отличает то, что, обосновывая необходимость принятия своей позиции, лидер переговоров не только опирается на логические доводы, но и действует на иррациональном уровне, обращаясь как к разуму партнера, так и к более глубоким, бессознательным, слоям его психики. При этом речь идет не о манипуляции другими людьми, а о включении своей идеи в их систему ценностей.

Экспертная харизма в переговорах: не только риторика.

В 60-х годах 20 века Йельская школа экспериментальной риторики проводила эксперименты по проверке эффективности речевых средств, используемых в публичном выступлении, и эти исследования были не в пользу классических риторических приемов. Одного только рационального убеждения, основанного на логике, осознании и принятии аргументов, недостаточно. Ведь люди верят скорее своему опыту, опираются на внушенные с детства системы убеждений и действуют, исходя из своих интересов, а не из стремления найти и утвердить истину. Поэтому, для того, чтобы речь превратилась из простого средства передачи информации в действенный инструмент влияния, необходимо одновременное применение и других, нелингвистических, средств.

  1. Один юрист, работающий в моей компании, занимается делами по взысканию долгов. Это харизматичный молодой человек, считающийся главным специалистом по «бескровному выбиванию денег». Он информирует клиента: долго и дотошно перечисляет возможности законодательства, описывая плачевные последствия для тех, кто ему не следует; производит нехитрые математические расчеты, ужасающие клиента итоговыми цифрами...Его харизма в переговорах по этому неприятному поводу заключается в том, что он придерживается экспертной позиции и терпеливо, очень вежливо и уважительно, разъясняет должнику всю сложность ситуации и описывает выгоды погашения задолженности прямо сейчас, не доводя дела до суда в будущем. Он действительно сильный юрист, владеющий знаниями, а быть харизматиком в переговорах ему помогает роль эксперта, которая сама по себе обладает мощным суггестивным (внушающим) воздействием.

Отличие эффективного информирования этого переговорщика от действий других менеджеров, ломающих копья, раздражающихся, требующих возмездия и бесконечно проводящих время в судебных коридорах, заключается в том, что он отстраняется от проблемы неэтичности поведения должника и концентрируется исключительно на задаче выплаты денег в конкретные, сжатые, предлагаемые им самим сроки. Он выстраивает отношения с нарушителями правил так, чтобы помочь им сохранить лицо и самоуважение, при этом доказательства своей позиции он выстраивает, опираясь на незыблемость не просто буквы закона, а на вековые понятия о правде и справедливости.

Основной точкой опоры этого харизматика в переговорах с должниками становится отстраненность от мирской суеты до уровня мировой справедливости. Вместо обвинений и грубых угроз он несёт людям слово экспертного откровения и понимания глубокого смысла необходимости выполнения обязательств. Здесь лингвистические приемы убеждения переплетаются с архаическими аппеляциями к основам человеческого сосуществования, эмоция гнева заменена на сочувствие к проблемам другой стороны, а вместо давления предлагается рука помощи.
Классическая, основанная на рациональных доводах, аргументация закреплена и нелингвистическими методами внушения.

  1. Наш специалист по переговорам с должниками - счастливый обладатель подходящего случаю глубокого проникновенного баритона, в его руках портфель, мановением руки он открывает ноутбук, на экране которого тут же высвечивается нужная статья законодательства. Бархатный взгляд мудрых глаз, предельно серьёзное, почти скорбное лицо без намёка на какое-либо заигрывание с оппонентом, медленная, обстоятельная, завораживающая точным подбором терминов речь завершает портрет. Даже его строгий черный костюм сродни белому медицинскому халату: как хирург, изыскивающий способы избежать опасной для жизни пациента операции, он задаёт вопросы и прописывает последний рецепт. Клиенту остается только выполнить предписания специалиста, ведь он не только понимает сложность создавшейся ситуации, он её еще и чувствует.

 

Итак, харизматик действует в переговорах открыто и вдохновенно, тем самым, призывая и контрагента к предельной искренности, подготавливает почву для партнерских, даже дружеских, взаимоотношений.

Приметы харизматичности речи

Харизма помогает установить доверительные отношения на переговорах. Обезоруживающей откровенностью и одухотворенностью харизматик заражает партнера своими идеями. При этом, как правило, речь идет не о приземленных, а о высоких идеях и целях, в крайнем выражении - о мировых. Утрируя, можно сказать, что человек, обладающий харизмой, идет на любые переговоры с глобальной целью: сделать мир лучше.
При этом основное воздействие на собеседника происходит путем речевого воздействия. Перечислим приметы харизматичности речи.

