Главная страница --> Статьи

В российской отчетности поня .. | Налоговые последствия перехо .. | Особенности национального ИТ .. | 10 лучших и 10 худших слов д .. | Карьера возможностей Как уде .. |


Маркетинг впечатлений и мета-рынки: все, о чем вы хотели спросить Котлера


Филип Котлер
Первоисточник: E-xecutive

- Автор многих книг по маркетингу и менеджменту

Глава из книги «300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер» - М.: Олимп-Бизнес, 2006

Новые тенденции в маркетинге

Какие основные глобальные тенденции необходимо учитывать, строя планы на будущее?

Экономический ландшафт подвергся фундаментальному изменению под влиянием технологии и глобализации. Благодаря Интернету и более свободной торговле любые компании теперь могут конкурировать друг с другом на любом рынке.

Основная сила экономики — гиперконкуренция, заключающаяся в том, что компании могут производить больше товаров, чем способны продать, а это ощутимо сказывается на цене. Кроме того, это заставляет компании «закладывать» в цену возможности более широкой дифференциации товаров. Однако по большей части такая дифференциация — психологическая, а не реальная. Но и в этом случае преимущество компании сохраняется недолго в условиях экономики, позволяющей быстро перенять любое новшество.

Компании должны иметь в виду, что потребители становятся все образованнее и располагают лучшим инструментарием, таким, например, как Интернет. Все это делает их более разборчивыми при покупке товара.

Как влияют на маркетинг, наряду с воздействием на формирование рынков и деловую активность, процессы глобализации, гиперконкуренции и Интернет?

Все три силы оказывают дополнительное давление на цены. В результате глобализации компании переносят свое производство туда, где оно обходится дешевле, и ввозят товары по ценам ниже тех, что устанавливают местные продавцы. Гиперконкуренция означает большое число поставщиков, борющихся за одних и тех же потребителей, а это также ведет к снижению цены. Интернет позволяет людям быстро сравнить цены и воспользоваться самым дешевым предложением. Таким образом, задача маркетинга состоит в том, чтобы найти пути поддержания уровня цен и прибыльности ввиду перечисленных макротенденций. Ни в одной стране национальные производители не удержат покупателей своих товаров, если не смогут постоянно лидировать в предложении наибольшей ценности для потребителя.

В то же время различные мировые регионы, все более интегрируясь в мировую экономику, все чаще грешат протекционизмом. Местные компании требуют от других участников рынка в регионе предоставления им льготных условий. Но искусственные торговые преференции не могут существовать в течение длительного времени, не сопровождаясь значительным снижением ценности для потребителя.

Какие новые тенденции в маркетинге являются самыми важными?

Я включил бы в список новых тенденций в маркетинге следующие изменения:

  • от маркетинга типа «сделай и продай» к маркетингу «услышь и откликнись»;
  • от владения активами к владению брендами;
  • от вертикальной интеграции к интеграции виртуальной (аутсорсинг);
  • от массового маркетинга к маркетингу, ориентированному на запросы потребителя;
  • от деятельности только на рынке к дополнительной работе в киберпространстве;
  • от конкуренции за долю рынка к конкуренции за определенного потребителя;
  • от усилий по привлечению нового потребителя к сохранению и удовлетворению уже существующего;
  • от маркетинга сделок к маркетингу взаимоотношений с клиентами;
  • от посреднического маркетинга к прямому;
  • от маркетингового монолога к диалогу с потребителем;
  • от раздельного планирования видов коммуникаций к интегрированным маркетинговым коммуникациям;
  • от одноканального маркетинга к многоканальному;
  • от маркетинга, сосредоточенного на товаре, к маркетингу, сконцентрированному на интересах потребителя;
  • от маркетинговой деятельности силами одного отдела к маркетингу, которым занимаются все сотрудники компании;
  • от эксплуатации поставщиков и дистрибьюторов к партнерству с ними.

Обсуждение результатов воздействия любой из указанных тенденций потребует много места. Эти процессы окажут влияние на разные отрасли и компании в различные периоды времени. Я надеюсь, что компании будут развивать свой бизнес с учетом перечисленных тенденций.

Какое влияние на организации может оказать ускорение темпов происходящих изменений?

