Мертвые они бы стоили больше, чем живыеИван Москаленко, Евгений Карасюк Первоисточник: Мартин Фарнкомб и Роджер Камрасс искренне желают заплывшим жиром крупным корпорациям разлететься на множество мелких атомов. Книга новоявленных революционеров напичкана порохом, а «Секрету фирмы» они предъявили тлеющий бикфордов шнур. Если бы вертикально интегрированные компании мучились ночными кошмарами, в самом страшном из них фигурировали бы люди со странными фамилиями Фарнкомб и Камрасс. Эти двое считают, что традиционный корпоративный мир катится в ад, и полны решимости спасти его, пока не поздно. Какой у них план? Прежде всего нужно убедить всех, что продолжение строительства бизнес-империй – это безумие, а страсть компаний к M&A не доведет их до добра. Авторы книги
«Секрет фирмы»: В своей книге вы обещаете, что крупные корпорации в конце концов обратятся в так называемые атомы, каждый из которых будет иметь узкую специализацию. Как вы себе представляете этот процесс распада? Мартин Фарнкомб: Для этого нужно только отойти от представления о вертикально интегрированных корпорациях и начать рассматривать их с точки зрения различных уровней организации. Атомы возникнут тут же! Один тип атомов концентрируется на активах, другой – на услугах, третий – на знаниях и инновациях, четвертый – на капитале. Еще, конечно, нам нужен атом, обеспечивающий попадание товаров на рынок и налаживающий работу цепочки поставок. СФ: А как же базовые экономические законы? Например, принцип повышения эффективности путем объединения – людей и компаний. За последние годы появилось множество новых теорий, но большая часть фирм продолжает работать по-старому. О чем, по-вашему, это говорит? Роджер Камрасс: Большинство экспертов по менеджменту согласны с тем, что M&A гораздо чаще уничтожает ценность, чем создает ее. СФ: Если разрастание корпорации обесценивает ее акционерный капитал, увеличится ли он после ее разделения? СФ: Какая из сделок М&А последнего времени вам кажется наименее удачной? МФ: Может, Compaq – HP? Впрочем, эта сделка номер два в списке самых провальных. РК: …оказалось самым разрушительным, уничтожив акционерную ценность в баснословных количествах – около $100 млрд. СФ: Тогда почему компании с упорством продолжают это делать? Кому это выгодно? МФ: Это очень умные ребята. Они просто хотят быть очень богатыми.
СФ: Вы призываете компании задумываться об аутсорсинге. Но как быть с Китаем? Все больше бизнесменов полагают, будто сильно рискуют, размещая на китайских производствах свои заказы. Они опасаются передачи знаний, своего уникального конкурентного преимущества, контрагентам с растущим научно-техническим потенциалом. РК: Да, проблема здесь есть. Риски работы с Китаем велики, но возможности их превосходят. В Китае нужно искать местного партнера, с кем можно было бы успешно капитализировать западные разработки и кто от вашего имени защищал бы интеллектуальную собственность. Сейчас я провожу в этой стране немало времени. В Китае происходит гигантская перестройка экономики. Примечательно, что многие организации там используют нашу «атомарную» модель. СФ: Вы видите в этом свое влияние? СФ: И все же среди крупных корпораций немало долгожителей. А каким, вы думаете, будет средний срок жизни атома? РК: Сегодня в мировой фармацевтике работают до 700 небольших биотехнических компаний с персоналом менее 100 человек. Вероятно, две трети таких компаний не выживут, зато остальные будут щедро вознаграждены. СФ: Свои прогнозы «атомизации» вы распространяете на все рынки? Либо есть консервативные сферы, где компании будут успешны и при традиционной организации бизнеса? РК: Действительно, разные отрасли – разные эффекты. Неповоротливые гиганты автомобилестроения, такие как Ford или GM, сегодня практически в шаге от банкротства. Вот к чему привело их убеждение, что крупная интегрированная организация является ключом к успеху. МФ: Точно. Интересно только, кто придет им на смену. РК: Думаю, нужно будет снова посмотреть на Азию. Поискать новые компании, появившиеся там за последние пять лет в машиностроении, проектировании. Они небольшие, гораздо более гибкие, предпринимательские. Полагаю, они вполне могут составить конкуренцию автомобилестроительным тяжеловесам. Но отдельным отраслям консолидация все же идет на пользу. Скажем, рынок ИТ-услуг. В силу его особенностей там нет места для большого количества игроков. СФ: Иными словами, плохо кончат организации, построенные по принципу вертикальной интеграции. Но сам по себе размер еще ни о чем не говорит. РК: Интересный пример – организация правительства. Сейчас я как раз работаю над проектом в одном из британских департаментов, отвечающем за занятость и пенсии. В нем 150 тыс. сотрудников. Но я считаю, что он будет действовать эффективнее, если число работников будет 15–20 тыс. Он слишком большой, застывший, неэффективный. Вот