Как рассчитать налоговый бюджетАлина Колесникова Первоисточник: Когда составить бюджет? Как правило, компании формируют сводный бюджет на весь финансовый период, то есть календарный год. А налоги планируют в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов. Следовательно, документ можно создать с учетом следующих дат:
Как собрать информацию Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать, данные каких документов можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить. Рассчитываем налоги С начала этого года составить бюджет по НДС стало проще. Ведь теперь для зачета налога достаточно только оприходовать материалы (работы или услуги) и иметь счет-фактуру. Оплата больше не имеет никакого значения. Существенно изменить сумму налогов, которые увеличивают расходы организации, почти невозможно. К ним относят, как правило, платежи, которые рассчитывают с имеющихся в собственности фирмы активов (налог на имущество, земельный и транспортный налоги). Труднее всего рассчитать налог на прибыль – его начисляют по данным налогового учета. Для этого можно воспользоваться плановым сводным налоговым регистром. Данный документ должен отражать показатели бюджета продаж, расходных бюджетов, а также себестоимость реализованной продукции. Эти суммы изменяют в соответствии с налоговым законодательством. Для этого нужно определить:
Также при расчете налога следует учитывать показатели, которые не влияют на бухгалтерскую прибыль, полученную в отчетном периоде. Например, убыток прошлых лет, перенесенный на будущее. Пример налогового бюджета приведен в таблице 1.
Оптимизируем налоги При помощи бюджета можно не только рассчитывать налоговую нагрузку фирмы, но и оптимизировать налоги. С 2005 года компаниям дали возможность самим определять перечень прямых расходов, из которых формируется себестоимость реализованной продукции и которые распределяются на остатки готовой продукции и незавершенного производства. Это позволит организациям сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Рассмотрим на примере варианты распределения затрат. В III квартале 2006 года компания планирует произвести промышленную продукцию на общую сумму 4 600 000 рублей. Ее себестоимость состоит из следующих расходов. Прямые затраты (бюджет прямых затрат) – 3 200 000 рублей, в том числе:
Косвенные затраты (бюджет общепроизводственных расходов) – 1 400 000 рублей, в том числе:
Организация прогнозирует, что в конце отчетного периода на складе образуется остаток готовой продукции на сумму 400 000 рублей. Косвенные расходы на его производство составят 175 000 рублей (400 000 : 3 200 000 = 0,125; 1 400 000 ! 0,125 = 175 000). Остатки незавершенной продукции на производстве отсутствуют. Вариант 1. В учетной политике к прямым расходам относятся: затраты на приобретение материалов и комплектующих изделий, используемых в производстве продукции, расходы на оплату труда производственного персонала, а также суммы ЕСН и платежи по обязательному пенсионному страхованию, амортизация производственного оборудования. К косвенным расходам относятся все остальные затраты, за исключением внереализационных. Вариант 2. В учетной политике к прямым расходам относятся те же затраты, что и в первом варианте, а также прочие общепроизводственные расходы, определяемые по данным бухгалтерского учета. Косвенные расходы организации будут такими же, как и в первом варианте. Расчеты приведены в таблице 2.
Если проанализировать полученные данные, можно прийти к выводу, что первый вариант выгоднее, поскольку суммы налога на прибыль меньше. Но с точки зрения экономии труда более интересен второй вариант, так как у фирмы не возникает временных разниц, что значительно сокращает работу бухгалтерии. Поскольку состав прямых расходов закрепляется в учетной политике минимум на два года (п. 1 ст. 319 НК РФ), надо учитывать также и планы организации в следующих налоговых периодах. Например, если фирма возьмет долгосрочный инвестиционный кредит на строительство или модернизацию основного средства (ОС), проценты по нему в налоговом учете будут входить в состав внереализационных расходов. В то же время в бухгалтерском учете они увеличивают стоимость ОС. В этом случае совокупные налогооблагаемые расходы заметно возрастут. Чтобы уменьшить их, можно увеличить прямые затраты, которые распределяют на остатки готовой продукции. Таким образом, компания на стадии формирования налогового бюджета может разработать выгодную для себя учетную политику. |