  1. Слушатель моментально увлекается идеей, стилем, ритмом услышанного. С первых же слов становится ясно, что говорит человек, которому можно доверять, настолько правдиво и бесхитростно течет речь, настолько легко и вдохновенно она преподносится.
  2. Возникает ощущение духовной близости с позицией говорящего, интерес рождается и подогревается мыслью: «Да! Так оно и есть!» Слушание становится сродни откровению: хотя речь идет о том, что всем известно, воспринимается это известное как впервые сказанное.
  3. Харизматик не только первым озвучивает идеи, которые бродят в массах, но делает это с опорой на ценности своих слушателей, и чаще всего, на базовые ценности.
  4. Речь его необыкновенно эмоциональна: открыто заявляя о своей идее глобального характера, харизматик заражает слушателя ощущением необходимости срочного принятия мер. Для доказательства своей идеи он насыщает речь метафорами и другими художественными средствами, делающими её выразительной.
  5. Подача информации откровенна и напориста. При чем идею свою харизматик обыгрывает в терминах необходимости («назрел момент, это последний шанс»).
  6. Харизматик действительно говорит правду. Или часть правды. Или желаемую «правду». Этот параметр наиболее интересен, поскольку здесь речь идет о «харизматической правде», когда контрагент воспринимает информацию как истинную постольку, поскольку ему хочется в неё верить. Идея, озвучиваемая харизматиком, не вызывает сомнений и воспринимается как правда.
  7. Сила харизматиков - в их «способности провидеть», именно она заставляет простых смертных, не обладающих этим даром, доверять свои судьбы полубожественным пророкам. Основной посыл, с которым харизматик приходит на переговоры, - «Я знаю истину, потому что вижу будущее», - влияет на волю другого, если этот другой сам не видит так далеко, либо еще не смотрел так пристально в предлагаемую сторону.
  8. Харизматик призывает к конкретным действиям, описывает стиль поведения, которого ожидает от своего визави в будущем, а также разъясняет положительные следствия нового поведения.

Харизматик проводит переговоры «по душам»

В одной из групп, проходивших у меня тренинг ведения переговоров, произошел интересный случай. Классическое упражнение, в котором люди принимали участие, было посвящено различным типам трудных клиентов. Один из участников получил карточку с описанием этого трудного покупателя,

«Дружелюбный экстраверт»
Радушный и добросердечный, доверчивый и недисциплинированный, с чувством юмора, дружелюбный, «твердо стоящий на ногах», он любит выглядеть красиво и эффектно, много говорит, поощряет дружескую манеру разговора.
Однако!
Его не заботит время и планирование
Он избегает разговоров о бизнесе
Он практически никогда ничего не покупает,
но отнимает у продавца много времени

 

и приступил к проигрыванию роли. Участник-Продавец пытался продать «дружелюбному экстраверту» офисную доску-флипчарт.
На тренингах этот клиент считается самым коварным, - как правило, на него не действуют рациональные методы убеждения, которые привыкли применять в своей работе менеджеры по продажам, и, кроме того, продавцы обычно быстро выходят из себя, замечая, что покупатель «просто отнимает время» и требует к себе слишком большого внимания.
В этой же группе всё происходило по другому сценарию. Участник, играющий роль продавца, невозмутимо выслушивал болтовню своего партнера, смеялся его шуткам, сам в ответ рассказывал анекдоты, обсуждал новое платье жены и планируемые направления развития бизнеса покупателя, поражался планировке офиса, которой тот похвалялся… А потом назначил в 10 раз большую цену за втрое больший размер минимальной партии и, мило улыбаясь, спросил: «Ну, что, берёте?!» Ответ соскользнул с губ партнера по игре буквально помимо его воли: «Беру!..». Он и сам был немало удивлен своему согласию.
В момент обсуждения ролевой игры группа спросила у него: «А почему ты все-таки купил-то эти доски?» Только что разыгрывавший находчивого неумолкающего остряка мужчина ответил: «Мне просто вдруг очень захотелось что-нибудь купить у этого продавца. Доски, так доски… Деньги у меня есть, да и не в них дело: я не мог отказать такому хорошему человеку, ведь мы же почти братья с ним теперь!.. Наверное, это и есть харизма?»
Эта «продажа» длилась не дольше всех остальных. По сути, продавец отказался от борьбы, и, присоединившись к ценностям покупателя, достиг результата, в 30 раз превышающего запланированный! Ситуация была интересна тем, что вопреки стандартным на такие случаи наставлениям менеджерам по продажам («Ищите возможность прервать… Верните его к предмету разговора…Не давайте увести себя в сторону»), этот «продавец» просто позволил человеку быть собой. Он действовал, как истинный харизматик: искренняя заинтересованность, совместное бытие в моменте, полное принятие картины мира клиента и оперирование тем материалом, который предоставляет жизнь, отсутствие нереалистичных ожиданий и прямое заявление о своих интересах, - и цель достигнута.