Успешные компании должны заниматься мониторингом тенденций и разрабатывать сценарии возможного развития событий, подумать о том, как изменения могут повлиять на компанию, и запланировать ответные меры. Дальновидные руководители компаний назначат сотрудника или создадут группу для мониторинга тенденций и выработки сценария действий. Компания Royal Dutch/Shell, например, считает свою рентабельность в определенной степени результатом использования сценарного планирования.

Какие самые важные изменения произошли в маркетинге с момента появления знаменитого комплекса 4Р?

С тех пор изменений не счесть. Развитие шло от массового маркетинга к маркетингу рыночных сегментов, затем — к маркетингу рыночных ниш, а от него — к индивидуализированному маркетингу «один на один». Должным образом была оценена растущая роль обслуживания, совершенствовались навыки в создании торговых марок и в управлении брендом как финансовым активом. С большей эффективностью стал использоваться интернет-маркетинг. Кроме того, идет процесс выработки новых систем показателей, позволяющих контролировать рентабельность расходов на маркетинг.

Новые идеи в маркетинге

Какие знания и умения необходимы в современном маркетинге?

Традиционно маркетинговая деятельность предполагала профессиональное использование следующего набора инструментов: торговые представители, реклама, продвижение продаж и маркетинговые исследования. Каждая компания должна в совершенстве овладеть этим инструментарием. Но маркетинговым подразделениям нужно освоить и новые навыки, среди которых — создание бренда, управление взаимоотношениями с клиентами, маркетинг и поиск информации с использованием баз данных, телефонный маркетинг, маркетинг впечатлений, а также анализ прибыльности отдельного товара, сегмента рынка, канала распределения и потребителя.

Что такое маркетинг впечатлений[i]?

Продавцам приходится все больше думать не только о продаже товара или услуги, но и о разработке и поставке потребителю позитивных впечатлений. Компания Starbucks, например, предлагает своим клиентам «кофейные впечатления» в привлекательных кофейнях, где они могут укрыться от спешки и суеты современного мира. Знаменитая книготорговая сеть Barnes & Noble также открыла в своих книжных магазинах замечательные кафе, обеспечивает посетителей возможностью читать новые книги прямо в торговых залах, оборудовав их для этого столами и стульями, организует вечерние лекции и представления. Фирма REI, розничный продавец альпинистского снаряжения, предоставляет в своих магазинах стену для скалолазания и имитацию водопада, чтобы клиенты могли испытать и почувствовать качество снаряжения, которое она продает. Bass PRO, компания по розничной продаже снаряжения для рыбалки, предлагает в своих магазинах клиентам опробовать удочку в бассейне с рыбами. Все это говорит о том, что продавцам следует принимать во внимание положительные впечатления, которыми уже располагают потребители при покупке товара или услуги, и найти способ имитации таких впечатлений.

Как будет воздействовать доступ к информации в режиме реального времени[ii] на практику маркетинга?

Я уверен, что придет время, когда процесс принятия маркетинговых решений станет объективным: достоверные данные будут поступать с рынка и анализироваться с помощью компьютерных программ поддержки решений, позволяющих моделировать последствия тех или иных действий. Так работает современная армия, те же методы применяют некоторые компании; например, ведущие авиаперевозчики используют специальную «игровую комнату» для моделирования «военных действий» в маркетинге.

По-прежнему ли сильна общая тенденция в пользу кастомизации товаров и услуг?

Первые опыты предложения покупателям возможности выбора конфигурации компьютера (Dell), кроя джинсов (Levi Strauss), характеристик велосипедов (National) оказались успешными. Еще шире эта тенденция распространена в сегменте В2В: например, производители комплектуют грузовики в соответствии с индивидуальными требованиями покупателей. Кастомизация затронет многие товары и услуги, но далеко не все.

Я хотел бы пояснить, что большинству компаний нет нужды заниматься кастомизацией товаров. Обычно бывает гораздо результативнее определить целевой сегмент рынка и разработать товар для этого сегмента, чем подгонять товар в соответствии с требованиями каждого отдельного покупателя. Когда рыночный сегмент четко определен, часто достаточно стандартного предложения.

