Главная страница --> Статьи

По дороге в Европу .. | Шесть принципов успешного ма .. | Куда идет ваша карьера .. | Сражение при Минфине "Решени .. | Опасные мифы инвестиционной .. |


Смерть роботам!


Игорь Гансвинд
Первоисточник: E-xecutive

И. Манн , А. Турусина. Маркетинговая машина: как стать хорошим директором по маркетингу . – М.: Манн, Иванов и Фербер , 2006

В последнее время стало модным писать уничижительные рецензии на книги Игоря Манна. Наверное, я прослыву большим оригиналом, но мне окончание трилогии российского гуру маркетинга понравилось. Вернее, мне понравился сам замысел такой трилогии. Смею утверждать как специалист в книгоиздании, что в мировой практике подобного цельного проекта я еще не встречал. Да, да. Именно в мировой практике. Настолько плотно между собой скреплены разве что многочисленные книги Траута, но у западного гуру в отличие от Манна слишком много повторов и вариаций одной пламенной идеи позиционирования.

Именно как часть трилогии я рассматриваю только что увидевшую свет книгу Игоря Манна и Анны Турусиной "Маркетинговая машина: как стать хорошим директором по маркетингу" (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006). Напомню, что две предыдущие книги - это «Маркетинг на 100%» и «PR на 100%» (в различных переизданиях, в числе которых я и сам уже запутался).

Замысел проекта и его исполнение по-настоящему примечательны. Во всех трех книгах определена четко целевая аудитория, во всех трех книгах одинаковый концептуальный подход «минимум сухой теории и максимум долгожданной практики», во всех трех книгах лаконичный стиль, доброжелательность и деловитость авторов.

В «Маркетинговой машине» деловитость доведена уже до абсолюта. Эта деловитость какая-то не российская - не побоюсь этого слова, прозападная. Игорь и Анна создали гимн маркетинговому профессионализму, воплощением этого профессионализма, по мнению авторов, является киборг-директор маркетинговой машины. «Машина - потому что надежно, четко и максимально эффективно. Маркетинговая машина, идущая к правильной цели оптимальным способом». Этот Терминатор от маркетинга настолько эффективен, что даже не требует дополнительных измерений его безудержной эффективности по той причине, что настоящий профессионал не в состоянии осуществлять маркетинговые активности вхолостую. Задор авторов понятен, легко запоминается, он располагает к запальчивой дискуссии, но я же обещал быть оригинальным и написать положительную рецензию, поэтому полемизировать с основным постулатом книги не решаюсь.

Перейду к деталям. Потому как в целом трилогия Манна и К0 ничего кроме всяческого уважения не заслуживает, и я ожидаю подарочных переизданий в роскошных кожаных переплетах с золотым тиснением. Хочу все три книги, перевязанные розовой ленточкой. Шары благодарности бурно плодящегося племени отечественных маркетологов непременно будут кататься по коридору любезности Игоря Манна.

А вот в деталях я узнаю характер Игоря Борисовича, потому как в результате многочисленных встреч и бесед с ним уже, кажется, начинаю понимать принципы его мышления.

Во-первых, Манн всегда внимателен к мелочам. В некоторых рецензиях и отзывах поверхностные критики как раз указывали будущим читателям на сомнительность некоторых «примитивных» рецептов от нашего шеф-повара. В «Маркетинговой машине» не обошлось без банальностей и даже досадных утечек «воды».

Например: «Предложите новичку бумагу или блокнот для записей, если у него их нет с собой (кстати, если это так, то это не совсем здорово: маркетер всегда должен иметь что-то для записи)».

Или вот такая цитата: «Говорит Игорь Манн: «Меня часто спрашивают: "Как заставить думать сотрудников?" Я обычно отшучиваюсь: "Есть способы возможные и невозможные. Используйте все". А если серьезно, это сложный вопрос, и подбирать ключ к его решению нужно индивидуально в каждом конкретном случае».

Тем не менее, уважение к мелочам меня лично подкупает, потому как истинный профессионализм как раз и состоит в том, насколько специалист или руководитель в состоянии контролировать многочисленные мелочи в повседневной деятельности. Как раз эта кажущаяся чрезмерной дотошность книги лишний раз подчеркивает, что Манн - реальный профессионал нашего дела.

Во-вторых, в книге много смешных эпизодов, баек, даже анекдотов. Игорь обладает хорошим чувством юмора и этот его жизненный оптимизм чувствуется на каждой странице. И это особенно здорово, когда курс доллара к рублю падает, цены на нефть растут и активность на Солнце какая-то ненормальная. В этих нечеловеческих условиях я рекомендую принимать содержимое книг Манна на ночь как действенный курс психотерапии.