Харизматическая коммуникация – веление века

Харизма имеет прямое отношение к мотивационному менеджменту. Являясь самым тонким и трудно объяснимым, она по праву может быть названа и самым мощным средством влияния. Как сказал один из участников тренинга, «это действует очень мягко и неуловимо, но проникает в самое сердце, остается там и продолжает работать…».
Сложность и многогранность современного общества, где свободно циркулирует информация, где бывшие ранее тайными знания публикуются в бульварных газетах и доступны любому обладателю десяти рублей, общества, в котором пересекаются, смешиваются, прорастают друг в друга национальные культуры, идеи и ценности, требует от человека более творческого подхода к взаимодействию с другими его членами, большей свободы и большего проявления самобытности.
Будучи членом глобального общества, человек перестает быть винтиком, типовой структурной единицей, поддерживающей неизменность и «правильность» сущего. Его новой роли активного и полноправного участника общественных процессов достойны более сложные и более действенные способы воздействия на меняющуюся действительность, будь то управление, деловые процедуры, политика или личная жизнь. В качестве красивого способа коммуникации со всем миром и отдельными людьми и может быть использована харизма, «взрывающая», по мнению М.Вебера, устоявшиеся традиции, нормы, правила, и на иррациональном уровне творящая новый, более справедливый порядок.

В этом восприятии есть нечто, доставшееся нам в наследство от примитивных верований в значимость сказанного оракулом, в магию слов-предсказаний. Люди верят предсказаниям, и даже следуют им, добровольно программируя свои действия по указке «свыше», потому что это снижает уровень тревоги за неопределенность будущего. Пусть оазис, который видит путник в пустыне, - лишь игра воображения, но мираж вселяет надежду и рождает силы для того, чтобы идти дальше, не останавливаясь в безнадежности незнания.


Похожие по содержанию материалы:
«Мне нравится бамбуковой палкой лупить человека» ..
Учимся МСФО в России и на русском языке ..
Циклы несостоятельности, посредственности и успеха ..
Оценка человека по базовым критериям ..
МСФО 2 «ЗАПАСЫ» УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ..
Наша цель – отчетность, на основании которой можно принимать инвестиционные решения – Андрей Буренин ..
МСФО с доставкой в офис ..
Взять отпуск на год ..
Экономический эффект "влипания" ..
Анализируйте свой баланс ..
Гипотеза эффективности рынков ..
Вся правда о бухгалтере ..
О том, как начальник отдела кадров научил проверять трудовые книжки ..


Похожие документы из сходных разделов


10 лучших и 10 худших слов для резюме


Первоисточник: Rokfeller.ru Никогда не говори «никогда», лучше намекни на свои «достижения». Таков совет специалистов, касающийся подачи заявлений о приеме на работу. Специалисты из бюро потрудоустройству и психологи из университета английского графства Хертфордшир составили список из 10 слов, которые производят на потенциал ..
читать далее
Шесть принципов успешного манипулирования

Игорь Николаевич Мелихов, исследователь методов гипнотического воздействия, сертифицированный тренер NLP (с использованием материалов работ Роберта Чалдини)
Первоисточник: Элитариум

1. Принцип последовательности

Естественное стремление людей быть и считаться последовательными — очень мощное средство .. читать далее


Без права на ошибку: управляем слухами

Екатерина Федорова, менеджер по персоналу холдинга «Петротрест»
Первоисточник: Журнал "the CHIEF" (ШЕФ)

Деятельность человека тем более успешна, чем лучше он ориентируется в ситуации, чем адекватнее воспринимает и понимает происходящее. Обмен специфическими сигналами о вероятной опасности, о чем-то полезном и жизн .. читать далее