если бы его удалось «разбить на куски», разъединить… Кстати, недавно именно это было сделано Национальным сберегательным и инвестиционным фондом, в чьем управлении находятся сбережения 26 млн частных лиц на общую сумму $100 млрд. И в этой организации работает всего 132 человека. Это очень «атомарно»! МФ: Что мы предлагаем, так это возможность, разделив компанию на отдельные подразделения, определить те части бизнеса, которые действительно приносят прибыль, создают ценность для акционеров. В книге есть исследование Deloitte & Touche по 118 крупнейшим разъединениям с 1990-го по 1999 год. Везде акционерная стоимость «материнской» и отделившихся компаний в итоге повышалась. «Вы должны упрощать свой бизнес, а не усложнять его» Это произойдет и в более традиционных отраслях. В машиностроении мы видим Toyota, в своем секторе самую успешную компанию в мире. Она целиком концентрируется только на выпуске автомобилей – на том, что мы в книге называем производственной платформой. Она не занимается дизайном, дистрибуцией, для этого Toyota использует внешних партнеров. Возьмем нефтедобычу. ВР – очень хороший пример компании, изменившейся фундаментальным образом. Она от многого избавилась – в частности, продала свою химическую группу. ВР постоянно оценивает, какие части ее бизнеса являются ключевыми, а какие нет и, значит, от них можно избавиться. В целом глава ВР Джон Браун мыслит гораздо более прогрессивно, чем его коллега из Shell – компании, которая привержена традиции, не верит в перемены и противится новым идеям. Поглотив Amoco, Arco, Castrol и другие фирмы, ВР стала крупнейшей в мире нефтяной компанией, но при этом очень резко сократила персонал. Сейчас там работают меньше 100 тыс. человек. А до поглощения в этих компаниях было около 400 тыс. сотрудников. Возьмем головной офис ВР – 20 лет назад там работали 6000 человек, а сегодня – всего 200 человек. Компания имеет гораздо более ясное представление о том, почему они занимаются этим бизнесом и куда им надо направлять инвестиции, чтобы получить наибольший возврат. И, поверьте, их бизнес стал гораздо проще. Мы считаем, это очень важно в нашем быстро меняющемся мире. Вы должны упрощать свой бизнес, а не усложнять его. СФ: Да, но все эти замечательные компании едва ли сверялись с вашей концепцией. Кто-нибудь выбрал ее сознательно? РК: Аутсорсинг – люди еще не обращают на него особого внимания. Ведь все мы переживаем переходный период. Перед глазами у нас истории успеха крупных корпораций, доминировавших на своих рынках сто и более лет. Но в последние пять-десять лет мы начали понимать, что эта модель не отвечает реалиям XXI века. К примеру, требованию доступности информации. Несмотря на кризис «дот-комов», интернет продолжает сильнейшим образом влиять на то, как делается бизнес. Он ставит под вопрос структуру больших корпораций в разных звеньях цепочки создания стоимости. В Великобритании сегодня 3 млн человек зарабатывают деньги на eBay. Эта универсальная система аукционов, таким образом, становится крупнейшим работодателем в Великобритании. Что очень интересно и неожиданно, так как уже начинает влиять на правительственные планы, касающиеся трудовой занятости. «Русские должны усвоить эту концепцию легко и быстро» МФ: Скажу: внимательно посмотрите, какие части вашего бизнеса действительно создают ценность. Главную ценность! Найдите то, что вы делаете лучше всех в своей отрасли. Если вы небольшая компания, не обремененная активами, вам вряд ли удастся освободиться от лишнего груза, но ревизия будет полезной. В то же время крупная, вертикально интегрированная компания гарантированно найдет массу «мусора». От него я советую безжалостно избавляться. Это значительно увеличит доходность бизнеса и реальную акционерную стоимость. РК: Я тут подумал: в России очень продуктивным было бы создание сообществ небольших компаний, которые могли бы легко работать друг с другом – примерно так, как это происходит в Силиконовой долине. Там совсем маленькие компании, располагающие значительными инвестициями, работают и очень быстро реагируют на спрос. В Китае уже создают нечто подобное. МФ: Ну, у русских очень сильный предпринимательский дух. Они должны усвоить эту концепцию легко и быстро. РК: У вас огромное количество высокообразованных людей, многие обладают предпринимательскими талантами и наклонностями. Думаю, они станут очень влиятельными в мировой экономике, как только распробуют свободный рынок. СФ: Вы рисуете картину будущего, где преобладают не «менеджеры-винтики», а свободные экономические агенты. Получается, в новом «атомарном» мире свое место найдут миллионы людей. Это реалистично? СФ: Роджер, а как насчет вас? Вы прочите атомам предельно узкую специализацию на безграничном мировом рынке. А сами между тем успели проявить себя во многих областях – предпринимательстве, управлении и консалтинге. |