В-третьих, работает, действительно работает кредо авторов: среди многочисленных советов и рекомендаций каждый читатель сможет найти что-то новое для себя. Я, например, зафиксировал в своем электронном конспекте следующие семь «жемчужин»:

- Маркетинговые Олимпийские игры для региональных отделений;
- ежеквартальные решения по прекращению неактуальных, чрезмерно затратных или дублирующих активностей;
- мнемоническую формулу «5Р + Т»;
- оценку «эффективность маркетинга на 400%»;
- совет директору заниматься большими делами в приоритетном порядке;
- негатив авторов к обучению сотрудников на программах MBA (лучше читать книги и писать кандидатскую диссертацию);
- оценку лидз по качеству, количеству и по персональному вкладу директора в добычу лидз…

То есть, даже для людей, достаточно искушенных в бизнес-практике (а ваш рецензент несколько самодовольно себя к таковым причисляет), в довольно-таки скромной по объему книженции находятся полезные мысли и идеи. А для начинающих директоров, думается, КПД книги будет еще выше, чем у меня.

И все-таки не удержусь супротив соблазна точечной критики. Мне издание «Маркетинговой машины» показалось чрезмерно коммерческим. В последнее время Игорь Манн увлекся таким инструментом как product placement, поэтому все его собеседники на страницах книги чуть ли не хором читают взахлеб и горячо рекомендуют книги издательства «Манн, Иванов и Фербер». Я ожидаю развития этой плодотворной идеи. Вскорости новые проекты издательства будут являть нам проданные и перепроданные сантиметры книжной площади: в тексте, за текстом, в примечаниях, в списках рекомендованной литературы и на обложках. Готовьтесь к агрессивному книжному маркетингу этого издательства, будьте начеку, дорогие читатели…

Еще одна моя критическая стрела послана в ту сторону, откуда следует ожидать второго издания «Маркетинговой машины», третьего, ремикса и прочих реинкарнаций. Что хорошо для софта (очередная улучшенная версия Microsoft Windows) не всегда хорошо для книг. Особенно неудобна эта манера Манна для читателей первого издания. Уже сейчас приходится с чувством обреченности готовить себя к необходимости приобретения всех будущих улучшенных и дополненных версий «Маркетинговой машины».

И напоследок мне хотелось бы объясниться по поводу названия рецензии. В приложениях к основному тексту 15 друзей Манна, которых он опрашивает о смысле и сути работы маркетингового директора, совершенно справедливо напоминают авторам, что хороший руководитель маркетинга не должен превращаться в ходячую функцию. А должен демонстрировать видение, лидерские качества, умение организационного взаимодействия, сбалансированность деловых и личностных целей, навыки ситуационного руководства. Эти ключевые компетенции не совсем те, которые имеет в виду Манн, когда утверждает, что директор по маркетингу обязан стать выдающимся политическим деятелем компании. Да, директор по маркетингу - в том смысле машина, в каком смысле локомотив является драйвером для упирающихся вагонов. Но топливом для этого драйва является не столько голый профессионализм и не столько управленческие офисные войны, сколько внутренний стержень и вечные ценности.

Но такое понимание - это следующий этап в карьерном росте, этап превращения профессионала в лидера. И это тема других книг.

Автор, пиши еще!

Marketingly Yours, Игорь Борисович!



Похожие по содержанию материалы:
Правовое регулирование труда руководителей ..
Бухгалтеров и аудиторов ждут большие перемены ..
Переход российских банков на международные стандарты состоялся ..
О новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете" ..
По дороге в Европу ..
Шесть принципов успешного манипулирования ..
Куда идет ваша карьера ..
Сражение при Минфине "Решение об увеличении бюджетных расходов - это та ситуация, когда проиграно ср ..
Опасные мифы инвестиционной оценки ..
Зачем нужен лизинг ..
Интервью: Олег Тиньков, владелец сети ресторанов “Тинькофф-ресторанс” “Я купил себе велосипед” ..
Из двух стилей управления выбираем… оба! ..
Как обернуть грызню сотрудников на пользу ..


Похожие документы из сходных разделов


Совет по стандартам учета Австралии возложил на себя ответственность за интерпретацию МСФО


Первоисточник: GAAP.ru

24 июня 2006 года австралийский Совет по стандартам учета (Australian Accounting Standards Board, AASB) окончательно одобрил принятие собственной модели интерпретации международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Напомним, что в декабре 2005 года AASB представлял её для обсуждения и ком .. читать далее


МСФО нужны миру - Кирилл Алтухов


Первоисточник: РосБизнесКонсалтинг

В последние дни европейские СМИ стали все чаще публиковать статьи, в которых выражают сомнения относительно того, что МСФО правильно выбраны в качестве глобальных бухгалтерских стандартов. Например, их критикуют за их "неоднозначность" и "усложненность". В свою очередь составителей и .. читать далее


Чтобы рассчитать бизнес-план или узнать причины падения рентабельности достаточно…калькулятора


Практикующий консультант

Бизнес сравни человеческой жизни: рождаются новые компании, набирают силу либо теряют позиции существующие предприятия, одни компании решают объединиться, другие - принимают решение расстаться с каким-либо из производств или направлений деятельности. Также как в нашей обычной жизни, в бизнесе любое стратегическое или повседневное решение .. читать далее