Вместе с тем не подлежит сомнению, что чем больше мы знаем о каждом индивидуальном покупателе, тем выше наш шанс завоевать его. В этом — основа популярности маркетинга взаимоотношений и систем CRM[iii]. Но возникает вопрос: сможет ли выручка от продажи товаров, произведенных по индивидуальным требованиям покупателей, покрыть более высокие расходы, например на сбор и обработку информации о каждом отдельном покупателе? В некоторых случаях это так. Компания Dell остается лидером рынка персональных компьютеров, поскольку способна не только собрать ПК по индивидуальному заказу покупателя, но и предложить более низкую цену. Фирмы предлагают джинсы индивидуального пошива, индивидуализированные кредиты, ипотеки, витамины и косметику — с разной долей успеха. Ясно одно: любая компания должна с особой осторожностью продумать решение о выходе на рынок индивидуализированных товаров.

Что такое мета-рынки и как компании могут извлечь выгоду из появления мета-рынков?

Мета-рынок[iv] позволяет ускорить все процессы, связанные с приобретением товара и его использованием. Для того чтобы купить автомобиль, необходимо найти средства, сделать выбор и застраховать обновку. Я советую воспользоваться сайтом Edmunds.com — это онлайновый мета-рынок, где можно найти информацию обо всех автомобилях, выбрать лучшего дилера, торгующего заинтересовавшими вас автомобилями, получить кредит и купить страховку. Другой пример — theknot.com, мета-рынок для приобретения всего, что связано с подготовкой к свадьбе, включая платья, приглашения, подарки и так далее.

Также смотрите:

Маркетинг, который изменился


[i] Маркетинг впечатлений (experiential marketing) — маркетинг с использованием положительного жизненного опыта и позитивных впечатлений потребителей, склонных к поиску новых, необычных ощущений.

[ii] Информация в режиме реального времени (real-time information) — данные, поступающие к продавцу или производителю товара непосредственно от участников процесса маркетинга (розничных продавцов, дистрибьюторов и так далее) в режиме реального времени, позволяющие учитывать среди прочих показатели сбыта, спроса, объем продаж и корректировать их по мере необходимости.

[iii] Управление взаимоотношениями с клиентом (customer relationship management, CRM) — относительно новая маркетинговая стратегия с активным использованием информационных технологий, которая включает в себя составление и применение обширных баз данных и позволяет компании собирать и обрабатывать информацию о клиентах с целью создания взаимовыгодных отношений, основанных на персональном подходе. — Примеч. ред.

[iv] Мета-рынок (metamarket) — виртуальный рынок, содержащий информацию о реальных рынках, товарах, производителях и продавцах.



Похожие по содержанию материалы:
Лицом к инвестору ..
Новости с фронта борьбы с пиратами ..
100 идей для развития творческого потенциала сотрудников ..
Западная и восточная деловые культуры ..
В российской отчетности понятия «группа» нет ИНТЕРВЬЮ партнера PricewaterhouseCoopers Александра Чме ..
Налоговые последствия перехода на МСФО ..
Особенности национального ИТ - рекрутмента Интервью с Е. Позняковой ..
10 лучших и 10 худших слов для резюме ..
Карьера возможностей Как удерживать менеджеров в компании и стоит ли это делать? ..
"Мегарегулятор - новый шаг в развитии финансового рынка" - интервью руководителя ФСФР России журналу ..
Трансформация отчетности (1 ур.) Как перевести российскую отчетность на международные рельсы ..
Бизнес взял фору Ему обещали снизить налоговое бремя, но отдавать придется ростом ВВП ..
Фактор факторинга ..


Похожие документы из сходных разделов


Продажная любовь

Текст Наталья Скуднова
Первоисточник: Журнал "the CHIEF" (ШЕФ)

Сотрудники отдела продаж… Кто они? Олимпийцы, которым «заслуженно» достаются лавры по итогам деятельности всей команды? Или невольники, тянущие непосильную лямку «продажного труда»? Но самое главное: чем вызвана такая «любовь» к продажным специалист .. читать далее


Маркетинговые исследования: правила игры

Юрий Лермонтов
Первоисточник: Журнал "Консультант"

В последнее время широко распространились договоры, предметом которых является «оказание маркетинговых услуг» либо «проведение маркетинговых исследований». Такие контракты традиционно вызывают у проверяющих повышенный интерес. Поэтому документацию по ним .. читать далее


«Холодные» звонки. Сценарии преодоления секретаря

Евгений Балакирев
Первоисточник: E-xecutive

По телефону ничего продать нельзя. «Холодные» звонки служат единственной цели: назначить встречу. Самое худшее, чем можно заниматься с помощью телефона – это рассылать по факсу содержимое для мусорных корзин. 99 из 100 поступающих по факсу предложений попадают именно т .. читать далее